Полезное питание и здоровый образ жизни
Автор: Васильева Валентина Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №112» г. РязаньПроект для детей средней группы (4-5 лет)
Аннотация
Проект ««Полезное питание и здоровый образ жизни» был разработан для детей средней группы.
В настоящее время наблюдается рост интереса к оздоровлению нашего государства и общества в целом. Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (П 1.6) является охрана и укрепление здоровья детей, а также приобщение детей к здоровому образу жизни и культуре правильного питания. [11]
ФОП ДО раскрывает требования к развивающей предметно – пространственной среде «обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении приспособленной для реализации Программы (далее-участок), материалов, оборудование и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». [10]
В современном мире сохранение, укрепление и восстановление здоровья граждан продолжает оставаться приоритетной государственной задачей.[9]
Здоровье и развитие во многом зависят от полноценного сбалансированного питания и эффективности его организации, так как именно в возрасте 4-5 лет, когда активно формируются привычки, наибольшее значение имеет воспитание навыков рационального питания. К тому же, рациональное питание воспитанников - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в детском саду. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.[9]
Сегодняшние дети - это будущее государства. Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности правильного питания и здорового образа жизни.
В детском возрасте уровень здоровья ребенка во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов.
Проблема здорового питания заключается в том, что дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточно употребляют в пищу натуральные овощи и фрукты, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья.
Цель проекта: создание условий по формированию культуры здорового питания, пропаганда здорового образа жизни у детей 4-5 лет
Задачи проекта:
В работе с детьми:
1. Формировать представление детей об основных принципах здорового питания, полезных продуктах.
2. Расширять представления детей о необходимости двигательной активности и закаливания.
3.Формировать представление дошкольников о необходимости заботы о своем здоровье.
4. Развивать потребность в укреплении и сохранении здоровья, в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье.
В работе с родителями:
1. Совершенствовать у родителей понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья.
2. Вовлекать родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания.
В работе педагогов:
1. Обобщать и систематизировать полученные знания о здоровом питании.
2. Распространять опыт работы.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- открытые занятия для родителей и педагогов;
- сравнение полученных результатов.
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), родители воспитанников, педагоги.
Тип проекта: групповой.
Длительность: долгосрочный, сентябрь 2023г. – апрель 2024г.
Ожидаемый результат:
У детей:
1. Сформируется представление об основных принципах здорового питания, полезных продуктах.
2. Расширятся представления о необходимости двигательной активности и закаливания.
3. Сформируется представление о необходимости заботы о своем здоровье.
4. Появится потребность в укреплении и сохранении здоровья, в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье.
5. Снизится заболеваемость.
У родителей:
1. Повысится уровень знаний о здоровом образе жизни.
2. Сформируется интерес к правильному питанию в семьях
У педагогов:
1. Методическая копилка (конспекты занятий, сценарии досугов, картотека опытов, презентации и видеоматериалы).
2. Педагоги будут использовать мой опыт в своей работе.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный информационно – исследовательский
- Определение объекта изучения, постановка целей, задач.
- Работа с научно-популярной, методической литературой.
- Подбор художественной литературы для детей, наглядных и дидактических материалов (иллюстрации, презентации, видеоматериалы по теме проекта).
- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности.
- Подготовка информационного материала для родителей.
- Проведение анкетирования родителей с целью получения информации об их отношении к здоровому питанию и здоровому образу жизни. (Приложение 2)
- Уточнение представлений детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни человека (беседа, диагностика).
2. Планирование проекта
- Определение участников проекта.
- Составление перспективного плана работы с детьми, с родителями.
- Обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после
окончания проекта.
- Разработка сценария развлечения для детей и родителей.
3. Основной
Реализация проекта:
Педагоги:
- подобрали литературу, наглядный и дидактический материал: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме;
Для детей:
- дидактические игры («Полезное и вредное», «Четвертый лишний», «Вершки и корешки», «Какой овощ?», «Чудесный мешочек» (угадывание овощей и фруктов на ощупь), «Узнай по вкусу», «Узнай блюдо», пазлы «Овощи и фрукты», «Подбери по цвету», «Найди пару») [2, 3] (Приложение 2)
- сюжетно-ролевые игры («Продуктовый магазин», «Кафе», «Кухня») [2]
- конкурсы («Чистые тарелки», «Аккуратный стол», «Сервировка стола») [3]
- рисование («Полезные фрукты и овощи», «Мой любимый обед»)
- физическое развитие (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры) [8]
Для родителей:
- анкетирование; (Приложение 1)
- консультации для родителей; (Приложение 3)
- организация спектакля («Овощи и фрукты – полезные продукты») (Приложение 4)
4. Заключительный
- Подведение итогов, анализ, обобщение, оценка результатов, полученных в процессе совместной исследовательской деятельности ребёнка и взрослого.
- Методическая копилка (конспекты занятий, сценарии досугов, картотека опытов, презентации и видеоматериалы).
- Рефлексия (самооценка качества проделанной работы).
Результаты проекта:
1. Сформированы представления детей об основных принципах здорового питания, полезных продуктах.
2. Расширились представления детей о необходимости двигательной активности и закаливания.
3. Сформированы представление дошкольников о необходимости заботы о своем здоровье.
4. У детей развивается потребность в укреплении и сохранении здоровья, в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье.
5. Снизилась заболеваемость.
В работе с родителями:
1. Сформировалось понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья.
2. Родители активно учувствуют в совместной деятельности по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания.
В работе педагогов:
1. Добавлен в методическую копилку новый материал (конспекты занятий, сценарии досугов, картотека опытов, презентации и видеоматериалы).
2. Получен опыт работы с проектами.
3. Трансляция опыта, обмен опытом с другими педагогами.
Рефлексия:
Выполняя данную работу, мы достигли поставленной цели: были созданы условия по формированию культуры правильного питания и здоровому образу жизни.
Информационные источники:
1. Верховкина М.Е. К здоровой семье через детский сад. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 144 с.
2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Средняя группа: 4-5 лет. 2-е изд., испр.и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2023. – 176 с.
3. Давидчук А.Н. Методическое пособие. Познавательное развитие дошкольников в игре. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 96 с.
4. Кардакова М.А. Сначала суп, потом десерт. Как составить полноценное меню и сформировать у ребенка правильные пищевые привычки. – М.: Миф, 2022. – 192 с.
5. Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. – М.: Клиником, 2022. – 592 с.
6. Павловская Е.А., Гмошинская М.В., Пырьева Е.А. Наш ребенок питается правильно! – М.: Просвещение, 2023. – 128 с.
7. Плотникова Т.В. Организация детского питания. – М.: Феникс, 2023. – 335 с.
8. Прокопенко И.В. «Картотека комплексов оздоровительной гимнастики для детей 4-5 лет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://primdou74.ru/public/users/993/PDF/090220171926.pdf (Дата обращения: 08.09.2023)
9. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.rc-sme.ru/News/materials/gprzo.pdf (Дата обращения: 20.11.2023).
10. Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (Дата обращения: 02.09.2023).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (Дата обращения: 16.09.2023).
Проект с приложениями во вложении (pdf 223kb)
Скачать вложение