РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Приключения в кукольном городе

Автор: Рубцова Наталья Александровна, учитель-логопед МДОУ "Детский сад "Березка"" муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области

Конспект логопедического занятия с элементами куклотерапии.

Логопедическое занятие с элементами куклотерапии по теме «Приключения в кукольном городе» рассчитано на подгруппу из 2 детей: 1 девочка, 1 мальчик 6-7 лет. Занятие составлено с учетом индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Цель – создание условий для дифференциации звуков [р] – [р`] в речи детей.
Структура данного занятия отражает системно-деятельностный подход в обучении и содержит все пять этапов деятельности, логически связанные единой сюжетной линией: путешествие в город кукол.
В занятие включены элементы куклотерапии. Общение с детьми организовано с помощью куклы Феи и жителей кукольного города, что позволяет поддерживать интерес к выполнению заданий на протяжении всего занятия, а также ненавязчиво контролировать и исправлять недостатки речи детей.
Тип занятия: подгрупповое (2 детей: 1 девочка, 1 мальчик).
Возрастная группа: подготовительная.
Цель – создание условий для дифференциации звуков [р] – [р`] в речи детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
1. организовать познавательно-речевую деятельность детей, направленную на дифференциацию звуков [р] – [р`] изолированно, в слогах, словах, фразах;
Коррекционно-развивающие
1. развивать фонематическое восприятие: повторять слоговые цепочки; определять наличие заданного звука в слове;
2. развивать связную речь путем распространения простых предложений, составления сложных предложений с союзом а;
3. развивать мелкую моторику посредством кукловождения;
Коррекционно-воспитывающие
1. формировать навыки самоконтроля (использование звуков [р] – [р`] в собственной речи).
Активизация словаря: слова со звуками [р] – [р`] и обобщающие понятия: овощи, птицы, растения, одежда, продукты питания, игрушки, музыкальные инструменты, звери, посуда, названия конфет «Ириска», «Барбариска».
Оборудование: кукольный дом, перчаточные куклы, подставки к куклам, магнитная доска, картинная схема к скороговорке, мультимедийная презентация, набор фетровых деталей.
Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационный

Знакомство с куклой Феей.

Здравствуйте, я добрая волшебница. И сейчас спешу к жителям кукольного города, там случилась беда.

Создание проблемной ситуации.

Злой волшебник заколдовал кукол и теперь они путают звуки и слова. Их нужно спасать, но одной мне не справиться, поможете мне?

У меня есть волшебный ключ к разгадке его колдовства.

Встают у магнитной доски

Ориентировочный

Вы согласны отправиться со мной в кукольный город и помочь куклам?

Дети отвечают

Исполнительский

Уточнение артикуляции звука Р

 Это первые звуки в именах заколдованных кукол.

На какой звук начинается имя Рома?

Рома начинается на р.

На какой звук начинается имя Рита?

Рита начинается на рь.

Звуки [р] и [р`] согласные или гласные?

Согласные (При произнесении этих звуков выдыхаемый воздух встречает во рту преграду).

Звонкие или глухие? Звонкие.

Чем отличается звук [р] от [р`]? Какой звук твердый, а какой мягкий? Звук [р] – твердый, [р`] - мягкий.

Артикуляционная гимнастика, дыхательное упражнение

Звуки [р] и [р`] будут нашими помощниками. Повторяйте со мной упражнения, чтобы разогреть наши мышцы:

«чашечка», «барабанщик», упражнение на дыхание: вдох носом – длительный выдох через рот, сложив губы трубочкой.

Дифференциация произношения звуков [р] и [р`] (изолированно)

Чтобы попасть в Кукольный город мы пойдем по волшебной дорожке: наступая на зеленый цвет – произносим [р`], на синий-[р].

 

 

Дифференциация произношения звуков [р] и [р`] (в слогах)

Вот мы и в Кукольном городе. Посмотрите, у дома есть звонок. Нажав на кнопку один раз, услышишь цепочку слогов. Постарайтесь правильно повторить все цепочки, чтобы жители дома услышали наш звонок.

Дети звонят, повторяют: ра-ря-ра, ре-рэ-ре, ирь-ир-ирь, орь-ор-орь.

Куклы появляются на экране.

Это Рита и Рома. Они услышали звонок, но выйти из дома не могут, нужно ответить на вопросы, подбирая для Ромы предметы, в названиях которых слышим   звук [р], а для Риты со звуком [р`]. Поможем куклам.

Дифференциация произношения звуков [р] и [р`] (в словах)

На экране фото двух кукол, появляются предметы по два. Дети составляют предложения.

Что вы видите на экране? Огурец- помидор.

Какой овощ растет у Риты, а какой у Ромы? У Риты растет огурец, а у Ромы – помидор.

Какие предметы на экране? Перчатки – варежки.

Что любят носить зимой ребята? Рома носит перчатки, а Рита – варежки.

Назовите предметы. Матрешка – робот.

С какими игрушками играют? Рома играет с роботом, Рита с матрешкой.

Какие изображены музыкальные инструменты? Скрипка – гитара.

На каких музыкальных инструментах они играют? Рома играет на гитаре, а Рита на скрипке.

Какие животные изображены? Черепаха – жираф.

Какое животное нравится ребятам? Роме нравится жираф, а Рите черепаха.

Достаю из дома кукол на подставках.

Ребята, дверь открылась и куклы вышли из дома. Что помогло вам расколдовать кукол? Рома любит все со звуком р, а Рита- со звуком рь.

А теперь вы можете научить кукол двигаться и правильно говорить. Куклу нужно надеть на руку, как показано на схеме.

Голова на указательном пальце, руки – на большом и среднем, безымянный и мизинец – согнуть.

Динамическая пауза

Куклы так рады, что захотели танцевать. Надевайте их на руки.

Под музыку повторяют танцевальные движения куклами: «Потянитесь высоко, покачаем головой, ручки хлопают, влево повернемся, вправо повернемся, мы вперед шагаем ловко, и назад вернемся, приседаем, раз-два, покружимся».

Дифференциация произношения звуков [р] и [р`] (во фразах)

Рома и Рита, теперь вы можете повторить веселую скороговорку:

Рома Рите дал ириску,

Рита Роме барбариску.

Посмотрите на схему этой скороговорки (из картинок).

Возвращаемся к домику, садятся на стулья.

Составление предложений о Роме и Рите.

Рома, Рита, я – Фея хочу сделать вам подарки, такие, чтобы злой волшебник больше не мог вас заколдовать. Это большой ковер и маленький коврик. Как вы думаете кому что достанется?

Фея подарит Роме ковер. Фея подарит Рите коврик.

В названиях цветов и деталей ковра и коврика будут любимые звуки Ромы и Риты. Рома, какой ковер я подарю тебе? Рите?

Фея подарит Роме серый ковер. Фея подарит Рите сиреневый коврик.

Что украсим треугольниками, а что кругами? Ковер кругами, а коврик треугольниками.

Какого цвета будут круги у Ромы? Какие треугольники будут у Риты?

Фея подарит Роме серый ковер с красными кругами.

Фея подарит Рите Сиреневый коврик с бирюзовыми треугольниками.

Главным украшением будет буква р, чтобы злой волшебник больше не смог заколдовать наших кукол. Найдите букву р среди других.

Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Я взмахну своей волшебной палочкой и мы окажемся в саду.

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения

 

 

 

 

 

 

Проходят по дорожке, называя звуки и становятся у домика.

 

 

 

 

 

 

 

Нажимают на кнопку звонка, повторяют цепочки слогов.

 

 

 

 

 

 

Подходят к экрану, составляют предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают схему, надевают куклу на руку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надевают кукол на руки.

Повторяют танцевальные движения.

 

 

 

 

 

Повторяют скороговорку с опорой на картинную схему.

 

Садятся за столы, составляют предложения, собирают ковер и коврик из деталей.

 

Рефлексивный

Ребята, смогли мы помочь куклам? Что помогло вам пройти испытания и спасти кукол? Что было легко, а что показалось трудным?

Отвечают на вопросы

Перспективный

Теперь вы знаете ключ к разгадке волшебства, что вы можете посоветовать другим ребятам, если они попадут в кукольный город и им нужно будет расколдовать его жителей?

Объясняют, что нужно помнить о том, что звук [р] – твердый, а звук [р`] - мягкий.

Список литературы:

1. Капустина, Е.В. "Использование элементов куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://zhurnalpedagog.ru/ (Дата обращения:17.09.2022г.)

2. Медведева, И.Я., Шишова, Т.Л. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии. – М: Зерна Книга, 2014 – 352с.

3. Татаринцева, А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, логопеда и педагога.-СПб.: Речь, 2006 – 97

4. Фаустова И.В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками /И.В. Бунцова // Логопед в д/с. – 2008 - №8 – С. 9-12.

Полный вариант статьи с презентацией




Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru