Помогаем Лунтику
Автор: Кремнева Анна Борисовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №152», г. РязаньКонспект занятия по познавательному развитию для детей 3-4 лет.
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.
Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Деятельность ребенка в этом возрасте строится на основе подражания. Малыш воспроизводит модели поведения, демонстрируемые значимыми взрослыми, поэтому большое значение приобретают: примеры для подражания (члены семьи и ближайшего окружения ребенка, положительные герои сказок, рассказов для детей); наглядная демонстрация важности знания и соблюдения правил безопасного поведения; предметно-действенное сотрудничество со взрослым (воспитателем, родителем). На этой основе формируется отношение ребенка к нормам и правилам, к себе, собственной безопасности и безопасности окружающих, к окружающей действительности. В опыте общения со взрослым у младшего дошкольника формируется стремление к самостоятельности.
В совместной с ребенком деятельности педагог помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения к окружающему. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малышей добиться лучшего результата. Педагогу необходимо стимулировать детскую собственную активность и эмоциональную вовлеченность. Малышей нужно заинтересовать новой полезной деятельностью, несмотря на трудности в умении импровизировать, следить за развитием действий в продолжительных игровых ситуациях, в умении выстраивать игровые эпизоды в единую сюжетную линию, в подборе правильных атрибутов к игре.
Наглядно-образное мышление младших дошкольников способствует представлению об окружающем мире. Дети, имея уже определённый запас знаний и умений по теме, могут применить их в реальной и игровой ситуации, созданной на основе сказки или художественного произведения. Малыши могут научить героя сказки правильному поведению, исправить неблагополучный исход какой-либо сказочной ситуации на позитивный, используя полученный опыт, воображение и фантазию.
Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью ребенка, было интересно и эмоционально окрашено. Эту возрастную особенность всегда надо учитывать при планировании занятий с малышами.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Методы и приемы реализации содержания занятия: решение проблемной ситуации, опыты, дидактические игры, беседа, загадка, показ отрывка мультфильма.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с основными свойствами и качествами материалов, из которых изготовлены предметы, знакомые ребенку
Задачи
Обучающие:
- продолжать знакомить детей со свойствами и качествами ткани;
- обогащать познавательные действия детей через поисковую деятельность;
- формировать интерес детей к вопросам безопасного поведения;
- формировать умение сравнивать два предмета по одному признаку.
Развивающие:
- развивать умение принимать инструкцию взрослого;
- развивать исследовательские умения;
- развивать эмоциональную отзывчивость у детей;
- развивать речевую активность.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- формировать полезные привычки, приобщая к здоровому образу жизни;
- воспитывать стремление самостоятельно завершить начатое.
Материалы и оборудование:
Оборудование:
Проектор для показа фрагмента мультфильма «Лунтик»; зонтики: один – от солнца, второй – от дождя; пульверизатор; электрическая лампа; две кукольные футболки черного и белого цвета;
Раздаточный материал: набор самоклеящихся картинок для оформления билета: солнце, пальма, дельфины, море по количеству детей, основа для билета.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Лунтик», беседа о сезонной одежде, рассматривание картинок на тему «Одежда».
Активизация словаря: солнечный день, дождь, дождливый, зонт, футболка, резиновые сапоги, плащ.
Обогащение: непромокаемая
Ход занятия
1. Мотивационный этап.
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети. Какое сегодня прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, вместе со мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Сегодня всем с утра, желаем мы добра!
Воспитатель: Сегодня в чудесное весеннее утро, у меня такое хорошее настроение! А у вас какое сегодня настроение? Как вы думаете, почему у нас хорошее настроение?
Дети: За окном светит солнце, поют, радуются весеннему дню птички, погода хорошая, друзья рядом, хорошее самочувствие и т.д.
Воспитатель: Но все, же я немного огорчена, а почему вы сейчас узнаете. (Просмотр фрагмента мультфильма)
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: Вы узнали, кто это?
Дети: Лунтик и его друзья.
Воспитатель: Как думаете, почему же Лунтику грустно?
Дети: Лунтику хочется гулять.
Воспитатель: Правильно, он уже очень долго не гулял на свежем воздухе, а если долго не гулять, то настроение точно испортится и даже можно заболеть. Ему очень хочется погулять, но на улице идет сильный дождь. Ребята, мне очень хочется, чтобы Лунтик перестал грустить. А вам этого хочется? Но как же нам помочь Лунтику не грустить?
Выслушиваются варианты ответов детей.
Воспитатель: Вы все верно говорите, но гулять нужно каждый день, потому что свежий воздух и движения помогают сохранять хорошее настроение и самочувствие. Для того чтобы прогулка приносила радость и удовольствие нужно выбирать правильную одежду. Какая одежда и обувь нужны для прогулки в дождливую погоду? (ответы детей). У Лунтика в шкафу много вещей. Сейчас мы поможем ему выбрать правильную одежду.
3.Исполнительский этап
Дидактическая игра «Подбери одежду по погоде».
(В ходе выполнения задания дети выбирают одежду, в зависимости от погодных условий)
Воспитатель: Дети, какая одежда и обувь понадобятся для прогулки под дождем? Почему вы выбрали именно эти варианты? Почему остальные вещи не подойдут? (ответы детей). Вы замечательно справились с заданием и подобрали Лунтику правильную одежду для прогулки под дождем. Но у меня для Лунтика есть сюрприз! Послушайте загадку и скажите, что я еще для него приготовила.
Стучит дождик надо мной,
Чтобы я бежал домой.
Я смеюсь и напеваю
Смело, весело шагаю.
Гуляю я под дождиком
С моим другом ….(зонтиком)
Воспитатель: Да, правильно, это зонтик. Посмотрите у меня два зонтика.
Дети подходят к столу, на котором находятся два зонтика один от дождя, другой – от солнца.
Воспитатель: Какой же зонтик понадобится для прогулки под дождем? (ответы детей) Почему вы выбрали именно этот зонт? (ответы детей) Для прогулки в дождливый день нам нужен зонтик, который не пропускает воду и не намокает. То есть зонтик из непромокаемой ткани.
(повторение нового слова хором и отдельно)
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем опыт и проверим, какой зонтик сделан из непромокаемой ткани и не пропускает воду.
Опыт с водой.
Воспитатель: Сейчас мы наши зонтики побрызгаем водой. Что же мы видим?: Дети: По первому зонтику вода стекает капельками, а с другого зонтика вода не стекает, она впиталась.
Воспитатель: Теперь давайте потрогаем зонтики изнутри. Что же вы почувствовали?
Дети: Один зонтик изнутри мокрый, а другой сухой.
Воспитатель: Подумайте и скажите, под каким зонтиком Лунтик не промокнет во время прогулки? Почему? Правильно, ткань этого зонтика непромокаемая, и под ним будет сухо. Я передам этот зонтик Лунтику.
Воспитатель: Мы с вами помогли собраться Лунтику на прогулку, выбрали ему правильную одежду, подарили зонтик. Давайте теперь посмотрим, улучшилось ли у Лунтика настроение после прогулки (просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик. Краденое солнышко»). Как мы видим, Лунтик грустит. Как думаете, почему?
Дети: Лунтику очень не хватает солнышка.
Воспитатель: Мне так хочется ему помочь, но я не знаю, как это сделать. А вы знаете, как помочь Лунтику?
Воспитатель выслушивает все варианты ответов детей.
Воспитатель: Если Лунтику очень хочется солнышка, то я предлагаю отправить его в такое место, где много солнца. А где у нас много солнца?
Дети: В жарких странах.
Воспитатель: Ну, конечно, мы отправим Лунтика в жаркие страны, где почти всегда светит теплое и яркое солнце. Но вы знаете, солнце в жарких странах бывает очень жарким, даже палящим и чтобы защититься от солнца, Лунтику понадобится второй зонтик, который защищает от солнечных лучей, чтобы можно было гулять в самый жаркий день.
Проводится подвижная игра «Солнышко»
(Под веселую музыку дети шагают, по сигналу «Дождик» прячутся под зонт взрослого)
Воспитатель: Зонтик для прогулок под солнцем у Лунтика есть, теперь нам нужно помочь ему собрать чемодан. В жарких странах очень тепло, поэтому Лунтику понадобится правильная одежда. А чтобы узнать, какая одежда подходит для прогулок под ярким и горячим солнцем, мы проведем опыт.
Опыт с лампой.
(Дети подходят к столу, на котором стоит лампа, и лежат две футболки Лунтика черного и белого цвета.)
Воспитатель: Вот эта включенная лампа будет нашим маленьким солнышком, а солнышко жаркое, поэтому, чтобы вам не было жарко близко к лампе подходить не надо. Под лампу я положу светлую и темную футболку Лунтика и посмотрим, что будет. А пока одежда немного полежит под солнышком, мы с вами позаботимся и о билете для Лунтика в жаркие страны.
Дети подходят к столу, на котором находятся четыре конверта с изображениями в верхнем левом углу самолета, поезда, машины и велосипеда и картинки для украшения билета.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, на чем можно добраться до жарких стран? (ответы детей) Какой билет мы отдадим Лунтику? Да, вот этот, до жарких стран Лунтик полетит на самолете. Но вот беда, Лунтик не умеет читать, поэтому я предлагаю украсить билет картинками, чтобы Лунтику сразу стало понятно, куда ему нужно лететь. Какие картинки мы возьмем для оформления билета? Возьмите нужные картинки и приклейте их на конверт. (Дети приклеивают изображения пальм, солнца, моря, дельфинов).
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый билет у нас получился, теперь Лунтику будет понятно, куда ему нужно лететь. Дети, билет для Лунтика у нас есть, (показать детям готовый билет), зонтик тоже, теперь пришла пора собирать чемодан. Сейчас я выключу наше солнышко. Солнышко очень горячее, поэтому я уберу его подальше. А вы ручками потрогайте футболки. Что вы чувствуете?
Дети: Футболка белого цвета теплая, а футболка черного цвета горячая.
Воспитатель: Как вы думаете, в какой футболке Лунтику будет не жарко? Почему вы так думаете?
Дети: В светлой футболке, потому что она меньше нагрелась
Воспитатель: Все верно, темная одежда под солнцем нагревается, поэтому в ней очень жарко. Вспомните, летом, когда было жарко, вы какие вещи надевали светлые или темные?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: Летом, когда жарко, лучше надевать светлую одежду и обязательно панамку. Вы теперь знаете, в какой одежде Лунтику не будет жарко, поэтому подойдем к столу, на котором лежит одежда и выберем нужные вещи для прогулок под жарким солнцем.
Дидактическое упражнение «Подбери одежду по погоде» (дети выбирают из разложенных карточек карточки с одеждой из светлой ткани).
Воспитатель: Дети, почему вы выбрали светлую одежду?
Дети: Светлую одежду солнце меньше нагревает.
Воспитатель: Еще раз посмотрите, все ли правильно справились с этим заданием? Молодцы, Лунтик будет очень доволен. Теперь давайте сложим одежду в чемодан, положим билет, зонтик и все передадим Лунтику. У него теперь есть билет, одежда и зонтик от солнца, и ему можно отправляться в жаркие страны.
Воспитатель: Так кто же запомнил, какая одежда нужна для прогулок под дождем? Она сделана из какой ткани? Правильно, из непромокаемой. Давайте все вместе произнесем, какая ткань?
Дети: Непромокаемая.
Воспитатель: А в какой одежде нужно гулять под жарким солнцем? Правильно, в светлой одежде.
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Вот мы помогли Лунтику собраться на отдых. А вам понравилось помогать? Какое задание вам было трудно выполнять? А какое легко? Вы молодцы, теперь Лунтик знает, что гулять можно в любую погоду, только нужно надевать правильную одежду.
Дети, смотрите, Лунтик уже добрался до жарких стран и прислал нам открытку.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Посмотрите, какой он довольный. Это вы помогли Лунтику исполнить его желание и поднять ему настроение. А когда вам пригодится знание, как правильно выбрать одежду? Верно. Нам пора собираться на прогулку.
Литература
1. Тимофеева ЛЛ. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. –Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. - 160с.
2. СоломенниковаО.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 111с.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.-208с.
Скачать вложение