РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Прогулка в осенний лес

Автор: Аникина Лариса Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №140», г. Рязань

Конспект организованной образовательной деятельности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 6-7 лет.

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Естественно, что эта проблема находится в центре многих современных исследований. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно благоприятно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. 
В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей, у которых отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. И задача логопеда не только скорректировать имеющееся нарушение речи, но и заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в этом процессе.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических и компьютерных игр на занятиях, считается эффективным направлением коррекционного обучения. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи и являются определяющим фактором в развитии личности.
Увлечение игрой повышает способность к правильному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию, способствует развитию связной речи, формированию грамматических категорий, активизирует словарный запас, расширяет его. Таким образом, использование игр помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.
Цели:
- организовать образовательную деятельность, направленную на развитие речевых навыков детей через игры;
- создать условия для естественного коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов;
- способствовать развитию грамматического строя речи, внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.
Задачи:
Организовать:
1. мотивацию к теме занятия;
2. практическую деятельность детей, направленную на активизацию и обогащение словарного запаса по темам «Деревья», «Грибы», «Дикие животные»;
3. практическую деятельность по формированию грамматических категорий (закрепить навыки образования относительных и сложных прилагательных, упражнять в образовании существительных родительного падежа и употреблении предлогов «за», «перед», «между») через словесные игры;
4. развитие у детей познавательного интереса к жизни леса и его обитателям;
5. контроль результатов самостоятельной деятельности детей;
6. рефлексивный анализ образовательной деятельности детей на занятии.
Предварительная работа: беседа о деревьях, грибах и диких животных, рассматривание иллюстраций по теме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Отгадай дерево», «Мамы и детеныши», чтение художественной литературы о деревьях и животных, просмотр презентаций.
Обогащение словаря: острозубый, остроносый, короткохвостый, толстолапый, логово, смешанный лес.
Активизация словаря: названия деревьев, грибов и животных, берлога.
Планируемый результат: расширить представления и словарь детей по темам: «Деревья», «Грибы», «Дикие животные»; грамматически правильно строить предложения.
Оборудование:
осенние листья деревьев;
картинки с изображением деревьев;
игра-презентация «Чьи следы?»;
магнитная доска;
картинки грибов, корзины.
Ход занятия:  

этапы деятельность педагога деятельность детей
Мотивационный этап - Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! - Солнцу и птицам.
Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки согреют всех теплом. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя теплоту и доброту сегодняшнего утра. Плавно и длительно выдохните через рот все свои тревоги и печали.
- Сегодня утром я получила письмо от Осени, она нас приглашает на прогулку, а вот куда, мы должны отгадать.
( Педагог выставляет на магнитной доске три буквы)
- Посмотрите перед вами буквы, из них нужно сложить слово.
- И у нас получилось слово «лес»
Дети стоят в кругу
                          Дети делают вдох и выдох три раза.
            Дети выкладывают слово «лес»
Ориентировочный этап - Осень приглашает нас на прогулку в лес, чтобы мы увидели красоту осеннего леса, вспомнили названия деревьев, набрали грибов и увидели обитателей леса.  
Исполнительский этап
Артикуляционная гимнастика «История о веселом язычке»
- Сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Давайте вспомним «Историю о веселом язычке»
- За алыми губами, за белыми зубами жил-был весёлый язычок.
Наш весёлый язычок повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо наш весёлый язычок.
На качелях он катался: поднимался, опускался, вверх-вниз, вверх-вниз.
На лошадке поскакал и копытцами стучал.
Мама это увидала, язычок наш наказала: пя-пя-пя.
Скрылось солнце за горой, язычок пошёл домой.
    Дети стоят в кругу и выполняют артикуляционные упражнения:
    «Часики»
      «Качели»
    «Лошадка»
  «Непослушный язычок»
Логоритмика - Трудностей вы не боитесь? Друг за другом становитесь!
- Соня, за кем ты стоишь? (я стою за Владиком), Яша, кто стоит перед тобой? Арина между кем ты стоишь?
- Для того, чтобы нам попасть в лес необходимо пройти по разным дорожкам.
- По извилистой дороге пусть шагают наши ноги: топ-топ-топ.
- По болоту мы идём, еле ноги достаём: хлюп-хлюп-хлюп
- По песку идти придётся, кто замедлит, обожжётся: ой-ой-ой.
- Вот дороге и конец, кто дошёл, тот молодец!
Дети встают друг за другом
              - ходьба «змейкой»
- ходьба с высоким подниманием колен, руки согнуты в локтях
- быстрым шагом на носочках
Беседа (Слайд 1) На экране появляется изображение осеннего леса.
- Вот мы и пришли в лес. Скажите, ребята, какие деревья здесь растут?
- Назовите деревья, в названии которых один слог.
- Что значит лиственные деревья?
- А что значит хвойные?
- Если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья, как называется такой лес?
- Посмотрите, сколько на земле листьев! Как называется такое явление, когда падают листья?
- Почему это происходит? 
- Дерево избавляется от листьев, в которых скопились вредные вещества, и еще, чтобы на листьях зимой не оседал снег, и ветки не ломались под их тяжестью.
- Возьмите любой лист и скажите, с какого он дерева?
Дети садятся перед экраном.
  - березы, ели, сосны, клены, рябины, дубы, осины.
- дуб, ель, клен;
- это деревья, на которых растут листья;
- это деревья, на которых растет хвоя;
- смешанный;
  - листопад;
  Ответы детей.
        Дети поднимают по одному листику.
- лист с березы-березовый, дуба-дубовый и т.д._
Дыхательная гимнастика «Листопад» - Листьев много мы собрали,
Ветерочком легким стали.
Если очень постараться,
Листья дружно разлетятся.
- Положите листок на ладонь правой руки и длительно подуйте так, чтобы он полетел, закружился в воздухе. Дуть надо, не надувая щеки.
 
