Признаки осени
Автор: Панарина Нина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №140», г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию для детей 5 – 6 лет.
Если в мире есть вещи,
Достойные названия «чудо»,
То слово, бесспорно, первая
И самая чудесная из них.
Лев Успенский.
Слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Медицинская статистика подтверждает, каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления такого количества нарушений в развитии речи много, что создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.
Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика, как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый словарный запас ребёнка – это признак высокоразвитой речи. Расширение словарного запаса – необходимое условие для развития коммуникативных умений детей. Содержательная, точная, правильная и логично выстроенная речь поможет ребёнку стать общительным, преодолеть застенчивость, придаст уверенность в своих силах.
По данным современных исследований, многие дети, поступающие в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Поэтому развитие речи детей любого возраста является одним из приоритетных направлений обучения и воспитания, о чём и говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствии с ФГОС ДО одной из основных образовательных областей является речевое развитие, включающее в себя овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен хорошо владеть устной речью, использовать её для выражения своих мыслей, чувств, желаний.
Известно, что развёрнутая связная речь является непременным условием всестороннего развития ребёнка. От уровня овладения речью зависит не только дальнейшее формирование познавательных процессов, высокие показатели обучения в школе, но и успешная социальная адаптация.
Цель: организовать речевую деятельность детей, направленную на активизацию словарного запаса;
способствовать развитию фразовой речи и уточнению лексико-грамматических категорий;
пробудить интерес к слову.
Задачи:
1. Организовать мотивацию к активизации словарного запаса к теме: «Осень». (Щедрая, урожайная, удивительная).
2. Организовать практическую деятельность по активизации словарного запаса, развитию фразовой речи и уточнение лексико-грамматических категорий. (Много деревьев, много шишек, много зверей).
3. Организовать контроль и рефлексивную деятельность детей.
Демонстрационный материал: картинки с признаками осени, картинки листьев деревьев – рябины, осины, берёзы, дуба, клёна; конверт, веточка, указка, мольберт.
Раздаточный материал: раскраски (на осеннюю тему).
Предварительная работа: Проведение ежедневных наблюдений в живой и неживой природе. Чтение произведений художественной литературы. (К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», В. Бианки «Синичкин календарь). Разучивание загадок об осени, игры, (Е. Благинина «Осень спросим»), хоровода («Урожай собирай» А. Филиппенко), стихотворений (А. Плещеев «Осень наступила», А. Фет «Осень», Е. Трутнева «Осень», В. Орлов «Улетают, улетели»).
Ход деятельности.
1. Организационно – мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила письмо от Осени. Она приглашают нас в осенний лес полюбоваться природой, отдохнуть. Вы хотите погулять по лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: Но вот беда, в этот лес можно попасть только в заколдованном виде. Что – же делать? Во что же нам превратиться, ребята? (Ответы детей). Тогда давайте превратимся в листочки и тихонько пролетим в лес. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда скажем волшебные слова:
«Раз, два, три, покружись
И в листочки превратись.
(Дети повторяют слова, кружатся).
Воспитатель: Превратились в листочки и полетели! (Под музыку «листочки» летят в «лес»). Вот мы уже и в лесу. Теперь можно снова превратиться в ребятишек. Давайте скажем волшебные слова.
Дети: Раз, два, три, покружись
В ребятишек превратись!
(Дети повторяют слова, кружатся).
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, ребята, как красиво, тихо в осеннем лесу. В лесу не одно дерево, а много …
Дети: Деревьев.
Воспитатель: В лесу не одна шишка, а много …
Дети: Шишек.
Воспитатель: В лесу не один зверь, а много …
Дети: Зверей.
Воспитатель: Молодцы, а теперь поиграем.
2. Пальчиковая игра: «Листья».
Ветер по лесу летал | «Летают» по кругу. |
Ветер листики считал | |
Вот дубовый, вот кленовый, | Загибают пальчики |
Вот рябиновый, резной. | |
Вот с берёзки – золотой. | |
Вот последний лист с осинки | |
Ветер бросил на тропинку. | «Бросают листочки». |
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим листья, они принадлежат разным деревьям?
Дети: Да!
Воспитатель: Найдите листья берёзы. (Находят, показывают). Найдите листья липы, клёна, рябины. Все ли листья одного цвета?
Дети: Все листья по цвету разного цвета – красные, жёлтые, бурые.
Воспитатель: Как называется явление, когда падают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: С чем можно сравнить падающие осенние листья?
Дети: С порхающими бабочками, с золотыми рыбками, плавающими в воде, с пёрышками.
Воспитатель: Правильно. Осень прислала нам картинки, посмотрите на них, и назовите признаки осени. А, чтобы их внимательно рассмотреть, давайте присядем на эти пенёчки.
(Дети рассматривают картинки).
Воспитатель: Ребята, как осенью изменяется долгота дня?
Дети: День становится короче, а ночь длиннее. Солнышко светит меньше и совсем не греет.
Воспитатель: Что происходит в природе? Когда начинаются холода?
Дети: Начинают желтеть и облетать листья, исчезают насекомые. Ночью приходят первые заморозки.
Воспитатель: Что происходит, когда исчезают все насекомые?
Дети: Птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель: Что происходит с животными?
Дети: Они делают запасы на зиму, готовят тёплые норы, дупла. Одни животные меняют шубки на тёплые, а другие впадают в спячку.
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется: «Хорошо-плохо».
3. Игра: «Хорошо – плохо».
Воспитатель: Девочки будут говорить, когда осень – это хорошо, а мальчики – когда осень – это плохо.
Девочки: Осень это хорошо, потому что поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, всё становится золотым; можно бегать по опавшим листьям, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями.
Мальчики: Осень это плохо, потому что часто идёт дождь, становится холодно, мама не пускает гулять, на улице грязь.
Воспитатель: Верно. А сейчас мы узнаем, какие дары нам принесла осень. Приглашаю всех на весёлую зарядку. (Дети выходят в середину группы и встают в круг).
4. Динамическая пауза: «Подарки осени»
К нам пришла подруга осень – Так нарядна, весела! Расскажи нам, осень, просим, Что с собою принесла? Может быть конфеты? Нет! Может быть игрушки? Нет! Может быть котлеты? Нет! Может быть хлопушки? Нет! Принесла грибов корзины, Сладких яблок урожай, Кисти красные рябины, Виноград, арбузы, дыни… Кто что любит? Налетай! |
Идём по кругу. Руки на поясе, наклоны в стороны Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх Руки на поясе. Покачиваем головой из стороны в сторону. Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх Взмахиваем руками. Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх. Руки на поясе, топаем ногами. Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх. Взмахиваем руками. Идём по кругу, кулаки сжаты, несём что-то тяжёлое. Руки вверх, в стороны. Приседаем. Бежим к центру круга. |
Воспитатель: Какая щедрая осень! Ребята, а как по-другому можно сказать об осени?
Дети: Осень урожайная, добрая, удивительная.
Воспитатель: Правильно. Какие красивые, интересные слова вы сказали об осени – осень щедрая, урожайная, добрая, удивительная.
Воспитатель: Молодцы! Правильно, а всё ли вы знаете о природе? Сейчас узнаем, поиграем в игру, которая называется: «Что не так»? Кому я передам осеннюю веточку, тот меня и поправит. Итак, слушайте внимательно.
5. Игра: «Что не так»?
Воспитатель: Сентябрь – это летний месяц.
Ребёнок: Нет! Сентябрь – это осенний месяц.
Воспитатель: Желуди растут на липе.
Ребёнок: Нет! Желуди растут на дубе.
Воспитатель: После осени наступает лето.
Ребёнок: Нет! После осени наступает зима.
Воспитатель: Берёза – это хвойное дерево.
Ребёнок: Нет! Берёза – это лиственное дерево.
Воспитатель: Весной листья желтеют и опадают.
Ребёнок: Нет! Осенью листья желтеют и опадают.
Воспитатель: Апельсины и мандарины – это овощи.
Ребёнок: Нет! Апельсины и мандарины – это фрукты.
Воспитатель: Огурец, помидор и картофель – это ягоды.
Ребёнок: Нет! Огурец, помидор и картофель – это овощи.
Воспитатель: Мама сварила картофельное повидло.
Ребёнок: Мама сварила картофельное пюре.
Воспитатель: Под берёзой вырос подосиновик.
Ребёнок: Под берёзой вырос подберёзовик.
Воспитатель: Мухоморы и поганки – самые вкусные грибы.
Ребёнок: Нет. Мухоморы и поганки – ядовитые грибы.
Воспитатель: Боровик – это несъедобный гриб.
Ребёнок: Нет. Боровик – это съедобный гриб.
Воспитатель: Молодцы, вы настоящие знатоки природы.
6. Итог:
Воспитатель: Давайте тихо выйдем из леса. (Звучит музыка). Ребята, удалось ли нам погулять в осеннем лесу?
Дети: Удалось.
Воспитатель: Что мы рассматривали в лесу?
Дети: Разноцветные листья разных деревьев. Картинки, на которых изображены признаки осени.
Воспитатель: Правильно, а что мы ещё делали?
Дети: Играли.
Воспитатель: Вам понравилось в осеннем лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, на память о нашей прогулке я приготовила вам раскраску. Раскрасите картинки и мы сделаем выставку: «Щедрая осень». Вы молодцы!
Литература:
1. Программа От рождения до школы. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 365 с.
2. Нищева Н. В. «Разноцветный хоровод». – М.: Детство - пресс, 2018. – 24 с.
3. Чиркова С. В., Акимова Н. В., Федулина Е. Г. Методические рекомендации к УМК «Оранжевый котёнок» 4-5 лет. – М.: ВАКО, 2018. – 416 с.
4. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду: Старшая группа, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 144с.
5. Стихи из сборников Н. В. Нищевой «Разноцветный хоровод» и С. В. Чирковой, Н. В. Акимовой, Е. Г. Федулиной Методические рекомендации к УМК «Оранжевый котёнок».
Скачать вложение