Приключения в кукольном городе
Автор: Рубцова Наталья Александровна, учитель-логопед МДОУ "Детский сад "Березка"" муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской областиКонспект логопедического занятия с элементами куклотерапии.
В занятие включены элементы куклотерапии. Общение с детьми организовано с помощью куклы Феи и жителей кукольного города, что позволяет поддерживать интерес к выполнению заданий на протяжении всего занятия, а также ненавязчиво контролировать и исправлять недостатки речи детей.
Тип занятия: подгрупповое (2 детей: 1 девочка, 1 мальчик).
Возрастная группа: подготовительная.
Цель – создание условий для дифференциации звуков [р] – [р`] в речи детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
1. организовать познавательно-речевую деятельность детей, направленную на дифференциацию звуков [р] – [р`] изолированно, в слогах, словах, фразах;
Коррекционно-развивающие
1. развивать фонематическое восприятие: повторять слоговые цепочки; определять наличие заданного звука в слове;
2. развивать связную речь путем распространения простых предложений, составления сложных предложений с союзом а;
3. развивать мелкую моторику посредством кукловождения;
Коррекционно-воспитывающие
1. формировать навыки самоконтроля (использование звуков [р] – [р`] в собственной речи).
Активизация словаря: слова со звуками [р] – [р`] и обобщающие понятия: овощи, птицы, растения, одежда, продукты питания, игрушки, музыкальные инструменты, звери, посуда, названия конфет «Ириска», «Барбариска».
Оборудование: кукольный дом, перчаточные куклы, подставки к куклам, магнитная доска, картинная схема к скороговорке, мультимедийная презентация, набор фетровых деталей.
Ход занятия:
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Мотивационный |
Знакомство с куклой Феей. Здравствуйте, я добрая волшебница. И сейчас спешу к жителям кукольного города, там случилась беда. Создание проблемной ситуации. Злой волшебник заколдовал кукол и теперь они путают звуки и слова. Их нужно спасать, но одной мне не справиться, поможете мне? У меня есть волшебный ключ к разгадке его колдовства. |
Встают у магнитной доски |
Ориентировочный |
Вы согласны отправиться со мной в кукольный город и помочь куклам? |
Дети отвечают |
Исполнительский |
Уточнение артикуляции звука Р Это первые звуки в именах заколдованных кукол. На какой звук начинается имя Рома? Рома начинается на р. На какой звук начинается имя Рита? Рита начинается на рь. Звуки [р] и [р`] согласные или гласные? Согласные (При произнесении этих звуков выдыхаемый воздух встречает во рту преграду). Звонкие или глухие? Звонкие. Чем отличается звук [р] от [р`]? Какой звук твердый, а какой мягкий? Звук [р] – твердый, [р`] - мягкий. Артикуляционная гимнастика, дыхательное упражнение Звуки [р] и [р`] будут нашими помощниками. Повторяйте со мной упражнения, чтобы разогреть наши мышцы: «чашечка», «барабанщик», упражнение на дыхание: вдох носом – длительный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дифференциация произношения звуков [р] и [р`] (изолированно) Чтобы попасть в Кукольный город мы пойдем по волшебной дорожке: наступая на зеленый цвет – произносим [р`], на синий-[р].
Дифференциация произношения звуков [р] и [р`] (в слогах) Вот мы и в Кукольном городе. Посмотрите, у дома есть звонок. Нажав на кнопку один раз, услышишь цепочку слогов. Постарайтесь правильно повторить все цепочки, чтобы жители дома услышали наш звонок. Дети звонят, повторяют: ра-ря-ра, ре-рэ-ре, ирь-ир-ирь, орь-ор-орь. Куклы появляются на экране. Это Рита и Рома. Они услышали звонок, но выйти из дома не могут, нужно ответить на вопросы, подбирая для Ромы предметы, в названиях которых слышим звук [р], а для Риты со звуком [р`]. Поможем куклам. Дифференциация произношения звуков [р] и [р`] (в словах) На экране фото двух кукол, появляются предметы по два. Дети составляют предложения. Что вы видите на экране? Огурец- помидор. Какой овощ растет у Риты, а какой у Ромы? У Риты растет огурец, а у Ромы – помидор. Какие предметы на экране? Перчатки – варежки. Что любят носить зимой ребята? Рома носит перчатки, а Рита – варежки. Назовите предметы. Матрешка – робот. С какими игрушками играют? Рома играет с роботом, Рита с матрешкой. Какие изображены музыкальные инструменты? Скрипка – гитара. На каких музыкальных инструментах они играют? Рома играет на гитаре, а Рита на скрипке. Какие животные изображены? Черепаха – жираф. Какое животное нравится ребятам? Роме нравится жираф, а Рите черепаха. Достаю из дома кукол на подставках. Ребята, дверь открылась и куклы вышли из дома. Что помогло вам расколдовать кукол? Рома любит все со звуком р, а Рита- со звуком рь. А теперь вы можете научить кукол двигаться и правильно говорить. Куклу нужно надеть на руку, как показано на схеме. Голова на указательном пальце, руки – на большом и среднем, безымянный и мизинец – согнуть. Динамическая пауза Куклы так рады, что захотели танцевать. Надевайте их на руки. Под музыку повторяют танцевальные движения куклами: «Потянитесь высоко, покачаем головой, ручки хлопают, влево повернемся, вправо повернемся, мы вперед шагаем ловко, и назад вернемся, приседаем, раз-два, покружимся». Дифференциация произношения звуков [р] и [р`] (во фразах) Рома и Рита, теперь вы можете повторить веселую скороговорку: Рома Рите дал ириску, Рита Роме барбариску. Посмотрите на схему этой скороговорки (из картинок). Возвращаемся к домику, садятся на стулья. Составление предложений о Роме и Рите. Рома, Рита, я – Фея хочу сделать вам подарки, такие, чтобы злой волшебник больше не мог вас заколдовать. Это большой ковер и маленький коврик. Как вы думаете кому что достанется? Фея подарит Роме ковер. Фея подарит Рите коврик. В названиях цветов и деталей ковра и коврика будут любимые звуки Ромы и Риты. Рома, какой ковер я подарю тебе? Рите? Фея подарит Роме серый ковер. Фея подарит Рите сиреневый коврик. Что украсим треугольниками, а что кругами? Ковер кругами, а коврик треугольниками. Какого цвета будут круги у Ромы? Какие треугольники будут у Риты? Фея подарит Роме серый ковер с красными кругами. Фея подарит Рите Сиреневый коврик с бирюзовыми треугольниками. Главным украшением будет буква р, чтобы злой волшебник больше не смог заколдовать наших кукол. Найдите букву р среди других. Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Я взмахну своей волшебной палочкой и мы окажемся в саду. |
Отвечают на вопросы
Выполняют упражнения
Проходят по дорожке, называя звуки и становятся у домика.
Нажимают на кнопку звонка, повторяют цепочки слогов.
Подходят к экрану, составляют предложения.
Рассматривают схему, надевают куклу на руку.
Надевают кукол на руки. Повторяют танцевальные движения.
Повторяют скороговорку с опорой на картинную схему.
Садятся за столы, составляют предложения, собирают ковер и коврик из деталей.
|
Рефлексивный |
Ребята, смогли мы помочь куклам? Что помогло вам пройти испытания и спасти кукол? Что было легко, а что показалось трудным? |
Отвечают на вопросы |
Перспективный |
Теперь вы знаете ключ к разгадке волшебства, что вы можете посоветовать другим ребятам, если они попадут в кукольный город и им нужно будет расколдовать его жителей? |
Объясняют, что нужно помнить о том, что звук [р] – твердый, а звук [р`] - мягкий. |
Список литературы:
1. Капустина, Е.В. "Использование элементов куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://zhurnalpedagog.ru/ (Дата обращения:17.09.2022г.)
2. Медведева, И.Я., Шишова, Т.Л. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии. – М: Зерна Книга, 2014 – 352с.
3. Татаринцева, А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, логопеда и педагога.-СПб.: Речь, 2006 – 97
4. Фаустова И.В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками /И.В. Бунцова // Логопед в д/с. – 2008 - №8 – С. 9-12.
Полный вариант статьи с презентацией
Скачать вложение