Птицы зимой
Автор: Жук Светлана Александровна, Романова Елена Александровна, воспитатели; Салангина Наталья Викторовна, логопед МБДОУ "Детский сад № 121", г. РязаньЗанятие по экологии во второй младшей группе.
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование у них представлений о зимующих птицах, их отличительных особенностях.
Задачи:
-
организовать знакомство детей с зимующими птицами, их отличительными особенностями;
-
организовать практические самостоятельные действия детей по отработке умений после знакомства с зимующими птицами, применять новые умения на практике;
-
способствовать развитию у детей длительного речевого выдоха, умения; анализировать, сравнивать; координации речи с движением, мелкой моторики;
-
организовать условия для понимания зависимости сохранности птиц от деятельности людей.
Оборудование:
-
магнитофон с аудиозаписью музыки для подвижной игры;
-
интерактивная доска и проектор, видеозапись, презентация «Материалы к дидактическим играм по теме «Зимующие птицы»;
-
трубочки со снежинками;
-
макет снегиря, конверт, колокольчик;
-
разрезные картинки, настольно-печатная игра «У кого какой домик?»
Работа над словарем: активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке и за приметами наступающей зимы в природе; игры и упражнения, «Ну-ка, птички, полетели», «Кормушка», " Снежки" и др.
Чтение художественной литературы, сказок, потешек о птицах.
Рассматривание картин о зиме и иллюстраций с изображением птиц.
Методы и приемы работы:
- наглядные (видеозапись, демонстрация слайдов);
- словесные (фронтальная беседа, объяснение);
- игровые (приемы поддержания интереса у детей: психогимнастика «Ладошечка», подвижная игра «Снежинки и ветер» , пальчиковая игра «Кормушка», дидактические игры «Какой птицы не стало», «Назови птичку»; создание игровой ситуации);
- практические (упражнение на дыхание «Сдуй снежинку», «Разрезные картинки»).
Ход занятия.
Психогимнастика «Ладошечка»
(ритуал начала занятия).
Цель: Создание веселого настроения, доверительных отношений с детьми, настрой на групповую работу.
Ход: Педагог обращается к детям
- Здравствуйте дети! Давайте поприветствуем друг друга. Положите свои ладошки мне на ладошку. «Дай ладошечку, моя крошечка, я поглажу тебя по ладошечке. Я рада видеть…»(показывает по очереди на каждого ребенка, и называет его имя).
Раздается стук в дверь (звон колокольчика), воспитатель получает из-за двери послание.
Воспитатель. Ребята, нам с вами прислали письмо. И не простое, а видеописьмо. Давайте его посмотрим.
Видеописьмо от Зимушки-Зимы.
Зимушка – Зима. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зимушка – Зима. Что- то случилось с нашими птичками в лесу: не слышно стало их пения. Помогите, ребята, разобраться, куда же делись птички.
Воспитатель. Ребята, поможем Зимушке - Зиме? (Да).
- Какое сейчас время года? (Зима).
- Какая погода стоит зимой? (Зимой холодно, дует ветер, идет снег).
Давайте с вами превратимся в снежинки.
Подвижная игра «Снежинки и ветер».
Цель: совершенствование умения действовать по сигналу.
Ход игры: дети встают на ковре. Под музыку разбегаются в разные стороны, покачиваются, кружатся. Музыка прекращается, дети снова останавливаются.
Воспитатель. Посмотрите, к нам в группу тоже попали снежинки. Они легкие, пушистые.
Упражнение на дыхание «Сдуй снежинку».
Цель: обучение плавному, свободному выдоху.
Ход игры: воспитатель, а за ним и дети произносят слова потешки, а затем дуют на снежинки, привязанные к палочкам.
Снег, снежок,
Белый пушок.
Летает, кружит,
Землю порошит.
Воспитатель. Молодцы, поиграли со снежинками. А теперь давайте положим их на стол и вспомним, о чем нас спрашивала Зимушка - Зима?
Куда же делись птички из леса? Вспомните, кто прилетает к нам на участок? Кого мы видели на прогулке? (Птичек).
- Да, конечно. Птички из леса прилетели поближе к человеку, в город. Здесь теплее и человек их подкармливает.
- Давайте с вами вспомним, каких же птичек мы можем с вами увидеть на прогулке зимой.
Показ птиц.
(Презентация «Материалы к дидактическим играм по теме «Зимующие птицы»)
С показом презентации проводятся дидактические игры.
Дидактическая игра «Какой птицы не стало?». (Слайды 2, 5, 7, 8, 9, 11, 13,14, 15 )
Дидактическая игра «Назови птичку». ( Слайды 3,4, 6, 10, 12,16).
Дидактическая игра «Какой птицы не стало»
Цель: закреплять знания детей о птицах; развивать внимание, зрительную память.
Ход игры: на доске показывается слайд с изображением 3 птиц. Воспитатель предлагает детям запомнить.
Затем дети закрывают глазки, а воспитатель меняет слайд: здесь меньше на 1 изображение птицы.
Дети открывают глаза, и вспоминают, какой птицы не стало.
Игра проводится 4-5 раз.
Дидактическая игра «Назови птичку».
Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Ход игры: перед детьми выставлены картинки птиц, а воспитатель предлагает им назвать их.
На последнем слайде изображен снегирь.
Воспитатель. Ребята, а давайте внимательно посмотрим на снегиря, что у него есть, как и у других птичек? Кто хочет рассказать? (Рассматривание птички. Если ребенок затрудняется, то дети помогают).
Дети. У птиц есть голова, грудка, хвост, клюв, крылья и т.д.
Воспитатель. А теперь птичка хочет посмотреть, умеем ли мы превращаться в птичек и летать, как она.
Пальчиковая игра «Кормушка». (Н. Нищева.)
Цель: развитие мелкой и общей моторики.
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем. Имитируют взмахи крыльев
Две синицы, воробей, Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Воспитатель. Ну, вот мы и накормили нашего снегиря. Оказывается, он хотел кушать. Вспомните, чем еще мы кормили птичек на прогулке? (Хлебными крошками, крупой, семечками).
Воспитатель. Посмотрите, наш снегирь загрустил. Давайте соберем ему друзей.
- Ребята, у нас есть картинки, только они перепутались.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 2,3,4 части.
Ход игры: перед ребенком лежат разрезные картинки птицы, его задача как можно быстрей собрать изображение.
Воспитатель. Ребята, что же у нас получилось? Кто на картинке? (Снегирь и рябина). Вот сколько друзей снегирю мы нашли.
Нашему снегирю уже пора улетать со своими друзьями. Он обязательно расскажет им, что у нас в саду много кормушек, и они вместе сюда будут прилетать, чтобы поклевать угощенья.
- А Зимушке -Зиме давайте отправим письмо, которое снегирь отнесет ей.
- А что же мы напишем? Птички пропали? (Нет. Они просто гостят в городе у наших кормушек. Они вернутся в лес, когда будет тепло и растает снег).
Воспитатель вкладывает письмо в конверт и вместе с макетным изображением снегиря уносит из группы.
Раздается стук в дверь (звонок колокольчика), как в начале.
Воспитатель. Кажется, это уже ответ от Зимушки - Зимы. Как быстро долетел снегирь!
Ответное видеописьмо Зимушки- Зимы.
Зимушка – Зима. Спасибо, ребята! Я уже получила ваше письмо. Вы меня успокоили, помогли разобраться. За это я вам шлю подарок, чтобы вы так же хорошо знали и других лесных жителей. До свидания!
Воспитатель показывает детям игру из серии «Собери картинку» «У кого какой домик?».
Литература:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. – Издательство «Мозаика-Синтез», 2016. – 368 с.
2. Шорыгина Т.А. Птицы, какие они. Издательство «Гном и Д», 2006 - 96с.
3. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада».- Издательство ИП Лакоценина, 2009. – 170с.
4. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. Метод. пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : Сфера, 2005. - 142с.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 5MB)
Скачать вложение