РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Путешествие на Луну

Автор: Солдатова Евгения Анатольевна, воспитатель, МДОУ «Детский сад №152», г. Рязань

Конспект занятия  по познавательному развитию в старшей группе 

Аннотация

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Математическое развитие дошкольников не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счета, сложению и вычитанию.          Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления у дошкольников. Формирование элементарных математических представлений – это прежде всего интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого мышления. Традиционными направлениями являются: количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени и пространстве.

Для развития познавательных способностей детей необходимо использовать следующие методы: элементарный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирования, метод повторения, решение логических задач, экспериментирование.

Основной формой работы с детьми является игра. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей детей. Такой игрой является дидактическая игра. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на группы: игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, игры на логическое мышление. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольников.  

В конспекте представлен материал по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на закрепление прямого и обратного счета в пределах 10, знаний о геометрических фигурах, умения ориентироваться в пространстве в занимательной форме.

Цель:

закрепление знаний детей по теме «Прямой и обратный счёт в пределах 10», знаний о геометрических фигурах, навыков ориентировки в пространстве. 

Задачи:

Обучающие:

- закрепить умения детей считать в прямом и обратном порядке;

- совершенствовать знания детей о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);

- закреплять умение детей ориентироваться в пространстве;

- закреплять умение детей называть дни недели;

- упражнять детей в решении логических задач;

Развивающие:

- развивать мышление в решении логических задач;

- развивать коммуникативные качества детей;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать творческое мышление, воображение;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к математике;

- воспитывать уважение друг к другу, желание помочь товарищу.

Методы и приемы:

Словесные (беседа, вопросы, загадки, напоминание, поощрение),игровые (дидактические упражнения, дидактическая игра), наглядные (презентация, демонстрация наглядных пособий, рассматривание), здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка).

Материалы и оборудование:

ИКТ (ноутбук, проектор), презентация, письмо, карточки с цифрами, набор цифр от 1-10, картинки на решение задач, геометрические фигуры, мяч, музыка, медали, бумага в форме квадрата 20"20(на каждого),карандаши простые, набор домиков на каждого, рисунок с ракетой на каждого ребенка.

Предварительная работа: дидактическая игра «Назови фигуру», «Дни недели», разучивание физкультминутки, повторение дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, разгадывание загадок «Геометрические фигуры», решение логических задач.

Активизация словаря: лунные человечки, планета, ракета, метеорит, созвездие, космонавт.

 Ход занятия

1 часть: ВВОДНАЯ

- Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними.

- Сегодня нам пришло письмо (воспитатель читает письмо): «Здравствуйте, ребята. Мы лунные человечки. У нас произошла беда. Просим о помощи! Прошел сильный метеоритный дождь, мы начали прятаться и заблудились. Помогите найти нам дорогу домой! Ведь мы так любим играть с геометрическими фигурами, считать, гулять и разгадывать логические задачи.» 

Воспитатель: Ребята, давайте поможем лунным человечкам? (ответы) А как мы можем помочь? (ответы детей). Тогда проходите на свои места. (Ответы детей)

2 часть: ОСНОВНАЯ

Воспитатель: А на каком транспорте мы отправимся в путешествие? На этот вопрос вы сможете ответить, соединив точки по цифрам...

Дидактическое упражнение « Соедини по точкам»

(дети соединяют точки по порядку и получается рисунок-ракета) 

Воспитатель: Что у вас получилось? (ответы детей)

Загадка:

Космонавт машину ту

Направляет в высоту.

А маршрут машины прост:

От Земли до самых звезд (ракета) 

Воспитатель: Правильно, мы отправимся на ракете! Напомните, как себя надо вести в ракете? (ответы детей) Настроим правильное дыхание:

 

Дыхательная гимнастика:

Носиком дышу свободно,

Тише-громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышат он, и я, и вы!

 

Воспитатель: Вот теперь мы готовы к путешествию. Для запуска ракеты посчитаем до 10.

( дети считают, включается слайд, ракета на старте, и изображение звездного неба)

 Воспитатель: Ребята, пока мы с вами взлетаем, предлагаю дружно ответить на следующие вопросы:

Математическая разминка

- Сколько солнышек на небе?

- Вечером темно, а утром?

- Сколько огней у светофора?

- С какого дня начинается рабочая неделя?

- Перечисли все летние месяцы?

- Сейчас утро или вечер?

- Сегодня вторник, а завтра?

- Назови дни недели, начиная с понедельника

- Какой твой любимый день недели?

- Назовите сказки, в названии которых есть цифра 3, 7, 12? (3 медведя, 3 поросёнка, 3 толстяка).

Воспитатель: Вот теперь мы взлетели и можем двигаться вперед. А вы молодцы! Правильно ответили на все вопросы!

Посмотрите ребята, перед нами большой метеорит, и чтобы его обойти нам нужно выполнить задание.

Дидактическое упражнение «Восстанови последовательность»

- Ребята, перед вами карточки. Вам необходимо восстановить числовой ряд -вписать в пустые клеточки недостающие цифры.

