Путешествие по сказкам
Автор: Мартынова Татьяна Владимировна, Никулова Елена Эдуардовна, воспитатели, Рогожина Надежда Николаевна, инструктор по физкультуре МБДОУ «Детский сад №123 «Сказка», г. РязаньКонспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей средней группы.
Познавательное развитие – одна из образовательных областей, взаимодействие с которой способствует естественному вхождению ребенка в современный мир. Пожалуй, самым главным из обучающих, воспитывающих и развивающих средств для работы с младшими дошкольниками является русская народная сказка. С ее помощью можно в увлекательной форме дать представление ребенку об окружающем мире, помочь лучше осознать и понять его. При помощи сказки лучше усваивается изучаемый материал. Привлекая сказочные образы, можно найти путь к сердцу ребёнка. Когда ребёнок слушает русскую народную сказку, он переживает вместе с героями, при этом решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически, анализируя, обосновывает свои действия.
Сказки учат добру и справедливости. Несмотря на свою простоту и незамысловатый сюжет, сказки говорят о самом главном: о смысле жизни, борьбе добра и зла, им присуще нравственное начало. Поэтому сказку можно рассматривать как незаменимое педагогическое средство познавательного развития младших дошкольников.
Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление и расширение знаний о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: способствовать расширению и закреплению знаний детей о русских народных сказках, пополнять словарный запас, вспоминая сказки, потешки, загадки.
Развивающие: способствовать развитию умений выполнять различные игровые задания, развивать коммуникативные навыки, умение общаться.
Воспитательные: воспитывать интерес, любовь к русским народным сказкам , воспитывать культуру общения; создать положительную эмоциональную атмосферу.
Предварительная работа :
1. Изготовление совместно с детьми лэпбука по русским народным сказкам.
2. Чтение и разучивание русских народных сказок, потешек, поговорок, скороговорок.
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
4. Отгадывание загадок по русским народным сказкам.
5. Настольные игры: «Собери и угадай сказку», складывание пазлов по сказкам, дидактическая игра по сказкам «Из какой сказки герой».
Демонстрационный материал:
1. Мягкая игрушка ежик.
2. Магнитная доска.
3. Иллюстрации к русским народным сказкам.
4. Картинки с изображением сказов для игры «Что это за сказка?
5. Телевизор для демонстрации картинок.
6. Картинка «Гуси-лебеди» и нарисованные перья, на которых написаны загадки.
7. Разрезные картинки к игре «Кто быстрее соберет сказку».
8. Подносы.
9. Ножницы для каждого ребенка.
10. Кусок пластилина на каждого ребенка.
11. По 10 ватных палочек на каждого ребенка.
12. Деревянные шпажки по 1 на каждого ребенка.
13. Влажные салфетки.
14. Ваза для цветов.
Ход занятия:
Вводная часть. Мотивационно - организационный этап .
Звучит музыка песни «Про красную шапочку» (автор А.Л. Рыбников). Дети заходят в зал, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: А что вам нравится в русских народных сказках больше всего?
Дети: Сказочные герои.
Воспитатель: А хотите поближе познакомиться с ними?
Дети: Да. Хотим.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам. А знаете, почему русские народные сказки так называются?
Дети: Сказки русские народные, потому, что их придумал русский народ.
Воспитатель: Правильно.
Основная часть. Практический этап.
Воспитатель: Во время путешествия мы с вами встретимся не только с героями из русских народных сказок, но и вспомним прибаутки, загадки, поиграем в игры, которые придумал русский народ. Дороженька нам предстоит длинная. А поможет нам ежик, он свернется клубком, покатится по тропинке и покажет нам дорогу. (Воспитатель показывает корзинку и достает из нее ежика).
Воспитатель: Ребята, скажите, обычно с каких слов начинаются сказки?
Дети: Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве.
Воспитатель: Молодцы! А теперь отправимся в дальнюю дорогу! В страну сказочных чудес!
Воспитатель:
В сказке может все случится,
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи»!
Дети с воспитателем идут в сторону телевизора за ежиком.
Воспитатель: Дети посмотрите, что это за птицы летя? ( На картинке изображены гуси-лебеди).
Дети: Это гуси-лебеди.
Воспитатель:А вы знаете, в какой сказке встречаются гуси-лебеди?
Дети: Да, в сказке «Гуси-лебеди».
Воспитатель: Посмотрите, они растеряли перья. Сейчас я их соберу. (Воспитатель собирает с пола перья). А перья то не простые, на них что-то написано.
Конкурс 1: «Отгадай сказку»:
(Дети слушают внимательно загадки и отгадывают название сказки.)
Я сейчас вам буду читать загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте название сказки:
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. («Царевна-лягушка»)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. («Волк и козлята»)
На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. («Колобок»)
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка,
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто у нес братишку? Назовите книжку? («Гуси-лебеди»)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Покатился по деревне,
И женился на царевне. («По щучьему велению»)
Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. … («Маша и медведь»)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали! Ежик дальше покатился, пошли за ним. (Дети подходят к избушке на курьих ножках).
Ежик привел нас с вами к интересной избушке. Стоит она на курьих ножках. Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?
Дети: Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.
Звучит музыка. Выбегает Баба Яга, танцует.
Физкультминутка: «Танец Бабы-Яги с детьми.
(Песня в исполнении Т.Морозовой «Бабка-Ежка выгляни в окошко»).
Баба Яга:Ух, ты, это кто ж ко мне пожаловал. Наконец-то дождалась гостей дорогих. А то все меня считают злой, никто в гости не идет. А мне скучно. Некому сказочку рассказать. Хотите расскажу?
Дети: Хотим.
Баба-яга: Слушайте тогда…..Ой забыла, забыла. Совсем старая стала (Плачет)
Воспитатель: Давайте поможем бабушке.
Конкурс 2 «Что это за сказка».
Баба-Яга. У меня вот картинки из сказок есть. Я сейчас буду показывать вам картинки с изображением русских народных сказок, а вы будете мне говорить их названия.Cправитесь?
Дети: Да, справимся.
Баба-Яга показывает картинки:
Сестрица Аленушка и братец Иванушка,
Гуси-лебеди,
Царевна-лягушка,
Теремок,
Волк и козлята,
Маша и медведь.
Баба Яга: Молодцы! Хорошо сказки знаете.
Воспитатель: Вот видишь бабушка, наши дети какие умные, но они еще и веселые игр много знают, хочешь тебя научат играть?
Баба-Яга: Хочу-хочу.
Воспитатель:Дети научим играть бабушку в русскую народную игру «Бабушка Маланья»?
Игра «Бабушка Маланья».
(Дети вместе с воспитателем становятся в круг, в середине которого находится Бабушка-Яга -Бабушка Маланья. Дети в кругу вместе с воспитателем начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями).
У Маланьи, у старушки, Дети движутся по кругу, держась за руки.
Жили в маленькой избушке. Семь сыновей.
Все без бровей, Закрывают руками брови.
Вот с такими ушами, Показывают «большие» уши.
Вот с такими носами, Показывают «большой» нос.
Вот с такими усами, Показывают усы.
С такой головой. Показывают «большую» голову.
С такой бородой, Показывают «длинную» бороду.
Ничего не ели, Присаживаются на корточки.
Целый день сидели, На нее глядели,
Делали вот так.
Повторяют за ведущим любое смешное движение (Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос).
Воспитатель: Давайте присядем на лавочку и отдохнем. (Дети садятся на лавочку).
Баба Яга: Ребята, я тут для вас вопросики подготовила, думаю на них вы вряд ли сможете ответить?
Конкурс 3. «Не зевай, отвечай.»
1 – Колобок в сказке какую песню пел?
2 – Коза своим козлятам какую песню пела?
3 – Машенька медведю что говорила, сидя в коробе?
4 – Какие слова говорил волк, когда ловил хвостом рыбу?
5 – О чем спрашивали зверей, подошедших к теремку в сказке “Теремок”?
6 – Что говорил Емеля, чтобы все сделалось само?
Баба-Яга: Молодцы, на все мои вопросы ответили правильно.
Воспитатель: Посмотрите, наш ежик привел нас на поляну. Ой, какой здесь беспорядок. Кто же это сделал?
Конкурс 4. Игра «Кто быстрее соберет сказку».
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что это на столах?
Дети: Картинки.
Баба-Яга: Вчера кикимора и леший в гости ко мне приходили и разыгрались не на шутку, все картинки разбросали.
Воспитатель: Поможем бабушке порядок навести?
Давайте разделимся на две
команды и наведем порядок
на столах и посмотрим, что получится.
Дети собирают из разрезных картинок изображения..
Воспитатель: Что получилось у вас? Какая сказка на картинке? Правильно. Молодцы!
Практическая часть.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы с вами делали цветы из пластилина и ватных палочек. Фима, подскажи, как нужно это сделать?
Фима: Сначала надо скатать шарик из пластилина. Затем разрезаем ножницами ватные палочки пополам и по очереди вставляем в пластилиновый шарик. Когда все готово, вставляем стебель. Получится цветок.
Воспитатель: Если у вас нет вопросов, приступайте к изготовлению соцветий. Когда ваш цветок будет готов, можете его поставить в эту вазу. Если кому-то нужна помощь, я готова вам помочь. После окончания, руки вытрите влажными салфетками.
Звучит музыка «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Когда все цветы готовы, дети ставят их в вазу.
Воспитатель: Ну, вот все и готово. Это тебе, Баба-Яга, подарок от нас.
Баба Яга: Спасибо, вам, большое. Пора мне прощаться с вами. До новых встреч в Стране Сказок, Чудес и Волшебства! Вам желаю доброго пути!
Дети: До свидания, бабушка.
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие по сказкам. Много сказок вы сегодня увидели. В каких сказках вы побывали?
Дети: Гуси-лебеди, Аленушка и братец Иванушка, Теремок, Колобок.
Воспитатель: А какими словами заканчиваются сказки?
Дети: Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец.
Воспитатель: Где же наш волшебный клубок? Катись, Волшебный клубок, прямо к дому, на порог! (Воспитатель берет корзинку и достает клубок, бросает его). Дети идут за ежиком.
Перспективный этап:
Воспитатель:
Вот и вернулись мы из интересного путешествия по сказкам.
Дети, вы сегодня во время путешествия по сказкам встретились со сказочными героями, помогали Бабушке-Яге, она осталась довольная от общения с вами. Вы решали интересные и сложные задания. Дети, вам понравилось путешествовать? Со всеми заданиями мы справились?
Что мы можем рассказать нашим друзьям и родителям?
Порадовали вы и меня, спасибо вам!
В мире много сказок,
Добрых и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Звучит Песня в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету».
Литература:
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой – М.: Мозаика Синтез, 2019. с.196
2. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/Под ред. О.С. Ушаковой. 3-е изд.,испр. – М.:ТЦ Сфера, 2017.
3. Развитие речи детей 4-5 лет: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения/ Под ред. О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. – М.: Вентана-Граф, 2007.
4. Интернет-ресурсы:
Песня Красной шапочки (Электронный ресурс) http://dlya-detey.com/detskie-pesni/iz-multfilmov/36-pesnya-krasnoy-shapochki-slushat.html
(Дата обращения 29.08.2020).
Песня в исполнении В.Толкуновой: «Сказки гуляют по свету» (Электронный ресурс) https://www.youtube.com/watch?v=YIOZroWvN6s (Дата обращения 29.08.2020).
«Вальс цветов» П.И Чайковский (Электронный ресурс) https://www.youtube.com/watch?v=9a4DnEWXMHM (Дата обращения 29.08.2020).
Презентация к занятию во вложении (pptx, 2Mb)
Скачать вложение