Приключения Головастика и Непоседы
Автор: Габриелян Армине Патвакановна, Косоурова Евгения Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №5 «Пчелка», г. Скопин, Рязанская областьОбразовательная деятельность по финансовой грамоте в старшей группе
Аннотация
Очень важно, чтобы дети знали, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольной организации. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальныеи нравственные качества.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дело, осуждение жадности и расточительности). Без формированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключаетсяне в организации специального обучения экономики, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщенные в жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Основная часть
Предварительная работа
Беседы с детьми: «Мои потребности», «Заработная плата», «Бюджет семьи».
Просмотр мультфильмов: «Уроки тётушки Совы».
Сюжетно ролевая игра: «Магазин», «Семья».
Чтение сказок: «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Али-баба и сорок разбойников».
Цель: формирование бережного отношения к деньгам.
Задачи
- подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.
Методы и приемы
Ситуативная задача, интерактивная игра «Наши потребности», игра «Разноцветные кружечки», интерактивный спектакль, проблемные вопросы.
Материал и оборудование: монеты, кошельки, иллюстрации с потребностями, разноцветные кружочки
Технические средства: колонка, ноутбук, презентация, проектор, экран, ноутбук.
Ход занятия
Мотивационный этап
Воспитатель: Ребята, когда я пришла детский сад, мне почтальон вместе с зайчатами передал письмо. Посмотрите на видео- послание.
Педагог обращает внимание на экран.
Слайд 2
Воспитатель: Ребята, это зайчата. Они братья. Давайте познакомимся с ними?
Головастик: Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Головастик, так как я очень много думаю. А моего брата зовут Непоседа, потому что он относится ко всем вещам спустя рукава и говорит: «И так сойдёт».
Воспитатель: Ребята, с малышами постоянно происходят необычные финансовые истории, один брат оказывается в выигрыше, а другой остается совершенно с пустыми карманами. Как вы думаете, почему могут происходить такие события?
Ответ детей: Может быть, они не умеют считать деньги и контролировать расходы.
Слайд 3
Воспитатель: Чтобы разобраться в причинах неудач, предлагаю отправиться в путешествие с зайчатами и при необходимости подсказать о доходах, расходах, потребностях, бюджете и о том, как следует относиться к денежным средствам. Согласны?
Ответ детей: Конечно, согласны.
Ориентировочный этап
Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие с зайчатами Головастиком и Непоседой, но не забывайте быть внимательными и вовремя оказывать помощь, чтобы они больше не попадали в неприятные финансовые ситуации.
Исполнительный этап
Дети отправляются путешествие с зайчатами.
Воспитатель: Друзья мои, наши зайчата взяли с собой в дорогу некоторые вещи, а вот какие, отгадайте с помощью загадки.
- Маленькая, кругленькая, в кармашек летит и при этом звенит.
Ответы детей: Монета.
Воспитатель: Правильно, у друзей было по 5 монет. А зачем вообще нужны денежные средства?
Ответы детей: На них можно совершить покупки или что - то оплатить.
Воспитатель: Совершено верно, без денежных средств очень сложно прожить.
Ребята, посмотрите, наши зайчата решили рассказать друг другу сказки, но совершенно запутались в действиях сказочных героев, кто из них покупал, кто продавал, ну а кто копил деньги.
Давайте вспомним сказки и поможем зайцам разобраться с данной ситуацией.
На экране изображены сказки -
Ответ детей:
«Муха-цокотуха» - нашла деньги. Слайд 4
«Трое из Простоквашино» - отправились в лес искать клад , чтобы купить корову. занимались продажей. Слайд 5
«Али-баба и сорок разбойников», - герои продавали и покупали. Слайд 6
«Золотая антилопа» - герои этой сказки могла производить золотые монеты ударом копытца о землю. Слайд 7
Слайд 8
Воспитатель: Ребята, вы помогли зайчикам разобраться в сказках и убедиться, что деньги, это универсальное средство на которые можно что-то купить.
Зайчата отправились в путь с монетами в кошельках, но не уверены в том, что деньги нужны для удовлетворения потребностей. Давайте им расскажем, что же это такое.
Ответы детей: Потребности — это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Воспитатель: Ребята, зайчата, еще неопытные экономисты и никак не могут отличить важные потребности от второстепенных. Давайте подскажем малышам.
Слайд 9
Интерактивная игра «Наши потребности».
Воспитатель: На экране две корзинки, в зеленую вы отправите изображения с потребностями, а в красную, то без чего можно обойтись. Готовы?
Дети распределяют иллюстрации с потребностями по группам и рассказывают, почему сделали именно такой выбор.
Зелёная коробка.: дом, еда, одежда, лекарство.
Красная коробка: украшения, театр, ресторан, море, машина
Воспитатель: Ребята, вы все верно рассказали зайчатам, дом необходим каждому, ведь, это семейный очаг, где всегда должно быть тепло и уютно и есть, что одеть. А без еды и воды вообще нельзя прожить.
Слайд 10
Воспитатель: Дети, два ушастых друга решили купить дом. Посмотрите внимательно на дома, между которыми они выбирают. Один большой и новый, он стоит 3 рубля, второй дом большой, но старый стоит 2 рубля, а третий дом новый, но совсем маленький - 1 рубль.
Слайд 11
Непоседа решил сэкономить и взял самый дешёвый домик, а Головастик, выбрал домик за 3рубля. Как вы думаете, правильно друзья сделали свой выбор?
Ответы детей. Правильно, дом за 2 рубля хоть и большой, но старый, а значит быстрее всех придет в негодность.
