РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Поможем Матрёшке

Автор: Королёва Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Иcкрoвcкий дeтcкий caд» муниципaльнoгo oбрaзoвaния – Рязaнcкий муниципaльный рaйoн Рязaнcкoй oблacти

Кoнcпeкт oбрaзoвaтeльнoй дeятeльнocти пo формированию элементарных математических представлений во второй младшей группe.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Василий Александрович Сухомлинский.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает важность познавательного развития детей в соответствии с возрастом ребенка, его способностями, творческим потенциалом и индивидуальными особенностями. Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, педагогам детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные чувства.
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». (Д.В. Менджерицкая)
В обучением математике нам отлично помогают дидактические игры.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых (Платона, К. Ушинского, Л.Н. Толстого, Ж.-Ж. Руссо) и в практической деятельности многих педагогов (А. Макаренко, В. Сухомлинского, В. Яковлева). По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.
Цель: организовать деятельность детей, направленную на формирование элементарных математических представлений в совместной игровой деятельности.
обучающие:
- совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине (большой, маленький), ширине (узкий, широкий), длине (высокий, низкий), количеству (один, много, ни одного).                    
- продолжать учить узнавать и называть цвет, геометрические фигуры.
развивающие:
- развивать внимание, мелкую моторику, зрительное восприятие, память, речь;
- развивать умение ориентироваться в пространстве. 
воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, умение действовать сообща.
Словарная работа: активизировать словарный запас детей (круг, квадрат, треугольник).
Обогащение словарного запаса (разноцветный).
Материалы и оборудование:
1. демонстрационный: матрёшка, конверт для билетов, ткань синего цвета (широкая и узкая), цветы из картона (синие, зелёные, жёлтые, красные), подносы для бабочек (4 шт.), шкатулка с брелоки –матрёшек, картинка с изображением ёлочек.                                                                                                                                  2. раздаточный: билеты с изображением геометрических фигур, бабочки;
3. технические средства: компьютер с колонками.
Предварительная работа: чтение стихотворений о геометрических фигурах «Стих про круг», «Стих про квадрат», «Стих про треугольник», «Прямоугольник», «Круг», «Квадрат», «Треугольник» (автор неизвестен); дидактические игры «Найди свой домик», «Что бывает круглой формы?», «Найди такую же фигуру», «Чудесный мешочек», «Куда спряталась мышка?», «Где звенит колокольчик?», «Отгадай, что шире?», «Пройди по мостику».
 Ход занятия
1. Организационный этап
Дети входят в группу, берутся за руки, встают в круг с воспитателем. Мотивация общения (игра-приветствие) – создание положительного эмоционального настроя.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
2. Мотивационный этaп
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то к нам стучится. Пойду, посмотрю.
Хотите узнать, что к нам пришёл в гости? (Да). Тогда вам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножно
Это русская … (Матрёшка).
Воспитатель: - Правильно!
3. Ориентировачный этап
Воспитатель говорит голосом Матрёшки.
Воспитатель: Матрёшка, здравствуй! Как ты попала к нам в детский сад?
Матрёшка: «Здравствуйте, мои дорогие друзья! Однажды я с подружками пошла в лес за грибами и ягодами. Лес оказался большим. В лесу очень красиво. Заблудилась я и потерялась. Теперь никак не могу найти дорогу домой. А живу в деревне «Матрёнкино». Знаю, что вы очень добрые и всегда помогаете тем, кто в беде. Помогите мне, пожалуйста!»
Воспитатель: Поможем Матрёшке? (Да).
Воспитатель: А на чем мы с вами можем добраться до леса? (На автобусе, машине, поезде и т.д.) Давайте отправимся, на автобусе. Возьмите каждый по билету, и найдите свои места. (Раздать детям «билеты» - геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты, прямоугольники разных цветов и размеров. Такие же фигуры прикреплены на спинки стульев.) Все заняли свои места? Поехали!
Звучит детская песенка про автобус.
4. Исполнительский этап
Воспитатель: Ребята, Матрёшка хочет поиграть с вами в «Прятки». Поиграем с ней? (Да). Куда спряталась Матрёшка?
Воспитатель прячет Матрёшку, а дети отгадывают ее месторасположение.                                                    
- Матрёшка сидит на стульчике.
- Матрёшка сидит под стульчиком.
- Матрёшка сидит перед стульчиком. 
- Матрёшка сидит за стульчиком.   
Воспитатель: Ребята, молодцы! Везде смогли найти Матрёшку.
Воспитатель: А теперь, пока мы едем, скажите мне, пожалуйста, какие колёса у автобуса? (Круглые). Почему? (Потому что круг может катится).
- А какие окошки у автобуса? (Квадратные). А могут ли колёса быть квадратными? (Нет). Почему? (У квадрата есть уголки). Правильно!
Воспитатель: Ребята, мы с вами приехали в лес. Посмотрите, как здесь красиво! Вам нравится? (Да). Давайте оглядимся вокруг и прислушаемся.
Аудиозапись звуков леса.
Воспитатель: Что вы слышите? (Поют птицы, журчат ручейки, шумят деревья).
Картинка с изображением ёлочек разной высоты.
Воспитатель: Посмотрите, какие деревья растут в лесу? (Елки) Правильно, посмотрите, какого цвета здесь стоят елки. (Зеленые). Молодцы, а они одинаковые или разные. (Разные) Какие они по высоте? (Высокие и низкие). Молодцы, ребята!
Звучит фонограмма ветра.
Воспитатель: Ой, слышите, что это за шум?  Наверное, ветер поднимается. Ребята, а во время ветра деревья что делают? (Качаются). Давайте мы тоже покачаемся, как деревья.

Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
(В.И. Коваленко «Школа физкультминуток»)

Воспитатель: Ребятки, давайте пройдём дальше. Нам с вами нужно попасть на цветочную поляну. Сколько на поляне цветов? (Много). Какого цвета здесь цветочки? (Красные, желтые, синие, зеленые). Каким одним словом их можно назвать? (Разноцветные).
Воспитатель: Разноцветные – значит, разных цветов.
Игра «Перепрыгни ручейки».
Воспитатель: Ой, смотрите, нам путь преградили ручейки. (На полу лежат два ручейка - узкий и широкий.) Одинаковые ли они? (Нет. Один широкий, а другой узкий.)
- Чтобы не замочить ножки, нужно аккуратно перепрыгнуть. Через какой ручеек нам легче перепрыгнуть? (Узкий).
Воспитатель: Почему?
Дети: Он уже, а другой шире.
Воспитатель: Давайте перепрыгнем через них.
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»
Воспитатель: А сейчас отгадайте еще одну загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)                                                                                                                             
Воспитатель: Правильно ребята, смотрите, а вон там сидят бабочки. Сколько их? (Много.) Давайте поиграем в игру: найдем для каждой бабочки свой цветок (дети берут бабочки).
Пока звучит музыка - дети бегают около цветов. Умолкает - сажают бабочек на цветы, которые лежат на полу, подбирая по цвету.
Воспитатель: Сколько у тебя, Маша, было бабочек? (Одна). Сколько осталось? (Ни одной).
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились! А вот и показалась вдалеке деревня «Матрёнкино».
5. Рефлексивный этап
Воспитатель: Вот какие мы молодцы, помогли Матрёшке найти её деревню. Как нам удалось это сделать? (Сначала ехали на автобусе, потом приехали в лес, попали на цветочную поляну, перепрыгивали через ручейки). Смогли мы помочь Матрёшке? (Да). Что вам понравилось? (Ответы детей). Что такое разноцветные? (Разных цветов).
У неё теперь хорошее настроение, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем Матрёшке «До свидания!».
Дети садятся в автобус и возвращаются в детский сад.
6. Перспективный этап
Воспитатель: Ребята, сегодня расскажите своим родным и близким, как мы помогли Матрёшке, где мы с вами побывали, что видели.
Матрёшка поблагодарила вас и велела передать небольшие сувениры – матрёшки.
Список  литературы:
1. Иновацонная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020. – 368с.
2. Пономарёва И.А., Позина В.А., Формирование элементарных математических представлений: младшая группа; – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017г. – 48с.
Новикова В.П., Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – 2-е изд., – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2021. – 80с.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru