Проектная деятельность как форма воспитательной работы детей младшего школьного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Автор: Алексеева Татьяна Николаевна, Данькова Галина Алексеевна, воспитатели ОГБОУ "Школа №10" г. Рязань.
Аннотация
Данное мероприятие реализует трудовое направление воспитательной работы младших школьников. Основой образования и неотъемлемой его частью должен быть труд. Трудовая деятельность подразумевает физическую и умственную нагрузку. Ребенку, выполняя эту нагрузку, иногда приходится преодолевать лень, прилагать усилия. «Награда» для школьника - видеть результат своей деятельности.
Семья не всегда в состоянии обеспечить ребенка этой физической нагрузкой. Нередко загруженные работой и домашними заботами родители чаще предпочитают отправить сына или дочь поиграть, чем тратить время на то, чтобы научить их каким-либо трудовым навыкам, не осознавая, что таким образом мамы и папы препятствуют гармоничному развитию своих детей. В младшем возрасте дети готовы выполнять домашнюю работу, им это приносит радость, но, не чувствуя поддержки со стороны родителей, они быстро теряют интерес к данному виду деятельности. Выходом из данной ситуации может стать трудовое воспитание, ведущееся в школе. А метод проекта позволяет сделать эту деятельность интересной и увлекательной, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей (информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных).
Актуальность выбранной темы состоит в том, что работа над проектом помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию школьника с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте) в обществе.
Так как участниками проекта являются учащихся с ТНР, были использованы методы и приёмы, которые способствуют развитию словарного запаса, связной речи. Основная задача обучения таких детей – максимальная социализация.
Проект «Выращивание салата и базилика на гидропонике» позволяет гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Такая интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в адаптированном виде. Но, самое главное, проект учит детей с ТНР организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной во взрослой жизни.
Кроме того, проект способствует реализации задач ФАОП НОО для детей с ОВЗ, её целевым результатам (проявляющий интерес к разным профессиям, сознающий ценность труда в жизни человека, участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности).
Проект «Выращивание салата и базилика на гидропонике»
Информационная карта проекта
Тема: Выращивание салата и базилика на гидропонике
Авторы проекта: воспитатели Алексеева Татьяна Николаевна, Данькова Галина Алексеевна, ОГБОУ "Школа №10" г. Рязань.
Продолжительность проекта: март-май 2023года.
Тип проекта по характеру деятельности: практико- ориентированный
Участники проекта:
воспитатели ГПД: Алексеева Т.Н., Данькова Г.А. и учащиеся 1 Б и 1 В классов.
Возраст участников проекта: 7-8 лет. Дети с тяжелыми нарушениями речи. Тип проекта по применению: групповой.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Поиск путей выращивания салатных культур в условиях школьного класса
Цель проекта: сформировать умения выращивать салат и базилик на гидропонике.
Задачи проекта:
- способствовать получению знаний, умений, навыков выращивания растений на гидропонике;
- воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе;
- формировать опыт применения полученных знаний и умений в жизни.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: защита проекта (отчёт учащихся о проделанной работе).
Название итогового мероприятия проекта: Развивающий час «Защита проекта «Выращивание салата и базилика на гидропонике».
Продукты проекта: выращенные листья салата и базилика
Ожидаемые результаты: Обучающиеся будут ориентироваться в агрономических терминах (в пределах темы проекта); получат знания об устройстве теплицы на гидропонике; научатся создавать простейшую систему гидропоники в условиях классной комнаты, сажать овощные культуры (салат, базилик), наблюдать за ними, делать выводы и применять полученные знания в повседневной жизни.
Обогащение и активизация словаря: гидропоника, минеральная вата, посев, выращивание
Краткое содержание проекта
Гидропоника — это выращивание зелёных культур без использования почвы. Разнообразные гидропонные системы позволяют круглый год иметь на столе зелень. Применение гидропоники снижает финансовые затраты на обработку почвы, защиту от сорняков и вредителей, позволяет выращивать большее количество растений на ограниченной площади посадки. Вода и минеральные удобрения расходуются экономнее за счет их многократного использования.
Новизна.
Новизна проекта состоит в объединении различных видов деятельности (познавательной, трудовой), направленных на усвоение агрономических понятий (гидропоника, растениеводство, салатные культуры и т.д.), трудовых умений и навыков. Проект носит образовательный, общекультурный, деятельностный, практико-ориентированный, исследовательский характер.
В основе проекта лежит принцип развития личности ребенка через различные виды деятельности.
Предварительная работа.
Ребята посетили Детский эколого-биологический центр. Они ходили на экскурсию, где познакомились с устройством и назначением теплицы. Учащиеся увидели, как растут и плодоносят овощные культуры в грунте и на гидропонике.
Устройство теплицы произвело на ребят большое впечатление. Они захотели вырастить зеленные культуры на окне в школе.
Ресурсное обеспечение: пятилитровая бутыль, стаканчики для посадки, семена базилика и салата листового, минеральная вата.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный. (Формирование устойчивого интереса к тематике проекта) Экскурсия. Беседа. Выбор темы проекта.
2. Круглый стол.
Ознакомить детей с темой проекта, с проблемами, вставшими перед ними. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сформировать у детей интерес к созданию условий для реализации проекта.
3. Приготовить необходимое для посева.
Способствовать организации совместной поисково-информационной деятельности детей и взрослых.
II этап – деятельностный.
1. Изготовление простейшей системы гидропоники из пятилитровой бутыли.
2. Посев семян.
3. Наблюдение за посевами.
Это первый проект, над которым работали дети. Ребята узнали о новом способе выращивания овощных культур в Детском эколого-биологическом центре.
Решили сделать простейшую систему гидропоники из пятилитровой бутыли. Выращивание рассады на гидропонике исключает грязные земляные работы и превращает этот трудоёмкий процесс в сплошное удовольствие.
Сначала вырезали в бутылке отверстия под стаканчики. Затем заполнили стаканчики минеральной ватой.
23 и 24 марта ребята посеяли семена салата листового и базилика в стаканчики с минеральной ватой. Хорошо пролили водой. Наполнили бутыли водой так, чтобы стаканчики были погружены в воду. Добавили в воду минеральные удобрения. Бутыли с водой переставили поближе к свету, на окно. Стали наблюдать.
27 марта появились первые всходы. Листики росли, разворачивались, увеличивались в размере. Вскоре стал заметен недостаток света и кислорода: листики тянулись к стеклу, были бледными и замедлили рост. Опять добавили в раствор минеральные удобрения, заменили воду в бутылях.
Сделали вывод: при выращивании на гидропонике растения нуждаются в дополнительном освещении и подаче кислорода к корням. Ребята меняли воду, чтобы обогатить ее кислородом, передвигали растения ближе к свету.
III этап – результативный
В процессе работы над проектом дети познакомились с назначением гидропоники, научились сеять растения, ухаживать за рассадой, наблюдать за её ростом. Листья салата и базилика готовы к употреблению в пищу, добавляли их к супу и салату во время обеда.
Итоговым мероприятием стала защита проекта (ребята рассказывали о том, как они работали над проектом, показали выращенные культуры и «систему гидропоники»).
Работа над проектами позволяет детям с тяжелыми нарушениями речи почувствовать ситуацию успеха, осознавать новый шаг в своем развитии.
Воодушевленные результатом работы над данным проектом учащиеся выразили желание в следующем году вырастить рассаду цветов для школьной клумбы.
Литература:
1.Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утверждена приказом Минпросвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023/Министерство просвещения Российской Федерации- Текст: Электронный//Консультант плюс. Версия Проф.-Москва 2022.
2. Ануфриева И.В. Гидропоника как перспективный способ культивирования и ускорения процесса создания сортов сои.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gidroponika-kak-perspektivnyy-sposob-kultivirovaniya-i-uskoreniya-protsessa-sozdaniya-sortov-soi/viewer (Дата обращения 05.03.2023)
3. Тексье У. Гидропоника для всех. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://djvu.online/file/GervKdILcdNqr (Дата обращения 05.03.2023)
Материал во вложении (pdf 256KB)
Скачать вложение