      Дети взяли по листочку, положили на правую руку и дуют на него.
Пальчиковая гимнастика «Мы идем в осенний лес»
 
- А теперь продолжим нашу прогулку по лесу.
  - Мы идем в осенний лес.            
А в лесу полно чудес!                
Дождь вчера в лесу прошел      
Это очень хорошо.                     
Будем мы грибы искать             
И в корзинку собирать.              
Вот сидят маслята,
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички.
Подосиновик, груздок,               
Полезайте в кузовок!
 
Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.
Разводят руки в стороны, «удивляются».
Потряхивают ладонями обеих рук.
Хлопают в ладоши.
Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, другую сторону.                                                              
Сводят руки перед собой в «корзинку».
Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно                                                     на каждое название грибочка.
 
Упражнение «Собери грибы» - Ребята, посмотрите, сколько грибов на лесной поляне. Сейчас мы будем их называть и собирать в корзину.
              - А какие грибы остались?
- А почему вы их не положили в корзину?
- Правильно, а как вы думаете, зачем существуют такие грибы?
- Оказывается, в природе нет ничего лишнего, значит и ядовитые грибы тоже нужны в лесу, например, лоси и олени специально ищут в лесу мухоморы, чтобы вылечиться от своих болезней.
 
Дети садятся на стулья
Берут по одному грибу, называют его и кладут в корзину.
- лисичка, подосиновик, подберезовик, мухомор, поганка, масленок, опенок, боровик, сыроежка, груздь;
- мухомор и бледная поганка;
- они ядовитые;
Ответы детей.
Игра «В лесу много…»
 
- А сейчас поиграем в игру «В лесу много …»
- Как называются люди, которые собирают грибы?
- Вы хорошие грибники и собрали много грибов, и сейчас расскажите каких.
- Грибов мы набрали, продолжаем путешествие по лесу.
 
    - грибники;
  - в лесу много сыроежек, в лесу много опят и т.д.
Игра- презентация "Чьи следы?”   (Слайд 2)
- Ребята, посмотрите на экран, что это?
- А давайте попробуем отгадать, какого животного. Значит это чьи следы? Правильно.
(Слайд 3) (на экране появляется картинка лисы).
- Посмотрите, у лисы длинный хвост, значит она какая?
(Слайд 4)
- А это чьи следы?
(Слайд 4) (на экране картинка волка).
-У волка острые зубы, значит он какой?
(Слайд 5)
- Чьи это следы?
(Слайд 6) (на экране появляется картинка медведя).
- У медведя толстые лапы, значит он какой?
(Слайд 7)
- Чьи это следы?
(Слайд 8) (на экране появляется картинка зайца).
- У зайца длинные уши, значит он какой?
(Слайд 9)
- Чьи это следы?
(Слайд 10) (на экране картинка ежа)
- У ежа острый нос, значит он?
(Слайд 11)
- Чьи это следы?
(Слайд 12) (на экране картинка лося)
(Слайд 13)
- Чьи это следы?
(Слайд 14) (на экране картинка кабана)
- У кабана короткий хвост, значит он какой?
- Как много животных мы встретили в лесу. А давайте вспомним, где они живут и как называются их жилища.
 
Дети сидят перед экраном.
- следы животного;
  - лисы;
- лисьи;
        - длиннохвостая;
  - волчьи;
    - острозубый;
    - медвежьи;
    - толстолапый;
    - заячьи;
    - длинноухий;
    - ежиные;
    - остроносый;
  - лосиные;
      - кабаньи;
    - короткохвостый;
Физкультминутка «Где живут звери?»       - Спит в берлоге бурый мишка,
  Под кустом дрожит зайчишка.
  Лисичка рыжая в норе,  
  Ёжик спит в сухой траве.
  Волчица в логове сидит,
  А белка из дупла глядит.
 
Дети встают в круг, повторяют слова и движения.
Встают в круг, изображают спящего медведя, дрожащего зайца
Рисуют руками круг.
Присаживаются на корточки, опускают голову.
Встают на колени.
Стоя, руки за спиной, смотрят в одну сторону, затем – в другую
Рефлексивный этап - Наша прогулка по лесу заканчивается и для того, чтобы вернуться в детский сад, скажем волшебные слова:
До свиданья, милый лес,
не забудем мы чудес,
Ты скорее повернись –
снова в группе очутись!
- Ребята, что вам понравилось на прогулке по лесу? Что нового узнали?
Дети говорят слова и поворачиваются.
            Ответы детей.
   
Перспективный этап - Ребята, я предлагаю вам дома нарисовать осенний лес и рассказать родителям о сегодняшней прогулке.  

Литература:
1. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 64 с.
2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1994.- 399 с.
3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников — М.: ТЦ Сфера, 2009.- 208 с.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 5Mb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru