Приключения в Ледяном королевстве
Автор: Духанина Светлана Юрьевна, учитель-логопед; Маненькова Надежда Евгеньевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №124", г. РязаньМетодическая разработка по познавательному развитию для детей 6 - 7 лет, имеющих тяжёлые нарушения речи.
Задачи:
обучающие:
-
организовать деятельность детей, направленную на закрепления навыка деления слов на слоги;
-
организовать деятельность детей, направленную на закрепления умения в подборе родственных слов;
-
создать условия для формирования навыков словообразования;
-
организовать познавательно-исследовательскую деятельность, направленную на закрепление у детей знаний о свойствах воды и льда.
развивающие:
-
организовать деятельность детей, направленную на развитие длительности речевого выдоха;
-
организовать деятельность детей, направленную на развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
-
организовать деятельность детей, направленную на развитие графо - моторного навыка;
воспитательные:
-
способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности;
-
способствовать становлению эстетического отношения к природе.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, магнитофон, презентация к сказке музыкальное сопровождение (И.С. Бах - ария из сюиты №3), бумажные шаблоны рукавичек, искусственные ели, пластиковые птички, карандаши цветные, снежинка, картинки, «волшебное покрывало», «дощечки» с картинками, снежки из бумаги, микроскоп, сосуды, лёд, соль, вода холодная и горячая, ключ, снежинки-подарки.
Словарный материал: зима, зимушка, узоры, снег, пурга, метель, сугроб, декабрь, январь, февраль, Новый год, Рождество, зимние забавы, Ледяной король, Ледяной дворец, рукавички, снегопад, Снегурочка, снегоход, снеговик, снежки, снегирь, подснежник, снежинка, зимнее покрывало, сосулька, горихвостка, валенки, прорубь, ель, рыболовы, иней, лёд, вода, волшебница, кружевница, художница, сказочница, ключ, ворота; белый, пушистый, снежный, сказочный, блестящий, загадочная, хрустальная, одинаковые, белоснежный, весёлый, коварный, твёрдый, холодный; кружится, повесить, заколдовать, застыть, кататься, лепить, играть, праздновать, порхать, покрывать, спрятать, заморозить, позавидовать, защищать, мчаться, строить, подбирать, разгладить, дописать, растопить, таять, благодарить, подарить, благодарить.
Содержание организованной образовательной деятельности:
1. Мотивационный этап
1.1. Игра на установление контакта «Друг к дружке» из цикла психопрофилактической программы для детей 5-7 лет «Школа – интересная игра»
Воспитатель - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. У меня отличное настроение. А у вас какое настроение? (Хорошее). Чтобы оно стало ещё лучше, давайте поиграем в игру «Друг к дружке». Дети по команде воспитателя становятся в пары и здороваются разными частями тела.
- Так мы здороваемся только в игре.
- Чем больше всего понравилось здороваться?
- Как мы обычно здороваемся в жизни?
- Как здороваемся со взрослыми? (Здравствуйте).
1.2. Беседа о признаках зимы, зимних забавах (показ презентации по теме)
Логопед – Ребята, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
- Кто же это? (Зима).
(Воспитатель и логопед открывают шторы на сцене и на интерактивной доске появляется изображение Зимушки)
- Вот какая она красавица!
- Как можно назвать зиму ласково? (Зимушка)
- Сегодня мы будем говорить о зимушке. Давайте назовём зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Как называется первый зимний месяц? (Декабрь).
- Ребята, вы любите сказки? А я люблю их рассказывать. Хотите, я помогу - организовать деятельность детей, направленную на развитие внимания, памяти, основ логического мышления; вам попасть в одну чудесную сказку? (Хотим).
- Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет красивая музыка. (Показ слайда №2 – название сказки)
- Слышите, чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идёт по лесу сама волшебница Зимушка. (Слайд №3-«Зимушка идёт»)
И первый снег, он белый, чистый, (Слайд №4-«Падает снег»)
Кружась, как бабочка, порхал.
