Прогулка в осенний лес
Автор: Субботина Татьяна Васильевна, воспитатель, Артамонова Вера Александровна, воспитатель, Колесникова Марина Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №121», г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы.
«Первоначальная функция речи коммуникативная.
Речь есть, прежде всего, средство социального
общения, средство высказывания и понимания»
Л.С. Выготский
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников. Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, этопоследовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), рассказывать о том, что сделал, как играл, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?)
Как часто педагог сталкивается с тем, что дети младшего дошкольного возраста совершенно не умеют договариваться между собой. Не потому что не хотят, а потому что их этому не учат дома. Не учат развернутым предложением высказывать свои мысли и желания. Не дожидаются, когда ребенок договорит свою мысль, а перебиваю в самом начале(понимая, что хочет ребенок). Разговаривая с взрослым, дети не прикладывают особых усилий, чтобы их поняли, поддержали или ответили им. Взрослые и так все понимают. А сверстник не будет пытаться угадывать желания и настроения своего товарища, присматриваться, прислушиваться, вспоминать. Дети очень быстро учат стихи, но совершенно не умеют их рассказывать. И воспитатель учит детей слушать и слышать друг друга, выразительно рассказывать стихи, говорить развернутыми предложениями. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний («Пошёл зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.
Развитие всех форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи. И поэтому, я особое внимание в своей работе с детьми уделяю развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения. И особое место здесь занимают колыбельные, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки. Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткое время.
В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.
В своей работе мы уделяем большое внимание диалогической речи детей, начиная со 2 младше группы. Для эффективного формирования связной речи мы обогащаем не только языковой, но и предметной действительности. Используем на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закрепляем полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.
Создаем ситуацию успеха, хвалим ребенка за интересный рассказ или за то, чему он нас научил. У ребенка постепенно складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать - это интересно и здорово!
Цель: формировать предпосылки для диалогической, грамматически правильной речи.
Задачи:
- Создать условия для закрепления знаний детей о природных изменениях осенью. (Холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными. Птицы улетают на юг)
- Способствовать развитию умения отгадывать загадки.
Развивать слуховое восприятие, речевое общение с взрослыми и детьми, речевой слух и речевое дыхание, умение выполнять движения по образцу, мелкую моторику.
- Формировать потребность делиться своими впечатлениями, передавать эмоциональное состояние мимикой, делиться своими впечатлениями.
- Воспитывать, бережное отношение к природе, желание взаимодействовать в коллективе.
Предварительная работа:
- разгадывание загадок об осени;
- чтение художественной литературы: Н.Сладков «Осень на пороге»; К.Лукашевич «Осень»; В.Сутеев. «Яблоко»;
- заучивание наизусть стихов об осени: «Осень» А.Тесленко, «Октябрь» В.Берестов, «Ёжик» И.Могилеская, «Осенняя песенка»И.Демьянов;
- Пальчиковые игры: «Собираем листочки», «Вышли пальчики гулять», «Ходит осень в нашем парке», «Осень, осень к нам пришла».
- Дидактическая игра: «Составь листик»
- Музыкальные игры «Мишкин дом», «Угостим зверей», «На лесной опушке собрались зверушки».
- Подвижные игры: «Листопад», «Такой листок, лети ко мне».
- Игры на развитие речевого дыхания: «Осенние листочки на дереве висят».
Демонстрационный материал:
• композиция из искусственных листьев «Осень»;
• осенние листья из бумаги (для игры);
• корзинка для собирания листья;
• игрушки: еж, кот.
Раздаточный материал:
· Осенние листочки
· Яблоки
Ход деятельности
Организационный этап
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам мы рады как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
(Дети здороваются).
Здравствуйте, ладошки, (хлопки в ладоши)
Здравствуйте ножки,
(притопы ногами)
Здравствуйте, щёчки, (поглаживаем щёки)
Маленькие щёчки.
Здравствуйте, губки, (смыкаем и размыкаем губы)
Здравствуйте, зубки. (постукиваем зубками)
Здравствуй, мой носик, (поглаживаем носик)
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте!
Мотивационный этап
Воспитатель:
- Ой, детки, осторожно, кто-то прячется у нас на ковре. (Беру в руки) Дети, кто это? ( Кот Котофей). Давайте с ним поздороваемся! Здравствуй, кот Котофей (каждый трогает его за лапку, здороваются) А как говорит кот? (мяу) Это он с вами по- кошачьи поздоровался: « Мяу» (повторяют). Посмотрите, какой Котофей грустный. Пойдемте, сядем на стульчики и спросим у него, почему он грустит.
(Дети проходят, садятся на стульчики).
Ориентировочный этап
Воспитатель:
- Детки, Котофей говорит, что он хотел поиграть с друзьями в лесу, но никого не нашел. Одному играть грустно. Мы можем помочь котику? (Можем). Вы знаете, как его развеселить? (Нужно поиграть с ним) Правильно. Дети отправляются в лес на поезде.
Исполнительский этап
Осенний лес.
(Дети стоят рядом с воспитателем, осенние листочки разложены на полу).
Воспитатель:
- Смотрите, на какую красивую полянку мы приехали!
Сколько листочков на ней! Какого цвета листочки? (красные, оранжевые…) Какое время года дарит такие разноцветные листики? (осень) Молодцы.
Воспитатель:
- Ребята, давайте коту Котофею расскажем, что такое осень.
Дети рассказывают стихи об осени, листопаде.
Воспитатель:
- Пусть идет листопад на полянке, а мы погуляем по осеннему лесу!
- Тише, кто-то под листочками шевелится и пыхтит. Кто это? Я догадалась. Я подскажу вам, загадаю загадку, а вы отгадаете.
Загадка.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Конечно, это…(еж)
Воспитатель:
- Подойдем поближе, поздороваемся (здороваются).
- Здравствуй, ежик!
- Посмотрите, что он несет на спине? (яблоко) А какое у него яблоко (большое, круглое) Давайте надуем щечки, покажем, какое яблоко круглое ежик в осеннем лесу нашел. А вот еще яблоки. Давайте поможем ежику их собрать вот в эту корзинку (собирают яблоки) Сколько в корзине яблок? (Много) Вот как много яблок мы помогли набрать ежику. Много яблок. Повторите. (Повторяют несколько человек индивидуально)
- А на спине у ежика сколько яблок? Одно яблоко (индивидуально повторяют несколько человек) (беру в руки ежа) Если ежика погладить, он какой? (колючий)
- Давайте поиграем с ежиком, но попросим его спрятать иголки (садятся).
- Приготовьте пальчики.
Игра «Ежик».
Воспитатель «ежик» стоит в центре круга.
Дети стоят в кругу.
За грибами в лес идем, (дети маршируют на месте)
Прыгаем по кочкам, (дети прыгают на двух ногах)
А в лесу колючий еж (руки сцеплены в замок, шевелят пальцами)
Стережет грибочки.
Ты нас ежик не коли, (подходят к «ежику»,грозят пальцем)
А попробуй, догони.(убегают на свои места, «ежик» догоняет).
- Никого ежик не уколол иголками? (нет)
- Понравилось с ежиком играть?(да) - Давайте оставим ежа на полянке попрощаемся с ним, нам пора возвращаться в детский сад. (Прощаются)
- А по дороге будем листочки в корзинку собирать.
(Идут, собирают листочки)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать:
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
- Что вы делали в осеннем лесу? (играли с ежиком, листочками).
- Кому помогали?
- как нам это удалось?
- а на чем мы путешествовали?
Рефлексивный этап
Воспитатель:
- Красивый букет получится из листочков
- Вам понравилась наша прогулка в осенний лес?
- Какое настроение у кота Котофея было утром? (грустное), а сейчас? (веселое) Замечательно.
- Дети, а какое настроение у вас?
- Теперь вам нужно отдохнуть после прогулки в осенний лес.
Литература:
1. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 64 с.
2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1994.- 399 с.
3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников — М.: ТЦ Сфера, 2009.- 208 с.
Скачать вложение