Приключения в лесу
Автор: Егошкина Екатерина Борисовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад 20" г.РязаниКонспект открытой НОД по основам безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закреплять правила безопасного обращения с огнём, электричеством, дарами природы.
- Автоматизировать умение детей осуществлять набор номеров спецслужб, чётко и быстро информируя о случившимся.
- Развивать познавательную активность.
- Стимулировать развитие мыслительных способностей: обобщение, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи через эмоционально-чувственный опыт ребёнка.
- Воспитывать аккуратность, внимание друг к другу, взаимопомощь, уверенность в собственных силах, позитивное отношение к происходящему.
Оборудование:
муляжи грибов, средства ИКТ, "волшебные ворота", избушка, газовая плита, клубок, свеча в подсвечнике, стопка книг, кастрюля, спички, неисправный удлинитель, настольная лампа, утюг, гладильная доска, обгоревшее полотенце, газета, витамины, таблетки, телефон, карточки с номерами телефонов спецслужб, мольберт, ведро, пирог.
Словарная работа:
ядовитые, съедобные, несъедобные, "утечка газа", "сбить пламя", техника, безопасность, спокойствие, уверенность, "спецслужбы".
Предварительная работа:
освоение приёмов действия в ситуации возникновения пожара, изготовление карточек с номерами "спецслужб", работа в альбомах "Моя безопасность", чтение художественной литературы, разучивание стихов, загадок по данной теме.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход НОД:
Мотивационно-организационный этап:
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то к нам стучит? Я пойду посмотрю. (Воспитатель выходит за дверь и возвращается с письмом).
Воспитатель: Это почтальон принёс письмо (вскрывает конверт, читает).
Воспитатель: Ребята, да это наш знакомый Лесовичок приглашает нас в гости.
- Хотите принять его приглашение? А вы помните где он живёт? (Ответы детей).
- Верно, Лесовичок живёт в сказочном лесу, а попадём мы туда, когда пройдём в сказочные ворота. Готовы? Ну, тогда в путь! (Дети под "волшебную" музыку проходят в ворота)
- Вот мы и очутились в сказочном лесу. Какой чудесный, чистый воздух! Давайте наполним себя этим сказочным ароматом. (Дыхательная гимнастика)
- Где же нам искать Лесовичка? А укажет нам дорогу этот "волшебный" клубок. (Дети идут за клубком и приходят к избушке Лесовичка).
Основной этап образовательной деятельности:
Лесовичок: Чую русским духом пахнет. Кто это ко мне пожаловал? О, ребята, здорово! А вы откуда? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с Лесовичком как принято у нас в детском саду.
(Игра-тренинг "Доброе утро". Дети встают в круг, берутся за руки и поочереди желают друг другу доброго утра, называя каждого по имени)
Лесовичок: Какие вы молодцы, сразу настроение поднялось, а то у меня с утра всё не ладилось. Чем бы мне вас угостить? Сварю-ка я для вас суп из этих грибов. Вот у меня тут какие грибочки есть один к одному, смотрите. Знатный супчик получится. Да?
Воспитатель: Ребята, а вы ничего не заметили? Давайте посмотрим все ли грибы годятся для супа?
Во время рассматривания грибов воспитатель произносит стихи:
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
Растут в лесу сестрички
Рыжие ... (лисички)
Я в красной шапочке расту,
Под стройною осиною.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ... (подосиновик)
Этот гриб красен,
Да для здоровья опасен. (мухомор)
Воспитатель: Понял Лесовичок, не каждый гриб в лукошко кладут! Вот из этих грибов можно суп варить.
Воспитатель: А почему вы эти грибы называете несъедобными?
Дети: Потому что они ядовитые, ими можно отравиться.
Лесовичок: Надо запомнить! (кладёт грибы в кастрюлю и ставит на газовую плиту. Даёт одному ребёнку спички). Помоги мне. На спички, включи газовую плиту.
Дети: Нет, Лесовичок, детям нельзя пользоваться спичками и газовой плитой.
Лесовичок: Это ещё почему? (Ответы детей). Ну ладно, я сам поставлю суп, а пока он будет вариться пойдёмте играть на полянку.
Дети возражают. Если дети соглашаются, то воспитатель спрашивает:
- Все согласны идти гулять? Кто не согласен? Объясни почему?
Дети: Вода из кастрюли прольётся, зальёт огонь и произойдёт утечка газа.
Лесовичок: Ну и что?
Дети: Может произойти взрыв, пожар, а ещё газом можно отравиться.
Воспитатель: Да, Лесовичок, это очень и очень опасно и наши ребята об этом давно знают.
Лесовичок: Вот это да! Вообще-то у меня вся эта техника недавно появилась, мне Водяной подарил. Раз уж вы такие умные посмотрите, пожалуйста, что у меня ещё может быть опасного.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим всё ли у Лесовичка в порядке?
(Дети находят неполадки и исправляют их: настольная лампа накрыта газетой, свеча стоит слишком близко от книг, у кипятильника повреждён провод, включённый утюг).
Воспитатель: Лесовичок, посмотри, от утюга у тебя уже полотенце загорелось.
Лесовичок: Ой, забыл, что же делать? Ребята, помогите! Горю! (дети сбрасывают полотенце на пол и затаптывают "огонь" ногами, "заливают водой" утюг, предварительно отключив его.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а как ещё можно было потушить огонь?
Дети: Можно сбить пламя или бросить полотенце на пол и залить его водой.
Воспитатель: А зачем вы отключили утюг?
Дети: Чтобы не ударило током, потому что электричество с водой не дружат.
Лесовичок: Спасибо вам, ребята, вы спасли меня от стольких бед! Страшно представить, что со мной могло бы случиться.
Воспитатель: Успокойся, Лесовичок. Всё хорошо, что хорошо кончается!
- Огонёк всегда такой: и хороший, и плохой.
- Он и светит, он и греет, и проказничать умеет.
Понял, Лесовичок? С огнём нужно дружить. Наши ребята это умеют. Хочешь они и тебя научат?
Упражнение "Огонёк - мой друг" (дети становятся в круг, передают маленькую свечу друг другу со словами: "Меня зовут ... Огонёк мой друг.")
Лесовичок: Спасибо, ребята, я теперь тоже буду дружить с огнём. Ой, ой, ой, что-то мне плохо.
Воспитатель: Что с тобой случилось Лесовичок? Голова болит? Ребята, что будем делать?
Воспитатель: Нужно вызвать скорую помощь.
Воспитатель: Кто будет вызывать? (выходит один ребёнок)
Что нужно знать, чтобы вызвать скорую помощь?
Дети: Нужно знать номер телефона скорой и адрес на который вызывать скорую.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Лесовичок, какой у тебя адрес?
Лесовичок: ул. Сказочная, д.1, кв.1.
(Дети усаживают Лесовичка, вызывают скорую помощь).
Приходит врач: Скорую вызывали? Где больной? На что жалуетесь? (обследует Лесовичка). Ничего страшного, небольшое перевозбуждение, нужен покой. Вот вам, больная, таблетка. А кто это так быстро меня вызвал? Молодцы, ребята. Вот вам за это витамины, чтобы росли крепкими и здоровыми. До свидания, будьте здоровы! (врач уходит)
Воспитатель: Ну что ж, Лесовичок, тебе необходимо отдохнуть, а нам пора возвращаться в свой садик. А чтобы ты всегда был спокойным и не волновался, ребята познакомят тебя с номерами телефонов, по которым ты сможешь обратиться за помощью.
Дети берут карточки с номером и читают стих:
Сам не справишься с пожаром,
Не теряя время даром,
"01" звони скорей!
Набирай умело, чтоб не всё сгорело!
Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался.
Я тогда "02" набрал
И милицию позвал.
Не пройдёт пяти минут
Как воришку заберут.
Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плач.
Набери "03" скорее,
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
Воспитатель: Но просто так, без причины, Лесовичок, не звони по этим номерам. Скажите, ребята, почему? (Ответы детей)
Лесовичок: Вот за это спасибо, вам дорогие мои ребятки! Мне теперь спокойно будет. А супчик-то мой отведаете?
Воспитатель: Спасибо большое тебе, Лесовичок, да мы торопимся. В следующий раз обязательно отведаем твоего супчика, а ты не забывай про съедобные и несъедобные грибы.
Лесовичок: Ну да ладно, тогда я вас пирожками угощу на дорожку. Пирожки у меня точно съедобные.
(Дети прощаются с Лесовичком, говорят ему пожелания и возвращаются в детский сад, пройдя через "волшебные" ворота).
Рефлексивный этап:
Воспитатель: Вот мы и в нашем родном садике. Понравилось вам ребята, в гостях у Лесовичка? А что именно понравилось? Чему мы его научили? (Ответы детей)
- Давайте мы свою уверенность и спокойствие передадим друг другу.
Все встают в круг. Проводится тренинговое упражнение: "Меня зовут .... Я спокоен и уверен в своих силах"
Воспитатель:
Суета - плохой помощник.
В час, когда придёт беда,
Лишь спокойствие поможет,
Паникёрство - никогда!
Ребята, давайте договоримся, что сегодня вечером в своих альбомах вы отобразите свои впечатления от приключений с Лесовичком.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - Санкт-Петербург: Детсво-Пресс, 2004 г. -106 с.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Просвещение, 2001. - 94 с.
3. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е, ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. - М.: Скрипоторий 2003, 2013. -112 с.
Скачать вложение