Одеялом белым и пушистым (Слайд №5-«Зима»)
Он тихо землю укрывал.
Покрыты мягкими снегами (Слайд №6- «Кусты и деревья в снегу»)
Кусты, деревья и дома, (Слайд №7- «Дом в снегу»)
Как белоснежными шарфами, (Слайд №8- «Рязанский Кремль зимой»)
Их всех укутала зима.
- Зимушка всё кругом нарядила! Очаровала росписью на стёклах! Зимушка-художница! (Слайд №9, №10-«Узоры на стёклах)
- Какие весёлые праздники дарит нам зима? (Новый год, Рождество). (Слайды №11, №12, №13-«Праздники»)
- Дети любят весёлую Зимушку. Что можно делать зимой? (Играть в снежки, строить снежную крепость, лепить снеговика, кататься на коньках, на лыжах). (Слайды №14, №15, №16, №17 - «Зимние игры, забавы»)
- Какая Зимушка красивая и сколько всего интересного дарит нам.
- Итак, в Ледяном королевстве (Слайд №18 - «Ледяное королевство») жил Ледяной король. (Слайды №19, №20-«Ледяной король»). У него был огромный Ледяной дворец. (Слайд № 21-«Ледяной дворец»)
- Но вот случилась беда. Ледяной король позавидовал красоте Зимушки, зимним праздникам, весёлым забавам. Захотел, чтобы Зимушка была у него и приносила радость только ему одному. Украл он её (слайд №22-«Зимушка в плену у Ледяного короля»), спрятал в Ледяном дворце, заковал в ледяные оковы. Не выбраться Зимушке.
2. Ориентировочный этап
- Ну что, поможем Зимушке-зиме? (Да). (Появляются ёлочки).
- Но в Ледяное королевство попасть не так просто. Нужно пройти через препятствия, преодолеть трудности, задуманные Ледяным королём. Вы готовы?
3. Исполнительский этап
3.1. «Рукавички». Задание на развитие навыков сотрудничества из цикла психопрофилактической программы для детей 5-7 лет «Школа - интересная игра».
Воспитатель - В Ледяном королевстве очень холодно. Чтобы наши руки не замёрзли, нам нужны тёплые рукавички. (Слайд №23– «Рукавички»). Сейчас вы разделитесь на пары и нарисуете на рукавичках красивые узоры. Какими бывают рукавички в паре? (Одинаковыми). Что нужно сделать, чтобы узоры на рукавичках получились одинаковыми в каждой паре? (Договориться). У нас мало времени, нужно спасать Зимушку. Приступайте к работе. (Рисуют).
- Получилось ли нарисовать одинаково? Как вы рисовали? О чём договаривались?
3.2. «Снежинка». Игровое упражнение на закрепление умения в подборе родственных с помощью картинок.
Логопед - У нас есть тёплые рукавички, и мы отправляемся в путь.
- Дети, что это? (Снежинка). (Слайд №24 - «Летят снежинки»). Она совсем одна. Ей очень грустно. Ребята, я слышу, как картинки что-то говорят снежинке:
«Мы слова похожие,
Как родственники схожи.
Мы живём одной семьёй,
Хотим, снежинка, встретиться с тобой!»
- Ледяной король разлучил снежинку с её родственниками. Давайте поможем найти её родственников среди разных картинок на столе. (Дети отбирают картинки и выставляют на магнитную доску вокруг снежинки).
- Молодцы, ребята, справились с препятствием! Помогли снежинке вернуть её родственников.
3.3. «Покрывало» Игровое упражнение на развитие длительности речевого выдоха. Распространение предложения.
- Продолжим наш путь. (Дети подходят к ёлочке и замечают под ней «снежное покрывало»).
Логопед – Ледяной король всё заморозил в своём королевстве. Посмотрите на ёлочки, даже птичек превратил в лёд. Чтобы нас он не превратил в льдинки, Зимушка оставила волшебное снежное покрывало. (Слайд №25 – «Снежное покрывало»). Оно защитит от холодных ветров, лютых морозов не только нас, но и всё вокруг. (Дети держатся за края покрывала, носом глубоко вдыхают и поднимают покрывало вверх, пока оно опускается, дети на выдохе проговаривают предложения).
(Выпал снег. Выпал белый снег. Выпал белый пушистый снег. В лесу выпал белый пушистый снег. Утром в лесу выпал белый пушистый снег).
3.4. Физминутка «Вы узнаёте зиму?». Упражнения на развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
В. - А сейчас мы отдохнём.
Кругом глубокие снега, (Шагают с высоко поднятым коленом)
Куда я взгляд ни кину (Смотрят вдаль, сначала влево, потом вправо)
Метёт и кружится пурга, (Руками водят из стороны в сторону и делают
Вы узнаёте зиму? ими круг)
Заснули реки подо льдом, (Руки убирают под щёку)
Застыли недвижимы, (Ладонями показывают гладкую поверхность)
Горят сугробы серебром. (Изображают фонарики)
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы, (Изображают лыжников)
Нам ветер дует в лица. (Машут руками в лицо)
Нет веселее той поры! (Выставляют большой палец рук)
Вы узнаёте зиму?
Мы принесём густую ель (Рисуют руками ель)
На праздник наш любимый. (Скрещивают руки на плечах)
Повесим бусы мы на ней (Поднимаются на носочки, руки вверх-вниз,
Вы узнаёте зиму? изображая бусы)
3.5.«Мостик» Игра на закрепление умения деления слов на слоги.
Логопед – Идём дальше. (Слайд №26– «Речка зимой»). Дети, перед нами речка, покрытая льдом. Посмотрите, Ледяной король разрушил мостик, чтобы мы не смогли перебраться на другой берег и отыскать Зимушку. По льду ходить опасно. Что же нам делать? (Построить мостик из дощечек). Да, нам нужно его восстановить. Дощечки у нас необычные сказочные, с картинками. Чтобы мост был крепким, нужно построить его так: сначала мы кладём дощечки с картинками, в названиях которых один слог, затем кладём дощечки с картинками, в названии - два слога, в третий ряд– три слога, в четвёртый ряд – четыре слога. Вот и построили мостик! (Слайд №27- «Мостик»). Теперь мы сможем перебраться на другой берег. (Дети построили мостик и идут по нему через речку).
(На картинках: сосулька, горихвостка, валенки, прорубь, ель, рыболовы, иней, лёд)
3.6. «Снежки». Игровое упражнение на закрепление умения в подборе слов-признаков к заданному слову, развитие графо-моторных навыков, формирование навыка слогового чтения.
Логопед – Снова отправляемся в путь. Какая замечательная погода! Что это? (Снежки) (Слайд №28 - «Снежки»). (Под ёлочкой корзинка с бумажными снежками).
- Давайте поиграем! Я брошу каждому снежок, а вы должны его поймать и назвать Зимушку красиво.
(Волшебница, художница, сказочница, красавица, кружевница, хрустальная, белоснежная, загадочная, блестящая).
- Теперь у каждого есть снежок. Эти снежки непростые, они волшебные, не тают в руках и помогут отыскать Зимушку. А как? Мы сейчас узнаем.
- Подойдём к столу и разгладим снежок пальцами, не оставив ни одного смятого уголка. Что внутри? (Заколдованное слово) Можем мы его прочитать? (Нет). А почему? А что нужно сделать, чтобы слово прочитать? (Нужно дописать недостающие элементы букв). (Дети дописывают за столами недостающие элементы и читают слово по очереди «замок»). Наши приключения продолжаются.
3.7. «Лаборатория Ледяного короля». Познавательно-исследовательская деятельность.