Проблемный вопрос
Слайд 12
Воспитатель: Хорошо, что друзья сделали правильный выбор среди трех домиков. Но на улице сильно похолодало, и зайчата замерзли в своих жилищах, ведь на дворе зима. Как же им помочь, что их согреет?
Ответы детей: Тёплый плед согреет друзей.
Слайд 13
Воспитатель: Правильно, дети. Зайчата достали по одной монетке из своих кошелечков и приобрели себе необходимые теплые пледы. Малыши согрелись и захотели поиграть, вы составите им компанию?
Ответы детей: С удовольствием.
Физминутка
Нашли зайчата клад, /ходьба на месте/
Каждый денежкам очень рад, /прыжки на месте/
Не решили, как им быть? /наклоны в стороны/
Что на монеты им купить? /разводим руками/
Слайд 14
Воспитатель: Зайчата согрелись, поиграли и проголодались.
Как вы думаете, какую жизненно важную потребность они вспомнили?
Ответы детей: Потребность в еде.
Слайд 15-17
Воспитатель: Совершенно верно. Дети, два брата приготовили монеты и пошли в магазин. В супермаркете продавец попросила оказать ей помощь в рассортировки продуктов и пообещала заплатить за работу по 3 монеты каждому. Головастик подумал, что у него мало денег и согласился заработать, а Непоседа отказался получить прибыль. По окончанию выполненной помощи трудолюбивый и отзывчивый зайчишка получил 3 монеты. И ушастики совершили желаемые покупки. Но у Головастика теперь остался 1рубль, а Непоседа потратил все свои деньги.
Слайд 18-20
- Посмотрите, друзья мои, Головастик приобрел крупу, муку, сыр, молоко за 3 монеты, а Непоседа купил за эти деньги чипсы, газировку и жевательную резинку. Головастик сытно и полезно пообедал, но и у него осталось много продуктов и на следующий день, а Непоседа напротив, смог только полакомиться своими покупками и уже к вечеру зайчику захотелось кушать. Головастик поделился с братом Непоседой продуктами питания, но все же они начали спорить между собой, и каждый доказывает правоту о правильном приобретении продуктов питания.
Воспитатель: Чтобы нам с вами рассудить зайчат, давайте вспомним, что такое бюджет?
Ответы детей: Это план доходов и расходов на определенное время.
Воспитатель: Вы правы. Бюджет – это прибыль и траты.
За выполненную работу получают зарплату, тем самым пополняется бюджет семьи, мы называем это доходами. Но, приходится совершать траты и это называется расход. Иногда траты полезные, а иногда не совсем, но мы ведь с вами уже умеем отличать важные потребности от второстепенных.
Воспитатель: Дети, чтобы нам помочь зайцам разобраться, кто же поступил правильно в супермаркете, предлагаю вместе с ними поиграть в игру «Разноцветные кружочки»
Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является прибылью, вы отвечаете, что это доход и поднимаете жёлтый кружек, ну, а если затраты, поднимаете красный кружок и говорите, что это расход. Все понятны правила игры?
Ответы детей: Понятны.
Игра «Разноцветные кружочки»
Воспитатель: Мама получила зарплату.
Ответы детей: это доход/поднимают жёлтый кружок.
Воспитатель: Приобрели квартиру.
Ответы детей: Это расход/поднимают красный кружок.
Воспитатель: На день рождения получили денежный подарок.
Ответы детей: Это доход /поднимают жёлтый кружок.
Воспитатель: Потеряли деньги.
Ответы детей: Это расход/поднимают красный кружок.
Воспитатель: Продали квартиру.
Ответы детей: Это доход /поднимают жёлтый кружок.
Воспитатель: Купили чипсы.
Ответы детей: Это ненужный расход, чипсы вредный продукт/ поднимают красный кружок.
Воспитатель: Папа купил новую машину.
Ответы детей: Расход /поднимают красный кружок.
Воспитатель: Какие вы молодцы, все доходы и расходы определили правильно и даже отметили ненужные траты.
Проблемный вопрос
Слайд 21-22
Воспитатель: Взглянули зайчата в свои кошельки, и увидели, что у Головастика осталась одна монетка, а у Непоседы кошелёчек пуст. Что вы посоветуете Головастику с сделать с монетой?
Ответ детей: Если оплачены все жизненно важные необходимости, можно отложить на следующую покупку, а при желании отнести в банк.
Рефлексивный этап
Слайд 23
Воспитатель: В путешествии с зайчатами вы были внимательными и вовремя оказывали помощь друзьям, чтобы они больше не попадали в неприятные финансовые ситуации. О чем вы рассказали друзьям?
Ответ детей: О доходах, расходах, потребностях и бюджете.
Воспитатель: Что обозначает слово бюджет и из чего он состоит? Как следует относиться к денежным средствам? А какие бывают потребности?
Ответ детей.
Перспективный этап
Воспитатель: Я думаю, что заработанная монета принесет Головастику в будущем прибыль, а Непоседа впредь станет продуманнее распределять свой бюджет. Но перед тем как уйти зайчата приготовили для вас подарки, это кошелечки, в которые вы будете складывать свои денежные средства, но и сами не забывайте их разумно распределять.
Литература:
1. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие/ Л.Н. Галкина.-Челябинск 2018 г.
2. Герасименко С.В. /С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шайкина, И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока,или Экономика для малышей».-Волгоград, 2019г.-34 с.
3. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2019. – 254 с.
4. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с
Скачать материал с презентацией (Архив zip 17MB)
Скачать вложение