Про Снегурушку
Автор: Алхасова Зульфия Назимовна, Кокорева Ольга Алексеевна, Прокопьева Людмила Викторовна, МБДОУ «Детский сад№48» г. РязаньКонспект образовательной деятельности для детей 3-4 лет
Аннотация
Овладение речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.
ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно из приоритетных направлений в развитии детей раннего возраста [1]. В ранний период дошкольного детства происходит становление речи и ее формирование. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. По мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой и других педагогов активное овладение способностью передавать в образном слове содержание происходит благодаря освоению средств художественной выразительности речи, в т.ч. произведениями художественной литературы. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста через художественную литературу с использованием инновационных технологий способствует созданию мотивации для формирования устного речевого общения дошкольников, правильной устной речи, и как следствие, речевого раскрепощения.
Цель: активация речи детей через ознакомление с художественной литературой на современном уровне.
Задачи:
Образовательные:
- научить дошкольников выражать свою точку зрения;
- побудить детей к театральной деятельности, к импровизации, выражению эмоций героев через движения;
- сформировать у детей навык движения в такт музыке.
Развивающие:
- развивать творческое мышление;
- развивать память и воображение;
- развивать музыкальный слух;
- развивать речь;
- развивать самостоятельность;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- воспитать в детях чувство эмпатии;
- воспитать чувство взаимопомощи.
Образовательная область: «Развитие речи».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, кейс-технология.
Оборудование и материалы: балалайка, колонки, телефон, кукла в народном наряде (Снегурушка), картинки: избушка, репка, дед, бабушка, Снегурушка, Жучка, кошка Мурка, мышка.
Демонстрационный: кейс-иллюстрация из сказки «Снегурушка и лиса».
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Снегурушка и лиса», «Репка».
Ход занятия
1. Мотивационный этап
Воспитатель привлекает внимание детей при помощи балалайки (игрушка или распечатанная картинка, наклеенная на картонную основу). Педагог будто играет на инструменте, в это время включена аудиозапись.
Воспитатель:
Балалаечка, бренчи,
Всех ребят в кружок зови.
- Здравствуйте, ребята! Становитесь в кружок под звуки нашей сказочной балалайки. Мы сейчас с вами дружно поиграем.
Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Улыбнемся мы с тобой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
Воспитатель: Ребята, я слышу чей-то плач. Давайте посмотрим, может, с кем-то беда приключилась (аудиозапись плача)? Ребята, так вот это кто плачет (педагог заранее сажает на свой стул куклу в народном наряде). Это же девочка, Снегурушка. Давайте спросим, что с ней приключилось? Почему она плачет? Дети задают вопросы.
Снегурушка (аудиозапись): Здравствуйте, ребятки! Меня зовут Снегурушка. Как же мне не плакать. Позвали меня подружки в лес погулять, да ягод собрать. Разбрелись в разные стороны, а меня здесь оставили. Потерялась я, не могу дорогу до дома найти.
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: Ребятки, пожалейте Снегурушку, погладьте, обнимите, посочувствуйте бедной девочке. (Дети жалеют куклу). Как же ей быть, кто поможет Снегурушке найти дом? (Дети предлагают помощь). Спасибо вам, ребята, какие вы отзывчивые. Чтобы найти дом Снегурушки, мы первым делом должны понять, как так произошло, что она потерялась? Как можно было избежать такой ситуации?
Педагог показывает детям картинку, на которой изображена Снегурушка с подружками. Рассказывает, что девочки очень увлечены сбором ягод и расходятся по разным сторонам.
Примерные опросы и ответы детей, которые помогут детям творчески найти выход из создавшейся ситуации или избежать её (выбрать, исходя из возможностей детей):
1. Что изображено на картинке? (Снегурушка с подружками)
2. Почему девочки потерялись? (они собирали ягоды и увлеклись)
3. Какой интересный способ можно было придумать для того, чтобы не отходить далеко друг от друга? (обозначить место где находились)
4. Как не потерять тропинку в лесу. Которая ведёт к дому? (никуда не сворачивать с тропинки)
Воспитатель наталкивает детей на самостоятельные рассуждения.
Воспитатель: Ребята, вы научились отлично размышлять. Я очень этому рада.
Ну что, слезами горю не поможешь. Снегурушка не знала о таких интересных способах, которые помогают не заблудиться в лесу, она уже потеряла дорогу к дому. Надо её выручать.
3. Исполнительный этап
Воспитатель: Ребята, нам нужно найти дорогу до дома Снегурушки. Отправляемся в путь. Тише, тише не шумите. Нашу сказку не спугните (палец поднести к губам и сказать всем тс – с - с)
Раз- два- три- покружись, в сказке нашей окажись (дети кружатся)
Воспитатель: Ну вот и дорожка пойдемте по ней в лес (дети вместе с воспитателем идут по дорожке)
Воспитатель: Отлично. Мы у домика. Он, оказывается, стоит рядом с благоухающим сосновым бором. Давайте насладимся запахом сосен (делают дыхательную гимнастику). Сделаем глубокий вдох, поднимем руки вверх, а потом выдох.
Воспитатель: А теперь предлагаю потанцевать.
Дети по показу воспитателя исполняют танец под песню Е. Железновой «Три медвежонка».
Воспитатель: Ребята, ну вот мы и у домика Снегурушки. Там её ждёт бабушка и дедушка. Кажется, они ушли в огород, чтобы вытянуть репку.
На доске располагается репка и герои этой сказки, в неправильном порядке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, бабушка и дедушка Снегурушки никак не вытянут репку, ведь они стоят в неправильном порядке. Давайте вспомним сказку, а вы поможете мне выстроить всех героев по порядку (дети выстраивают героев сказки в правильном порядке)
Воспитатель: Отлично, ребята, мы не только нашли Снегурушкин дом и бабушку с дедушкой, но и помогли им вытянуть репку. Вот сколько добрых дел мы с вами сделали! Теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Раз- два- три покружись (дети кружатся)
В детском саде очутись.
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, как хорошо, что мы встретили Снегурушку и помогли ей найти дорогу домой. Как вы думаете, как нужно вести себя в лесу? Что вообще нужно делать, если потерялся?
(рассуждаем вместе с детьми)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы всё правильно говорите. Если вы потерялись, то не нужно уходить с того места, где вы оказались. Так вас будет проще найти.
Если занятие вам понравилось, то похлопайте в ладоши. А если нет - то постучите кулачками по столу.
5. Перспективный этап
Ребята, я предлагаю вам рассказать своим друзьям и близким о том, как вести себя в лесу если они заблудились. На этом наше занятие закончено.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения 18.03.2023г.).
1.Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность. – М.: РГГУ, 2019. – 192 с.
2. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2018. – 150 с.
Конспект во вложении (pdf 177KB)
Скачать вложение