Воспитатель: Вот мы справились с заданием и смело пролетаем этот метеорит.

- Ребята, посмотрите, перед нами космический метеоритный дождь. Чтобы его пройти, надо показать какие мы отважные, сильные и ловкие. Встанем на разминку и обойдем этот дождь. 

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

ВА-ВА-ВА - высокая трава (шагают и высоко поднимают ноги).

ПА-ПА-ПА - узкая тропа (узко ставят ступню).

КЕ-КЕ-КЕ - мы пришли к реке (шагают, руки на поясе).

КОЙ-КОЙ-КОЙ - любуемся рекой (развести руки в сторону).

АСЬ-Ась-АСЬ - вот плывет карась (плывем).

УШКА-УШКА-УШКА - вот прыгает лягушка (прыжки на двух ногах). 

Воспитатель: Молодцы, какие вы сильные и ловкие!

Мы летим дальше! Ребята, посмотрите в наш иллюминатор, что мы там видим? (воспитатель показывает на слайд).

- Посмотрите, перед нами созвездие, чтобы пройти это созвездие, придется тоже выполнить несколько заданий:

Первое - решить задачи-загадки. 

Логические задачи

- На дубе три ветки, на каждой ветке по два яблока. Сколько яблок на дубе? (ответы детей)

- В тарелке лежали 3 моркови и 4 груши. Сколько фруктов лежало на тарелке? (Ответы детей)

- У Кошки Мурки родились щенята: 2 черных и 2 белых . Сколько щенят у Мурки? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием справились.

Второе - Дидактическая игра «Отгадай фигуру»

Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.

1. Три вершины,

    Три угла,

   Три сторонки

   Кто же я? (Треугольник)

- Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник (ответы детей: крыша у домика для кукол...)

2. Он давно знакомый мой,

    Каждый угол в нем прямой,

   Все четыре стороны

   Одинаковой длины.

   Вам его представить рад.

   А зовут его… (Квадрат).

- Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат (Ответы детей: стол, окно...)

3. Нет углов у меня

    И похож на блюдце я,

   На тарелку и на крышку,

   На кольцо, на колесо.

   Кто же я такой, друзья?

   Назовите вы меня! (Круг)

- Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг (Ответы детей: мяч, обруч...)

4. Эти фигуры по городу мчат,

    в садики, школы развозят ребят.

   Едут автобус, троллейбус, трамвай.

    Ты на дороге, смотри, не зевай!

    На эту фигуру похожи дома.

   О чем говорю я? Ответьте, друзья! (Прямоугольник)

5. Он похожий на яйцо

    Или на мое лицо.

   Вот такая есть окружность

   Очень странная наружность.

   Круг приплюснутым стал.

   Получился вдруг… (Овал)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал (ответы детей: зеркало, ковер...)

Воспитатель: Ну вот мы и добрались до Луны (слайд с изображением планеты: с деревьями и цветами)

- Посмотрите, нас встречают лунные человечки. Ребята, а с какой просьбой они к нам обратились? ( ответ детей). Правильно, помочь найти дорогу домой. 

- Прежде, чем приступить к выполнению задания, подготовим наши пальчики!

Пальчиковая гимнастика: "Космонавт"

В темном небе звезды светят. (сжимают, разжимают кулачки)

Космонавт летит в ракете .(ладони соединяют под острым углом)

День летит, и ночь летит

И на землю все глядит. (очки сделать пальцами)

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря. (зажимают пальцы)

Видит он весь шар земной,

Шар земной -наш дом родной! (ладонями изобразить шар)

 

Дидактическое упражнение «Будьте внимательны!»

Дети располагают предметы в указанном направлении, отражая в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу)

 

Первая дорога была красная, и проходила справа от большого зеленого дерева.

Вторая дорога была синяя. И проходила она слева от большого зеленого дерева.

Третья дорога была зеленая, проходила по вершине горы.

Четвертая дорога - желтая, проходила под горой на цветочной поляне.

(Дети раскладывают полоски-дороги по очереди на нужное место)

3 часть: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Помогли лунным человечкам найти дорогу домой. Спасибо Вам! За вашу помощь и подвиги для вас награда! Золотые медали! (Воспитатель вручает награды!)

- Но нам пора возвращаться домой. Внимание, занять места в ракете! (дети садятся на стулья) Произвести отсчет от 10 до 0. (дети считают) . Пуск! Полетели!

(Звучит музыка «Земля в иллюминаторе» и слайды космоса.)

Воспитатель: Ну вот, мы и вернулись обратно в детский сад! Вы молодцы! Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? О нашем путешествии вы можете рассказать своим родителям.

 

Литература:

1.    Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».

2.    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17октября 2013 г. №1155.

3.    «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.; МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2019. – с.336

4.    Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Методическое пособие. ФГОС; Издание «Мозаика – Синтез», М.; 2021. – с.80

Конспект с презентацией во вложении (Архив zip 1.3 MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru