Путешествие на остров «Профессляндия»
Автор: Савушкина Елена Александровна, воспитатель; Воистинова Татьяна Михайловна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №123» г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Цели:
Организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о профессиях.
Создать условия для расширения кругозора детей о труде людей различных профессий.
Задачи:
- Организовать:
1. Условия для уточнения, обобщения и расширения знаний детей об особенностях профессии парикмахера, повара, медсестры, продавца, художника, учителя, моряка, фотографа, пожарного, полицейского.
2. Знакомство детей с профессией флорист через практическую деятельность.
3. Условия для развития связной речи, мелкой моторики, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности.
4. Условия для практического применения знаний и умений детей.
5. Контроль результатов самостоятельной деятельности.
6. Рефлексивную оценку результатов.
Словарная работа: активизация словаря: моряк, море, бушующее, пенное, штормовое, соленое; рыболов, садовод, пчеловод, трубочист, овощевод, лесоруб; смелый, отважный, храбрый, знания; обогащение словаря: флорист.
Предварительная работа: чтение художественных произведений по данной теме, беседы о профессиях, безопасности дома; заучивание стихов, пословиц.
Оборудование:
1. Мягкие модули для постройки корабля; контейнер с песком; предметы: кисточка, фотоаппарат, жезл, гаечный ключ, расчёска, кастрюля, ручка, шприц; схема для составления рассказа о профессии; ракушки, шкатулка, буквы: Н, З, Н, И, А,Я; цифры 1-6 на подставке, разрезные картинки: «учитель», «продавец», «врач», «пожарный»; «озеро» с рыбками-слогами, ведёрко, удочка; фольга, палочки; мальберт; камешки двух цветов на каждого ребёнка.
2. Материал для опытов: 4 свечи-таблетки, зажигалка, стаканы с водой, с песком, с землёй, пустой; поднос.
Ход образовательной деятельности:
1. Мотивационный этап.
- Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей). Я вас приглашаю в морское путешествие на остров «Профессляндия». Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей). вы уже задумывались, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей). Об этих и других профессиях мы узнаем на этом острове, может быть, познакомимся и с новыми для нас профессиями.
2. Ориентировочный этап.
- На чем можем отправиться в морское путешествие? (Ответы детей). А я предлагаю отправиться на корабле. А из чего можно построить корабль? (Ответы детей). Давайте построим корабль. (Дети строят корабль из модулей и звучит музыка). Наш корабль построен, прошу всех занять свои места. (Показ слайда № 1 «Море»).
3. Исполнительский этап.
- Что вы видите на экране? (Море). Какое море? (Бушующее, штормовое, пенное). Как называются люди, чья профессия связана с морем? (Моряки). Давайте вспомним стихотворение про моряка. Я хочу вам напомнить, что читать это стихотворение надо так: делаем вдох и на выдохе произносим каждую строчку стихотворения.
«Моряк уверенно глядит в лицо любым штормам,
И на того, с кем говорит, смотреть не страшно нам.
Ты, как моряк, вперед гляди, общаясь, взгляд не отводи».
(Дети читают каждую строчку стихотворения на выдохе.)
- А кто главный на корабле? (Ответы детей: «Капитан - главный на корабле»). (Показ слайда № 2 «Капитан») Он управляет всей командой и несет ответственность за судно, его экипаж, пассажиров и груз».
(Показ слайда № 3 «Боцман»).
- Человек какой профессии изображен на этом слайде? (Ответы детей: « Боцман. Это человек, которому подчиняются все матросы на корабле. Боцман обучает молодых моряков морскому делу: как ходить на шлюпке на вёслах и под парусом, как правильно ухаживать за кораблём, как связывать тросы морским узлом»).
(Показ слайда № 4 с морскими узлами).
- Посмотрите на экран. Здесь изображены варианты связывания морских узлов. Морские узлы являются самыми крепкими узлами, которые практически невозможно развязать.
(Показ слайда № 5 «Матрос»).
- Кто такие матросы, чем они занимаются? (Ответы детей: «Они наводят порядок на корабле, следят за тем, чтобы пассажирам было хорошо, ловят рыбу и чистят палубу»).
(Показ слайда № 6 «Рулевой»).
- Вспомните, как называется человек, который управляет кораблём? (Ответы детей: «Рулевой. Он не только управляет кораблем, но и прокладывает путь корабля на карте»).
- Вот и показался остров, причаливаем к берегу. (Дети выходят из корабля, идут к доске, чтобы прочитать сообщение)
- Дети, посмотрите, на экране появилось сообщение. Хотите узнать, от кого оно?
(Воспитатель читает сообщение) - «Дорогие ребята! Мы, жители острова «Профессляндия», очень рады видеть вас у себя в гостях. Мы приготовили для вас разные задания, выполнив которые вы узнаете наш главный секрет».
- Дети, вы хотите узнать главный секрет? (Да). Тогда приступаем к первому заданию.
Задание называется: «Кому, что нужно для работы». (Дети подходят к столу. На столе контейнер с песком. В песке спрятаны предметы разных профессий (кисточка, фотоаппарат, полицейский, расческа, шприц, отвертка, молоток, кастрюля). Дети вытаскивают по очереди предметы из песка руками, называют их и говорят, человеку какой профессии они принадлежат. 2-3 ребенка рассказывают по предложенной воспитателе схеме).
- Дети, что это лежит на столе? (Буква «Н») давайте возьмем её с собой. Может, пригодится. Первое задание мы выполнили. А которое по счету будет следующее задание? (Второе). Отправляемся дальше.
- Представьте, что мы идём по горячему песку (Дети идут высоко поднимая колени и садятся на ковер перед экраном. Воспитатель предлагает послушать ракушки. Вопрос: «Что вы слышите?» Ответы детей: «Шум моря, шум волн, шум прибоя». Дети встают около экрана).
Физкультминутка для глаз:
- Посмотрите, какое солнце яркое.
«В небе солнышко катится, словно жёлтый мячик (прослеживание глазами движение м солнышка вверх, вниз, вправо, влево);
То за тучку спрячется, то по ёлкам скачет (движение глазами по кругу в одну и другую стороны);
Погуляло, покружилось и за тучку закатилось (поморгать и зажмурить глаза).
- Внимание на экран. Следующее задание игра «Составь слово» (Игра на интерактивной доске. Дети составляют сложные слова, из двух частей обозначающие профессии (дрово-сек, овоще-вод, пчело-вод, рыбо-лов, лесо-руб, трубо-чист, садо-вод, коне-вод)).
- Из каких частей состоит это слово? (Ответы детей).
- А вот ещё буква. Давайте её возьмем с собой.
- Как вы думаете, какая цифра следует за цифрой 2? («3»). Значит наше задание будет под цифрой 3. Отправляемся дальше. (Воспитатель и дети идут к следующему столу, проговаривая слова: «Мы по острову идем и профессии найдём. Будем весело шагать и друг другу помогать»).
- А вот и 3 задание. Что вы видите на столах? («Разрезные картинки»).
- Послушайте задание: «Нужно собрать целую картинку из частей. Работать будем в парах». (Дети собирают картинки: учитель, врач, продавец, пожарник).
- Дети, человек какой профессии изображен на вашей картинке? (Ответы детей).
- О профессии существует много пословиц, рассказов, стихов, загадок. Кто из вас знает стихотворение про профессию врача? (Ребенок читает стихотворение:
Детский доктор утром рано
Надевает свой халат,
Руки моет он под краном,
В кабинет зовет ребят.
А потом в жару и холод,
Словно доктор Айболит,
Через весь огромный город
Врач по вызову спешит.
Не страшны нам грипп, ангина,
ОРЗ, ветрянка, корь,
Врач – служитель медицины
Победит любую хворь!)
- А кто изображён на вашей картинке? («Учитель») Кто знает пословицу о профессии учитель? («И груда книг не заменит хорошего учителя»). Как ты понимаешь эту пословицу?
- Человек какой профессии изображен на вашей картинке? («Продавец»). Кто прочитает стихотворение про эту профессию?
(Мы приходим в магазин.
В нём обилие витрин.
Выбрать нужную покупку
Продавец поможет чуткий).
- А кто изображен на вашей картинке? («Пожарный»). Что вы знаете об этой профессии? (Ответы: «Пожарный тушит пожар»...Стих:
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, — это точно).
- А по какому номеру нужно звонить, вызывая пожарного?
- Какими качествами должен обладать пожарный? («Пожарный должен быть смелым, отважным, ловким, храбрым»).
(Дети садятся на стулья, воспитатель за стол напротив них).
- Пожары очень часто возникают там, где неосторожно обращаются с огнём. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. А сейчас я вам покажу несколько способов, как можно потушить пожар. Ребята, помните, что все эксперименты с огнем можно проводить только взрослому и при условии соблюдения всех мер пожарной безопасности.
Эксперимент 1. Наблюдение за пламенем свечи.
- Когда мы зажгли свечу, что мы увидели? («Огонь»).
- Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Ответы детей).
- Объясните, почему? («Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар»).
- Да, действительно, огонь стихия привлекательная, яркая, но в тоже время очень опасная.
Эксперимент № 2.
- Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Ответы: «Его нужно потушить»).
- Чего же боится огонь? («Воды, снега, песка, земли»).
- А давайте проверим правильность ваших утверждений. У меня на подносе хранится материал, который можно использовать при тушении огня.
Как вы думаете, что это? («Песок, вода, земля в прозрачных стаканах»).
На горящую свечу прольём немного воды. Что происходит? («Огонь погас, потому что боится воды»). Теперь попробуем затушить огонь другими средствами. (Следующие опыты проводятся с песком и землей).
- А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу плотно накрываю прозрачным стаканом.
- Почему огонь через некоторое время погас? (Ответы детей). Без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в стакане прекратился, огонь погас.
- Итак, дети, после всех экспериментов необходимо сделать выводы. О каких свойствах огня вы узнали? (Ответы детей: «Огонь можно потушить водой, песком, землёй. Огонь без воздуха существовать не может»).
- Смотрите, здесь я нашла 2 буквы. Давайте их возьмем.
(Дети проходят к следующему заданию, проговаривая слова).
- Посмотрите, это маленькое озеро. Жители этого острова предлагают нам поиграть в игру «Рыбалка». Но рыбалка будет необычная. Вы должны поймать рыбу и назвать профессию по первому слогу (вос… питатель; пи..сатель; ма… шинист; стро… итель).
(Воспитатель спрашивает: «Сколько слогов в слове…?»).
Вот и еще одна буква, которую, мы возьмем с собой. Движемся дальше. Это было 5 задание. Которым по счету будет следующее задание? («6»).
- Дети, посмотрите, что стоит на столе? («Букет») А хотите узнать, как называют человека, который занимается составлением букета?
- Это флорист. Он понимает «язык цветов» и дарит людям частичку красоты. Его работа очень кропотливая. Флористы составляют букеты, украшают помещения, витрины цветами и растениями. А какие материалы используют флористы в своей работе? (Ответы детей: «Живые, сухие, искусственные цветы и листья»).
- Правильно.
(Показ Слайда № 7 (букеты)).
- Флористы также используют в своей работе фрукты, орехи, ягоды, камни, ракушки, шишки, ветки необычной и интересной формы, а так же бусинки, фигурки животных, птиц, насекомых и всё, что подскажет фантазия. Дети, а вы хотите поработать флористами? Я предлагаю вам сделать цветы из необычного материала. Вы знаете, что это? (Ответы детей). Хотите из фольги сделать цветы и собрать их в красивый букет.
- Я вам покажу, а потом мы сделаем с вами вместе. Начнём с изготовления стебля. Я беру палочку, кладу на середину полоски фольги и складываю полоску пополам. Затем, пальцами рук прижимаю фольгу сильно-сильно, и прокатываю прямыми движениями между ладонями. Получился стебель. Беру ещё одну полоску. По всей длине сжимаю её кончиками пальцев. Затем беру за края и соединяю их так, чтобы получился лепесток, делаем еще 2 лепестка таким же способом. Затем я беру лепесток и присоединяю его к верхней части стебля с помощью полоски фольги, тоже её крепко сжимая. Что у меня получилось? («Цветок»).
- Давайте вспомним все этапы изготовления цветка:
Что делаем сначала? («Стебель») и т.д.
- А теперь я предлагаю размять наши пальчики:
«Наши нежные цветки раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши нежные цветки, закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают».
(Дети выполняют задания, а воспитатель в это время оборачивает фольгой вазу, затем ставит изготовленные детьми цветы в серебристую вазу).
- Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась. Как мы её можем назвать? («Ваза с цветами»). Давайте вспомним, как называется профессия человека, который составляет букеты и композиции?
(«Флорист»). Посмотрите внимательно, есть ли здесь какая-нибудь буква. Берем её.
- Вот мы и выполнили все задания, которые нам приготовили жители острова. Хотите вспомнить, какие буквы мы собрали? (Воспитатель выкладывает на магнитной доске буквы в следующем порядке: Н З А Н И Я. Предлагает детям прочитать слово переставив две буквы местами (ЗНАНИЯ)).
- Оказывается, чтобы овладеть профессией, нужны знания. Как вы думаете, откуда мы получаем знания? («Из передач, из кинофильмов, из видеороликов, из рассказов взрослых, их книг»). Жители острова «Профессляндия» передали вам подарок (Показывает портфель, открывает его, там книги «Художник», «Шофер», «Портной», «Пекарь»).
Эти книги поживут в нашей библиотеке, и вы сможете с ними познакомиться поближе.
- А нам пора возвращаться в детский сад. Говорим слова…
3. Рефлексивный этап.
- Дети, вам понравилось наше путешествие? О какой новой профессии вы узнали? Какое задание для вас было самым интересным? Какое задание вызвало затруднение?
Если вам всё понравилось в нашем путешествии, то возьмите желтые камешки и положите в эту раковину. Если вам что-то не понравилось, было неинтересно, трудно, то возьмите фиолетовые камешки и положите их в раковину. Давайте посмотрим, что получилось? Я вижу, что вам очень понравилось наше путешествие.
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1. Книга 2. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 135 с.
2. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 88 с.
3. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир человека. Профессии. - М.: Школьная Пресса, 2015. – 37 с.
4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий. – Б.: Николаев, 2004. - 52 с.
5. Крушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии». - М.: Гном, 2011. – 48 с.
6. Черней Е.Н., Ширева Л.К. Цветы и фантазия. - М.: Тимпул, 2018. – 107 с.
7. Шалаева Г.П. Кем мне стать? - М.: ЛитРес, 2009. – 210 с.
Скачать вложение