Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра
Автор: Прокопец Галина Алексеевна, заведующая; Царева Марина Николаевна, заместитель заведующей МБДОУ «Детский сад №65», г. Рязань(Из опыта работы)
В статье рассматривается вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, коррекционная работа инклюзивное образование, педагогическая деятельность.
Для каждого родителя свой ребенок уникален, любим. Именно родители первыми узнают диагноз своего ребенка. Именно они принимают решение, что делать дальше. Детский сад призван помочь детям с расстройством аутистического спектра и их родителям адекватно оценить сложившееся положение и выбрать правильный путь, который поможет ребенку. Основная цель дошкольных образовательных организаций оказание психолого-педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра.
Психолого-педагогическая и коррекционная помощь аутичным детям сопряжена с определенными трудностями в формировании эмоционального общения и социальной адаптации ребенка. Большинство исследователей (Коган В. Е., Лебединский В. В., Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. и др.) считают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой могут лежать врожденная аномальная конституция; врожденные обменные нарушения; органические поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов. Ранний детский аутизм может проявиться ни сразу.
Очень важно вовремя заметить перемены в поведении ребенка и обратиться к специалистам в этой области. Основными признаками РАС являются: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи).
В МБДОУ «Детский сад №65» г. Рязани познавательное развитие детей с расстройством аутистического спектра является одной из важных составляющих системы коррекционно-педагогической работы.
Речевое и коммуникативное развитие детей с расстройством аутистического спектра является одним их наиболее сложных и ответственных направлений коррекционной работы. Основными задачами работы по речевому развитию детей являются: развитие языковой способности, речевой активности детей; овладение значениями слов и высказываний и обучение их использованию в различных ситуациях общения; развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного восприятия, говорения, дактилирования, глобального и аналитического чтения, письма); формирование элементарных навыков связной речи, прежде всего разговорной. Важнейшим условием организации работы по развитию речи является создание слухо-речевой среды, постоянное использование речи, дополняемое привлечением естественных жестов и др. выразительных средств, в общении с детьми.
В сфере эстетического развития детям с расстройством аутистического спектра происходит систематическое накопление сенсорного опыта, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование интереса к красоте окружающего мира, знакомство и освоение разных видов художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной), формирование художественных способностей.
В процессе организации коррекционно-педагогического процесса в группе необходимо учитывать особенности психофизического состояния детей (повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.п.), обращать внимание на внешние признаки утомления: вялость, раздражительность, повышенная отвлекаемость и т.д. С целью профилактики переутомления детей следует чередовать занятия, требующие от детей умственного перенапряжения, с занятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В силу особенностей психофизического состояния воспитанников группы в режиме дня выделяется больше времени на проведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогулке и т. д.), сокращается время занятий.
При организации воспитания и обучения используются различные формы проведения занятий: фронтальные (со всеми воспитанниками), подгрупповые или занятия малыми группами (по 2-3 ребенка), индивидуальные.
Необходимым условием эффективной работы является тесное взаимодействие в работе членов педагогического коллектива группы, прежде всего учителя-дефектолога и воспитателей.
В процессе общения с ребенком взрослые учитывают его личностные особенности, познавательные и речевые возможности. В детском саду создаются условия для развития эмоционального общения. Педагоги группы и другие специалисты организуют эмоциональное сотрудничество с детьми, раскрывая способы действий с предметами, побуждая и поощряя стремление детей к подражанию. Содержание общения с дошкольниками воспитатели связывают с игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельностью, формирующимися познавательными интересами детей, повышением внимания к миру взрослых.
Развитие и интерес к сверстнику происходит при непосредственном участии взрослых, которые создают условия для привлечения внимания ребенка к своим сверстникам. Они обучают детей взаимодействовать на положительной эмоциональной основе, не причиняя друг другу вреда. Учат обмениваться игрушками и другими предметами, просить их (с помощью слов или жестов), а не отнимать, отдавать по просьбе другого ребенка по взаимному соглашению. В процессе общения происходит воспитание положительного отношения к другим детям и их деятельности. Взрослые поощряют проявление сочувствия, поддержки сверстника. Особое внимание уделяется детям, которые плохо включаются в коллектив сверстников. Для облегчения ситуации, организуются специальные педагогические моменты, в которых ребенок добивается успеха, получая заслуженное поощрение.
В нашем детском саду коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми строится в соответствии классификацией О. С. Никольской (стр.36-60): 1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды; 2-я группа — дети с отвержением внешней среды, 3-я группа — дети с замещением внешней среды, 4-я группа — дети со сверхтормозимоетъю окружающей средой.
Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Наиболее эффективны индивидуальные занятия, часто в присутствии родителей. В нашем детском саду воспитываются и обучаются 17 детей с РАС ( 1гр. -0, 2гр-3, 3гр. – 5, 4гр.-9 детей).
В процессе занятий с детьми с расстройством аутистического спектра педагоги
постоянно создают ситуацию успеха; хвалият ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации; учитывают в занятиях интересы ребенка, используем для контактов его стереотипные пристрастия;
Социализация ребенка с РАС является длительным и постепенным процессом, требующим большого терпения от педагогов, родителей и окружающих его взрослых.
По мнению педагога М.М. Либлинг при адекватной коррекционной работе, раннем ее начале большая часть детей с расстройством аутистического спектра может не только освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания, но и научиться читать, писать, получив, таким образом, новые возможности для коммуникации, и личностного развития.
Список литературы:
1. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. – Теревинф, 2012.
2. К.С.Лебединская, О.С Никольская, Е.Р. Баенская Дети с нарушением общения: Ранний детский аутизм. - М.,1989
Скачать вложение