Прогулка по весеннему лесу
Автор: Батина Татьяна Евгеньевна, музыкальный руководитель, Макарова Юлия Георгиевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №48», г. РязаньИнтегрированное занятие по «Художественно-эстетическому развитию», раздел «Музыкальная деятельность», для детей 5-6 лет.
Основная идея разработки заключается в том, чтобы раскрыть перед детьми красоту весенней природы средствами музыки, развивать в них эмоциональную отзывчивость на музыку и поэзию, создавая целостность восприятия художественного образа.
Деятельностный подход, при котором вовлекаются в работу все дети в процессе всего занятия, личностно-ориентированный подход, формирующий бережное отношение к окружающему миру, предполагают развитие в детях духа сотрудничества и сотворчества.
В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста требует особого внимания. Важно проводить с детьми ежедневную работу по передаче им знаний об окружающем мире для того, чтобы обогащать их представления о явлениях природы.
Музыкальные занятия помогают решать данную проблему, так как с помощью музыкальных игр, песен, творческих заданий расширяется практическая возможность раскрыть детям дошкольного возраста разнообразные представления о природных явлениях.
В своей работе мы использовали словесные, наглядные, практические и игровые методы.
Цель: расширять представления детей о явлениях природы через музыкальную деятельность.
Задачи:
- способствовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания, чувства ритма, творческих способностей детей;
- знакомить детей с изобразительными возможностями музыки, музыкальным понятием «трель»;
- развивать коммуникативные навыки детей;
- обогащать эстетический вкус детей;
- воспитывать интерес детей к природе, музыке, бережное отношение к природе.
Словарная работа: активизировать употребление в речи детей прилагательных.
Материалы и оборудование: муз. центр, звуки природы (звук воды, звук дождя с грозой, звук шума волн на море, звуки крика чаек и в заключении звук пения птиц и шума леса), проектор, презентация, репродукция картины «Весна» Левитана И. И., столик средний, муз. и шумовые инструменты (колокольчики, погремушки, шуршалки, трещетки и бубны), телеграмма от дятла, музыкальные молоточки, изображение подснежников, запись А. Вивальди «Весна», запись «Песнь жаворонка» П. И. Чайковского, фрагмент записи пьесы П. И. Чайковского «Подснежники», текст стихотворения Г. Глунева «Еще на темных ветках почки спят…», ноты песни «Я умею рисовать», музыка и слова Л. Абелян., отрывок из фонограммы «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Предварительная работа: беседы о звуках и ознакомление с их звучанием, беседы о временах года, поведении человека в природе, разучивание стихотворений о весне, радуге, разучивание песни «Весна пришла», муз. и сл. А. Евтодиевой, разучивание инсценировки к песне «Вальс весны», муз. и сл. В. И. Шестаковой, разучивание песни «Я умею рисовать», музыка и слова Л. Л. Абелян.
Ход деятельности
Вводная часть занятия. Мотивационный этап.
Дети входят под музыку А. Вивальди «Весна».
Музыкальное приветствие. Дети и воспитатель группы здороваются с музыкальным руководителем, пропевая приветствие: «Здравствуй, говорим, снова повторим», садятся.
Ведет занятие 1 человек: музыкальный руководитель.
Мотивация общения, в которой музыкальный руководитель начинает разговор, в котором рассказывает, что по дороге на работу услышал множество звуков, шумов, голосов и спрашивает у детей, из-за чего могло быть так шумно утром в городе? Дети высказывают свои предположения.
Основная часть занятия. Ориентировочный этап.
Беседа о звуках. Музыкальный руководитель задает детям вопросы: Много ли звуков мы слышим вокруг себя? Какие звуки вы знаете? (Ответ: музыкальные и не музыкальные, тихие и громкие (динамика), высокие и низкие (высота), мягкие и резкие (тембр, окраска), короткие и длинные (скорость). Как называются звуки, которые мы слышим в повседневной жизни? (Не музыкальные). Просит назвать известные примеры различных звуков.
Игра «Угадай звук». Музыкальный руководитель предлагает детям игру, в которой надо будет прослушать некоторые варианты звуков и угадать их (звук воды, звук дождя с грозой, звук шума волн на море, звуки крика чаек и в заключении звук пения птиц и шума леса). После игры педагог хвалит детей.
Исполнительский этап.
Слайд 1. На слайде выводится изображение репродукции картины «Весна» Левитана И.
Музыкальный руководитель предлагает детям рассмотреть картину и разъясняет, что весенняя природа светлая, радостная. Но звуков мы не слышим. Музыкальный руководитель предлагает детям при помощи музыкальных инструментов изобразить звуки природы, приглашает детей к столу, расположенному в зале, на котором лежат шумовые предметы и музыкальные инструменты. Дети разбирают предложенные предметы и обсуждают, какие из представленных предметов подойдут для изображения предложенного звука (колокольчики – звон ручейков, погремушки, шуршалки – полет грачей, трещетки и бубны – жужжание пчел) и образуют группы по определенным музыкальным инструментам.
Творческая игра «Звуки весеннего леса».
Музыкальный руководитель произносит загадку, а дети каждой из групп извлекают звуки на выбранных ими музыкальных инструментах соответственно в тот момент, когда услышат строки, касающиеся ранней договоренности.
Зазвенели ручьи (дети, которые выбрали колокольчики, играют в них на фоне произносимой фразы педагога, озвучивая звон ручейков),
Прилетели грачи (дети, которые выбрали погремушки, шуршалки, играют в них на фоне произносимой фразы педагога, озвучивая полет грачей),
В дом свой-улей, пчела,
Первый мед принесла (дети, которые выбрали трещетки и бубны, играют в них на фоне произносимой фразы педагога, озвучивая жужжание пчел).
Кто из вас, ребята, знает,
Когда это бывает? (Ответы детей: весной).
Музыкальный руководитель хвалит детей и спеть песню о весне.
Дети исполняют песню «Весна пришла», муз. и сл. А. Евтодиевой.
Музыкально-ритмические движения.
Музыкальный руководитель приглашает детей на прогулку в весенний лес. Под музыку дети идут на носочках по кругу, останавливаются лицом в круг. Затем дети двигаются приставным шагом вправо.
Слайд 2. На экране лесная полянка весной.
По окончании музыки музыкальный руководитель сообщает детям, что они пришли на полянку, и весной в лесу очень звонкое эхо. Предложить поиграть в игру «Озорное эхо».
Музыкально-дидактическая игра «Озорное эхо». Муз. рук. поет отдельные фразы, дети повторяют их тише.
Музыкальный руководитель напоминает детям, что весной с юга прилетают перелетные птицы и для того, чтобы они поскорее вернулись домой, дятел послал им телеграмму (показывает ее детям). Музыкальный руководитель раздает нескольким детям музыкальные молоточки детям и просит помочь дятлу.
Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма». Дети должны проговаривать первую часть каждой фразы, а на слова «тук да тук» или «туки-туки-тук» («туки-тук, туки-тук») стучать палочкой о палочку в нужном ритме.
Дятел сел на толстый сук, тук да тук.
Друзьям своим на юг, тук да тук,
Телеграммы срочно шлет, туки-туки-тук,
Что весна уже идет, туки-туки-тук,
Что растаял снег вокруг, туки-тук, туки-тук,
Что подснежники вокруг, туки-тук, туки-тук.
Дятел зиму зимовал, тук да тук,
В жарких странах не бывал, тук да тук.
И понятно, почему скучно дятлу одному!
Музыкальный руководитель сообщает детям, что телеграмма быстро дошла до перелетных птиц и они вернулись домой, и предлагает детям, как птичкам, с легкостью «долететь» до своих стульчиков (дети на носочках под легкую музыку садятся на свои места) и послушать песнь жаворонка.
Слайд 3. На экране изображение жаворонка в небе.
Слушание «Песнь жаворонка» П. И. Чайковского.
Беседа после прослушивания. Музыкальный руководитель задает вопросы: на каком инструменте была исполнена пьеса? Какой характер у пьесы? Рассказывает об изобразительности пьесы, т.к. трели изображают пение жаворонка.
Слайд 4. На экране изображение полянки с подснежниками.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на экран и задаёт вопрос: А это что за голубые гнезда на лесной полянке? (Дети: Это первые цветы – подснежники).
Слушание стихотворения Г. Глунева «Еще на темных ветках почки спят» на фоне приглушенного звучания записи фрагмента пьесы П. И. Чайковского «Подснежники».
Еще на темных ветках почки спят,
В тени деревьев снег лежит по-прежнему.
Но, как наседка крошечных цыплят,
Весна на солнце вывела подснежники.
Я их искал, наверное, полдня.
Я их нашел.
Но как к ним прикоснуться?
Они, живые, смотрят на меня.
Они во-вот готовы улыбнуться.
Я не могу прийти домой с цветами.
Я сделаю другой подарок маме.
Музыкальный руководитель задает детям вопрос: «Хотите ли вы преподнести своим мамам букет подснежников?» Дети отвечают. Возможно, что один из ответов будет: «Нет, пусть они растут в лесу». Какие бы не были ответы детей, музыкальный руководитель высказывается о том, что подснежники рвать не нужно, так как это очень редкое и охраняемое растение, предлагает преподнести своим мамам другой подарок – рисунки! Музыкальный руководитель говорит детям: «Вы все очень любите рисовать» и предлагает детям спеть песню.
Дети исполняют песню «Я умею рисовать», музыка и слова Л. Абелян.
Музыкальный руководитель предлагает инсценировать песню «Вальс весны».
Инсценировка к песне «Вальс весны» В. И. Шестаковой.
После исполнения инсценировки дети садятся на стулья.
Заключительная часть.
Рефлексивный этап.
Воспитатель сообщает детям, что музыка вальса перенесла их в детский сад. Вопросы: «Вам понравилось гулять по весеннему лесу? Какие звуки вы услышали в весеннем лесу? Кому мы давали телеграмму? О какой птице мы слушали музыкальное произведение? Как П. И. Чайковский в музыке изобразил пение птиц? Какие цветы мы увидели на поляне? Почему вместо букета подснежников мы подарим мамам рисунок?
Перспективный этап. Что вы нарисуете дома?
Дети под фонограмму «Вальса цветов» П. И. Чайковского возвращаются в группу.
Список использованных источников
1. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день. Старшая группа». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 СD) (старшая группа) «ЛАДУШКИ», Праздник каждый день. Изд. «Композитор» (Санкт – Петербург), 2015. – 236 с.
2. Шестакова В. И. «Праздники и развлечения для дошкольников и младших школьников» - М.: Гумунит. издат. центр «ВЛАДОС, 2004. – 110 с.
Скачать вложение