Воспитатель - Ребята, вот мы и добрались до ворот (слайд №29 - «Ворота Ледяного королевства») Ледяного королевства, на которых висит замок. А как же мы сможем открыть замок? Что для этого нужно? (Ключ).
- Верно, но Ледяной король спрятал от нас ключ. Давайте мы сейчас проникнем в лабораторию Ледяного короля и попробуем отыскать ключ. (Стол накрыт белой тканью, на нём колбы, сосуды, микроскоп)
- Ребята, посмотрите, что это такое? (Лёд)
- Давайте возьмём в руки по кусочку льда. Что вы чувствуете? (Холод). Замёрзла ладошка? (Да). Какой лёд? (Холодный). Что происходит со льдом? Он стал больше или меньше? (Меньше). Откуда появилась вода на ладошках? (Лёд начал таять в тепле). Давайте сожмём лёд в ладошке. Изменил ли он форму? (Нет) Почему? (Лёд твёрдый).
- Мы с вами уже знаем, что лёд – это одно из состояний воды. А как же нам лёд превратить обратно в воду? (Нужно растопить лёд). Ребята, смотрите, а что же находится в этой чаше? Какие красивые кусочки льда. Там что-то блестит внутри. Давайте растопим лёд и узнаем, что внутри. На один из кусочков мы насыплем соли, второй - опустим в холодную воду, а третий – в горячую. Понаблюдаем, что будет происходить со льдом? Где же лёд растаял быстрее? (В горячей воде). А где лёд тает медленнее? (Там, где соль). Соль притягивает тепло из окружающей среды и передаёт его кристаллам льда, лёд начинает постепенно таять. В горячей воде лёд начинает таять сразу.
- Ребята, а вот и ключ. (Слайд №30 – «Ключ»). Давайте попробуем открыть замок. Тот ли это ключ, можно ли им открыть замок на воротах дворца? Подходить к воротам дворца нам очень опасно. Ледяной король коварен, может нас заморозить или заколдовать.
- Светлана Юрьевна, попробуйте Вы открыть замок. (Слайд №31 – «Ледяной дворец»).
Логопед - Хорошо, я попробую, но сделаю это осторожно. (Прикладывает ключ к воротам дворца на интерактивной доске. Дворец рушится, слышится звук бьющегося льда).
- Слышите! Ледяной дворец рушится.
- Вот и исчезло Ледяное королевство, а вместе с ним и колдовство Ледяного короля.
Воспитатель - Мы освободили Зимушку. (Слайд №32 – «Глаза Зимушки»). Она снова будет радовать нас.
Логопед - Дети, что мы делали, чтобы освободить Зимушку? (Мы рисовали рукавички, чтобы не замёрзнуть в пути; помогли найти пропавших родственников снежинке; произносили на выдохе предложения; строили разрушенный мостик, поделив слова на слоги; называли Зимушку красивыми словами; дописывали элементы букв; читали зашифрованное слово; растопили лёд и нашли ключ).
4. Рефлексивный этап
Воспитатель - Мы вместе преодолели все препятствия, выполнили трудные задания и, благодаря этому, вызволили Зимушку из плена Ледяного короля. Было ли вам трудно?
5. Перспективный этап
Воспитатель - Кто из вас сегодня вечером расскажет родителям, в какой сказке мы побывали?
- Мы вас благодарим за то, что вы хорошо занимались.
Логопед - Зимушка в знак благодарности решила нас наградить.
(Слайд №33 - «Зимушка бросает на землю снежинки).
– Взмахнула пышным рукавом
Волшебница - зима,
И засверкала серебром
Снежинок бахрома.
Воспитатель - Дети, посмотрите, что нам в подарок оставила Зимушка. (Снежинки). Какие они красивые! Мы украсим снежинками группу.
Полный вариант статьи и презентация к занятию во вложении (zip, 3MB)
Скачать вложение