РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Проектная деятельность как форма воспитательной работы детей младшего школьного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Автор: Алексеева Татьяна Николаевна, Данькова Галина Алексеевна, воспитатели ОГБОУ "Школа №10" г. Рязань.

Аннотация

Данное мероприятие реализует трудовое направление воспитательной работы младших школьников. Основой образования и неотъемлемой его частью должен быть труд. Трудовая деятельность подразумевает физическую и умственную нагрузку. Ребенку, выполняя эту нагрузку, иногда приходится преодолевать лень, прилагать усилия. «Награда» для школьника - видеть результат своей деятельности.

Семья не всегда в состоянии обеспечить ребенка этой физической нагрузкой. Нередко загруженные работой и домашними заботами родители чаще предпочитают отправить сына или дочь поиграть, чем тратить время на то, чтобы научить их каким-либо трудовым навыкам, не осознавая, что таким образом мамы и папы препятствуют гармоничному развитию своих детей. В младшем возрасте дети готовы выполнять домашнюю работу, им это приносит радость, но, не чувствуя поддержки со стороны родителей, они быстро теряют интерес к данному виду деятельности. Выходом из данной ситуации может стать трудовое воспитание, ведущееся в школе. А метод проекта позволяет сделать эту деятельность интересной и увлекательной, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей (информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных).

Актуальность выбранной темы состоит в том, что работа над проектом помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию школьника с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте) в обществе.

Так как участниками проекта являются учащихся с ТНР, были использованы методы и приёмы, которые способствуют развитию словарного запаса, связной речи. Основная задача обучения таких детей – максимальная социализация.

Проект «Выращивание салата и базилика на гидропонике» позволяет гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Такая интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в адаптированном виде. Но, самое главное, проект учит детей с ТНР организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной во взрослой жизни.

Кроме того, проект способствует реализации задач ФАОП НОО для детей с ОВЗ, её целевым результатам (проявляющий интерес к разным профессиям, сознающий ценность труда в жизни человека, участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности).

Проект «Выращивание салата и базилика на гидропонике»

Информационная карта проекта

Тема: Выращивание салата и базилика на гидропонике

Авторы проекта: воспитатели Алексеева Татьяна Николаевна, Данькова Галина Алексеевна, ОГБОУ "Школа №10"    г. Рязань.

Продолжительность проекта: март-май 2023года.

Тип проекта по характеру деятельности: практико- ориентированный

Участники проекта:

воспитатели ГПД: Алексеева Т.Н., Данькова Г.А. и учащиеся 1 Б и 1 В классов.

Возраст участников проекта: 7-8 лет. Дети с тяжелыми нарушениями речи.    Тип проекта по применению: групповой.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Поиск путей выращивания салатных культур в условиях школьного класса

Цель проекта: сформировать умения выращивать салат и базилик на гидропонике.

Задачи проекта:

-      способствовать получению знаний, умений, навыков выращивания растений на гидропонике;

-      воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе;

-      формировать опыт применения полученных знаний и умений в жизни.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: защита проекта (отчёт учащихся о проделанной работе).

Название итогового мероприятия проекта: Развивающий час «Защита проекта «Выращивание салата и базилика на гидропонике».

Продукты проекта: выращенные листья салата и базилика

Ожидаемые результаты: Обучающиеся будут ориентироваться в агрономических терминах (в пределах темы проекта); получат знания об устройстве теплицы на гидропонике; научатся создавать простейшую систему гидропоники в условиях классной комнаты, сажать овощные культуры (салат, базилик), наблюдать за ними, делать выводы и применять полученные знания в повседневной жизни.

Обогащение и активизация словаря: гидропоника, минеральная вата, посев, выращивание

Краткое содержание проекта

Гидропоника — это выращивание зелёных культур без использования почвы. Разнообразные гидропонные системы позволяют круглый год иметь на столе зелень.  Применение гидропоники снижает финансовые затраты на обработку почвы, защиту от сорняков и вредителей, позволяет выращивать большее количество растений на ограниченной площади посадки. Вода и минеральные удобрения расходуются экономнее за счет их многократного использования.

Новизна.

Новизна проекта состоит в объединении различных видов деятельности (познавательной, трудовой), направленных на усвоение агрономических понятий (гидропоника, растениеводство, салатные культуры и т.д.), трудовых умений и навыков. Проект носит образовательный, общекультурный, деятельностный, практико-ориентированный, исследовательский характер.

В основе проекта лежит принцип развития личности ребенка через различные виды деятельности.

Предварительная работа.

Ребята посетили Детский эколого-биологический центр. Они ходили на экскурсию, где познакомились с устройством и назначением теплицы. Учащиеся увидели, как растут и плодоносят   овощные культуры в грунте и на гидропонике.

Устройство теплицы произвело на ребят большое впечатление. Они захотели вырастить зеленные культуры на окне в школе.

Ресурсное обеспечение: пятилитровая бутыль, стаканчики для посадки, семена базилика и салата листового, минеральная вата.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный. (Формирование устойчивого интереса к тематике проекта) Экскурсия. Беседа. Выбор темы проекта.    

2. Круглый стол.

Ознакомить детей с темой проекта, с проблемами, вставшими перед ними. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сформировать у детей интерес к созданию условий для реализации проекта.

3. Приготовить необходимое для посева.

Способствовать организации совместной поисково-информационной деятельности детей и взрослых.

II этап – деятельностный.

1. Изготовление простейшей системы гидропоники из пятилитровой бутыли.

2. Посев семян.

3. Наблюдение за посевами.

Это первый проект, над которым работали дети. Ребята узнали о новом способе выращивания овощных культур в Детском эколого-биологическом центре.

Решили сделать простейшую систему гидропоники из пятилитровой бутыли. Выращивание рассады на гидропонике исключает грязные земляные работы и превращает этот трудоёмкий процесс в сплошное удовольствие. 

Сначала вырезали в бутылке отверстия под стаканчики. Затем заполнили стаканчики минеральной ватой.

23 и 24 марта ребята посеяли семена салата листового и базилика в стаканчики с минеральной ватой. Хорошо пролили водой. Наполнили бутыли водой так, чтобы стаканчики были погружены в воду. Добавили в воду минеральные удобрения. Бутыли с водой переставили поближе к свету, на окно. Стали наблюдать.

27 марта появились первые всходы. Листики росли, разворачивались, увеличивались в размере. Вскоре стал заметен недостаток света и кислорода: листики тянулись к стеклу, были бледными и замедлили рост. Опять добавили в раствор минеральные удобрения, заменили воду в бутылях.

Сделали вывод: при выращивании на гидропонике растения нуждаются в   дополнительном освещении и подаче кислорода к корням. Ребята меняли воду, чтобы обогатить ее кислородом, передвигали растения ближе к свету.

III этап – результативный

В процессе работы над проектом дети познакомились с назначением гидропоники, научились сеять растения, ухаживать за рассадой, наблюдать за её ростом. Листья салата и базилика готовы к употреблению в пищу, добавляли их к супу и салату во время обеда.

Итоговым мероприятием стала защита проекта (ребята рассказывали о том, как они работали над проектом, показали выращенные культуры и «систему гидропоники»).

Работа над проектами позволяет детям с тяжелыми нарушениями речи почувствовать ситуацию успеха, осознавать новый шаг в своем развитии.

Воодушевленные результатом работы над данным проектом учащиеся выразили желание в следующем году вырастить рассаду цветов для школьной клумбы. 

Литература:

1.Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утверждена приказом Минпросвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023/Министерство просвещения Российской Федерации- Текст: Электронный//Консультант плюс. Версия Проф.-Москва 2022.

2. Ануфриева И.В. Гидропоника как перспективный способ культивирования и ускорения процесса создания сортов сои.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gidroponika-kak-perspektivnyy-sposob-kultivirovaniya-i-uskoreniya-protsessa-sozdaniya-sortov-soi/viewer (Дата обращения 05.03.2023)

3. Тексье У. Гидропоника для всех. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://djvu.online/file/GervKdILcdNqr (Дата обращения 05.03.2023)

Материал во вложении (pdf 256KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru