Полёт в космос
Автор: Мериакри Татьяна Александровна, Ларина Ольга Анатольевна, Четыркина Светлана Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №105», г. РязаньСценарий интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по конструированию из мягкого плоскостного конструктора в старшей группе (5-6 лет) (художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие).
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».
Ж.Пиаже
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивная деятельность дошкольников подготавливает необходимую основу для развития творческих, познавательных, сенсорных способностей детей. Эту проблему рассматривали: В.С.Мухина, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, З.В.Лиштван, Г.А. Урунтаева, В.Г.Нечаева, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова, Л.В.Куцакова, Г.А.Урадовских.
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение.
По утверждению Галины Урадовских мягкий плоскостной конструктор представляет собой «потенциальное поле успешности» для каждого ребёнка. Он, таким образом, с успехом осваивает основы композиции, обучается различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от той же аппликации конструктор позволяет ребенку легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом работа доставляет ему еще и приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.
Так как для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов.
При выполнении различных действий с деталями универсального конструктора Г.В. Урадовских решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными и слуховыми ощущениями в сложные, интегрированные образы и представления, выражающимися в речи.
Так как развитие устной речи дошкольников происходит во всех видах деятельности, то и использовать универсальный конструктор так же предполагается, как можно чаще. Это будет непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП, развитию речи, окружающему миру, чтению художественной литературы, индивидуальная работа, свободная и опытническая деятельность, дидактическая игра, игры-инсценировки, конструирование, отгадывание загадок (конструировать простейшие отгадки), рассказ по картине.
Дети старшего дошкольного возраста могут создавать что угодно, при создании одного предмета можно найти несколько решений, самостоятельно экспериментировать с материалом, научатся достраивать, преобразовывать готовые изображения, самостоятельно передавать основное содержание произведения, создавать образы его главных героев и точно передавать их характерные особенности.
Цель: развитие конструктивных способностей детей посредством конструирования
Задачи:
1. Продолжать учить соотносить расположение деталей на плоскости согласно схеме, определять их форму, размер, цвет; формировать умение выполнять постройку в определенной последовательности.
2. Развивать внимание, память, воображение, детей.
3. Воспитывать умения работать в коллективе.
Вид детского конструирования: художественное конструирование (из мягкого плоскостного конструктора)
Форма организации детского конструирования: занятие
Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие
Материалы и оборудование: мягкий плоскостной конструктор, схемы, ИКТ - сопровождение.
Демонстрационный материал: мультимедийная установка, экран; иллюстрации с изображением роботов, ракеты; схемы по сборке модели ракеты; видеосюжет «Полет над планетой Земля»; звукозапись.
Раздаточный материал: мягкий плоскостной конструктор, схемы.
Обогащение словаря: инженер-конструктор
Активизация словаря: стартовая площадка, космодром, робот.
Предварительная работа: беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий; сюжетно-ролевые игры; просмотр мультфильмов; чтение художественной литературы по данной тематике; творческая деятельность.
Ход занятия.
Вводная часть. Организационный момент.
Дети стоят полукругом около воспитателя. Звучит музыка. Раздаётся сигнал тревоги.
Воспитатель:
- Ребята, вы слышите? Это сигнал с далёкой планеты. Жители этой планеты просят нас о помощи. Предлагаю отправиться в космос и узнать, что же случилось на этой планете. Вы готовы придти на помощь? А на чём же мы с вами отправимся в путь? (На ракете)
Основная часть.
Воспитатель:
- Правильно, полететь на другую планету мы можем только на ракете.
До взлёта ракета стоит на стартовой площадке или на космодроме.
Ракета состоит из трёх ступеней. При запуске 2 ступени отпадают, и на орбиту выходит только самая верхняя часть ракеты - космический корабль. (Показ на экране) Ракеты строят инженеры - конструкторы. Сейчас я предлагаю вам стать инженерами – конструкторами и построить ракету, на которой мы отправимся в космос. Давайте рассмотрим чертёж ракеты. (На экране схема ракеты).
- Какие мы видим фигуры на чертеже, и какого они цвета? (Воспитатель показывает на схеме фигуры, дети называют их).
- Прежде чем приступить к работе, я предлагаю вам объединиться в группы. Для этого возьмите из мешочка кубики, на которых написаны цифры. Объединитесь в команды по цифрам. Каждая команда строит свою ступень космического корабля. Рассмотрите внимательно схемы, по которым вы будете работать. Выберете те геометрические фигуры, которые вам необходимы и приступайте к работе.
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель:
- Нам остается только соединить все три ступени вместе. Давайте это сделаем на полу. (Дети соединяют части ракеты на полу, перед стульями). Вот такая ракета у нас получилась. Давайте сравним её со схемой. Всё правильно? Я вижу, что вы все настоящие инженеры - конструкторы.
- Ребята, а как называют людей, которые летают в космос? (Космонавты). Сейчас я вам предлагаю стать космонавтами и отправиться в космический путь, а для этого необходимо пройти тренировку, которая называется "Ждут нас быстрые ракеты".
Подвижная игра "Ждут нас быстрые ракеты"
На полу раскладываются обручи (ракеты). Играет ритмичная маршевая музыка. Дети маршируют по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим, места нет!
Дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (обручах). Играет спокойная космическая музыка, дети изображают невесомость. Затем все становятся в круг, игра начинается сначала. Игра повторяется три раза. После игры ребята занимают "космические кресла" (Садятся на стулья).
Воспитатель:
- Тренировка закончена, нам надо спешить. Занимаем места в ракете. Готовимся к полету! Пристегните ремни. Начинаем обратный отсчет: 5.4.3.2.1. Полетели. (На экран выводится видео-имитация полета в космосе)
- Внимание! Выходим в открытый космос. Посмотрите в иллюминаторы. Какая красивая наша планета. Видны материки, заснеженные горы. Мы все дальше и дальше от Земли. Пролетаем мимо планеты Марс и Юпитер.
- А вот и неизвестная планета. Внимание совершаем посадку. Отстегните ремни и следуйте за мной. (Дети подходят к экрану).
- Интересно кто же здесь живёт? Кто подаёт сигнал о помощи? (Варианты детей). Ребята, попробуем отгадать загадку.
Нет руля и нет шин,
Но я - родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу,
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердоват.
Но зато большой добряк.
- Ребята, о ком эта загадка? (Робот).
- А вот и он, наверно, он и звал нас на помощь. Скажите, а чем робот похож на человека? (Голова, туловище, руки, ноги).
- А чем он отличается от нас? Какое главное отличие от человека? (Мы живые, робот не живой). Кто создаёт роботов? (Инженер конструктор)
- Как вы думаете, почему робот грустный? (Скучает в одиночестве без друзей). Робот говорит, о том, что он много раз посылал сигналы на все планеты, но услышали его только мы. У него есть своя лаборатория, где приготовлено всё для создания других роботов: чертежи и материалы. Нужен только человеческий разум.
- Ребята поможем роботу? Построим много новых роботов? А для этого нам надо стать кем? (Инженерами конструкторами). Предлагаю перед работой сделать разминку.
Физкультминутка
Робот делает зарядку (Дети маршируют на месте)
И считает по порядку:
Раз - контакты не искрят, (Движение руками в сторону)
Два - суставы не скрипят, (Движение руками вверх)
Три - прозрачен объектив (Движение руками у глаз)
И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища)
Практическая часть.
Воспитатель:
- Давайте подойдём к экрану и рассмотрим чертежи (На экране схемы роботов). Посмотрите, какие разные бывают роботы. Давайте рассмотрим, их повнимательнее, есть ли среди них одинаковые?
- Сколько одинаковых роботов? (Два)
- Где они расположены? (в правом нижнем углу и в левом верхнем углу).
- Больше нет одинаковых? (Нет)
- Как много разных геометрических фигур мы видим на чертеже. А кто знает, как называются эти геометрические фигуры? (Многоугольник, овал, трапеция).
- Ребята, сейчас я вам предлагаю пройти в лабораторию, в которой есть схемы и детали конструктора для постройки роботов. Выберете карточку со схемой, на которой дан чертеж робота. На нём в правом нижнем углу есть цифра. Такая же цифра есть на рабочем поле, где находится материал, по данной схеме. Подойдите к столам, и начните конструирование своего робота.
Продуктивная деятельность детей
Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Кто послал сигнал о помощи? (Робот)
- Что случилось у робота? (У него нет друзей, ему было скучно)
- Как мы смогли помочь роботу? (Собрали для него друзей, применили человеческий разум)
- Вот сколько друзей появилось у нашего робота. Он благодарит вас за помощь! Теперь роботу не будет скучно!
- Ребята, робот предлагает нам дать название этой планете. Давайте подумаем, как можно её назвать? (Варианты детей).
Раздаётся сигнал тревоги.
- Это сигнал из нашего детского сада! Нам пора возвращаться домой. Садитесь в космические кресла, пристигните ремни. К полёту готовы? Начинаем обратный отсчет: 5.4.3.2.1. Полетели!
- Осторожно! На пути метеоритный дождь. Наклонитесь вперед, вправо, влево. Приземлились. Полёт прошёл успешно. Вот мы и снова дома!
- Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям, друзьям? Где мы были, что делали? Спасибо вам за помощь, вы большие молодцы.
Литература:
1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и конспекты занятий – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 341с.
2. Лиштан З.Н. Игры и занятия строительным материалом в детском саду М., 1971г.
3. Парамонова Л.А., УрадовскихГ.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей // Дошкольное воспитание, 1985, №9
4. Поддьяков Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 407с.
Скачать вложение