Птицы Рязанского края
Автор: Новичкова Валерия Сергеевна, учитель-логопед, Тюрина Светлана Анатольевна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №17», г. РязаньЭкологическая викторина для детей с ТНР в подготовительной к школе группе.
Формирование экологических представлений осуществляется на протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации.
Дети дошкольного возраста обладают достаточно большим объемом знаний о природе, ее явлениях, о животных и птицах. Но зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телепередач, литературы, мультфильмов. По мнению Л. С. Выготского, полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения.[1]
Целостный взгляд на природу и место человека в ней, воспитание чуткого отношения ко всему живому формируется не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но, и на коррекционно-развивающих занятиях. Актуализация словарного запаса, развитие грамматического строя речи являются одними из направлений в работе учителя- логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Знакомство с птицами, внесенными в Красную книгу Рязанской области помогает педагогам в воспитании гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения ко всему живому.
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на уточнение и систематизацию знаний о птицах Рязанской области, занесенных в Красную книгу.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- активизировать словарь по заданной теме;
- совершенствовать навыки словообразования, звуко-буквенного анализа слов;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание, мышление, память;
- развивать мелкую моторику, координацию речи с движением;
- развивать навыки совместной деятельности.
Воспитательные:
- пробудить чувство любви к природе, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: презентация, картинки «Найди отличия», счетные палочки для составления фигуры птицы, разрезные буквы для составления слов, мольберты, фломастеры, медали.
Предварительная работа: знакомство с птицами рязанского края, их особенностями. Прочтение сказки «Лиса и Журавль».
Организационный момент:
Логопед 1: Сегодня мы собрались для участия в экологической викторине. (Слайд 1)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в Рязанском краю
Всех я вас приветствую!
Ход викторины:
Логопед 1: 8 мая отмечается всемирный день Красной Книги. А вы знаете, что такое Красная книга?
Дети: это книга, куда внесены редкие животные.
Логопед 2: Красная книга создана из-за обеспокоенности состоянием флоры и фауны каждой страны и города. В Красную книгу внесены растения, животные и птицы, исчезающие с нашей планеты. (Слайд 2)
Логопед 1: В Рязанской области есть своя Красная книга, куда внесены исчезающие виды птиц, и наша викторина будет посвящена этим птицам.
Логопед 2: Для начала мы поделимся на две команды по 6 человек. Капитанами команд будут Лёня и Ярослава. Капитаны, собирайте свои команды!
1 задание «Отгадай загадку» (Правильный ответ появляется на слайде)
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют? (жаворонок)[4]
(Слайд 3)
Что за птица там в овсе
Желтая почти совсем
Суетится спозаранку.
Все зовут ее… (овсянка)[5]
(Слайд 4)
В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.(кукушка) [6]
(Слайд 5)
Есть у курицы хохлатки
Дикий родич - … (куропатка) [7]
(Слайд 6)
Эту птичку, одним словом,
Называют рыболовом,
Кто в реке с деревьев, лодок
Ловит рыбу? (зимородок)[8]
(Слайд 7)
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут,
Долго манят нас вдали…
Кто, скажите? (журавли) [9]
(Слайд 8)
Логопед 1: Ребята, что объединяет этих птиц?
Ответы детей: все эти птицы внесены в Красную книгу Рязанской области.
2 задание «Скажи одним словом»
Логопед: У журавля длинные ноги, какой журавль?
Дети: длинноногий.
Логопед: У журавля серые крылья, какой журавль?
Дети: серокрылый.
Логопед: Ужуравляострый клюв, какой журавль?
Дети: остроклювый.
Логопед: Ужуравля длинная шея, какой журавль?
Дети: длинношеий.
Логопед: У журавля длинные крылья, какой журавль?
Дети: длиннокрылый.
3 задание «Найди отличия»
Логопед 1: Какую сказку вы знаете про журавля?
Дети: «Лиса и Журавль».
Командам предлагается найти отличия в иллюстрациях к сказке «Лиса и Журавль».(Приложение № 1)
4 задание Физкультминутка «Большая птица»
Вот летит большая птица, |
Имитируем кистями рук крылья птицы |
Плавно кружит над землёй. |
Поворачиваемся вокруг себя |
Наконец, она садится |
Приседаем |
На корягу над водой. |
|
Крылья плавно опустила, |
Плавно опускаем скрещенные руки вниз |
Отдохнула и опять |
Тянем руки вверх |
В путь отправиться готова, |
Имитируем полет птицы кистями рук |
Силы все свои собрав. |
5 задание «Выложи фигуру» для капитанов.
Капитаны команд выкладывают фигуру «Журавля» из счетных палочек. Победит тот, кто соберет фигуру быстрее и аккуратнее. (Приложение № 2)
6 задание «Восстанови предложение».
Участникам команды предлагаетсясоставить предложения из слов.
Кукушка, свой, гнездо, покинуть. (Кукушка покинула свое гнездо)
Небо, лететь, в, клин, журавли. (В небе летит клин журавлей)
Весна, жаворонок, ранний, возвращаться. (Жаворонки возвращаются ранней весной)
7 задание «Собери слово»
Логопед 1: Каждая команда получает свой набор букв, чтобы узнать, какая птица попала в Красную книгу рязанской области. Детям предлагается положить буквы в правильном порядке.
Ж А В О Р О Н О К
З И М О Р О Д О К
К У Р О П А Т К А
К У К У Ш К А
О В С Я Н К А
Ж У Р А В Л Ь
Логопед 2: Назовите первый и последний звук в слове «Жаворонок», «Кукушка», «Зимородок», «Куропатка».
Логопед 1:Разделим эти слова на слоги;
Подведение итогов викторины
Логопед 1:Наша викторина подошла к концу. Давайте подведем итоги нашего соревнования. Все игроки старались, и победила дружба!
Логопед 2: На память о сегодняшней экологической викторине каждый из вас получает медали с изображением журавля, внесенного в Красную книгу Рязанской области.(Приложение №3)
Литература:
1. Киреева Л. Г., Бережнова С. В.Формирование экологической культуры дошкольников. – М.: Издательство «Учитель», 2008. – с. 4.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. –М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Загадка. [Электронный ресурс]. – URL: https://suhoterina-vm.edumsko.ru/folders/post/1747206(Дата обращения: 08.05.2024)
5. Загадка. [Электронный ресурс]. https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-pticze-ovsyanka/(Дата обращения: 08.05.2024)
6. Загадка. [Электронный ресурс]. https://mirchild.com/zagadki/pticy/v-lesu-na-vetke-ona-sidit(Дата обращения: 08.05.2024)
7. Загадка. [Электронный ресурс]. https://malamant.livejournal.com/803407.html?page=2(Дата обращения: 08.05.2024)
8. Загадка. [Электронный ресурс]. https://sto5sot.ru/zimorodok/(Дата обращения: 08.05.2024)
9. Загадка. [Электронный ресурс]. https://mirchild.com/zagadki/pticy/v-nebe-osenyu-kurlychut (Дата обращения: 08.05.2024)
Интернет- ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_птиц,_занесённых_в_Красную_книгу_Рязанской_области
Конспект с приложениями и презентацией к занятию во вложении (zip, 5Mb)
Скачать вложение