Путешествие по сказке «Золушка»
Автор: Хрестюхина Светлана Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Листвянский детский сад», Рязанская областьКонспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей 6 – 7 лет с использованием ИКТ, по программе «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель: организовать познавательную и речевую деятельность детей, направленную на развитие логического мышления, сообразительности, посредством выполнения математических действий.
Задачи:
Обучающие:
Организовать познавательную деятельность детей, направленную на:
- формирование умения производить арифметические действия в пределах 10;
- формирование умениясравнивать числа, расставляя знаки «больше», «меньше», «равно»;
- закрепление умения составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;
- закрепление умения выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
- упражнение в составлении изображения предмета из геометрических фигур;
- формирование умения делить предмет на четыре равные части, ориентироваться во времени по часам;
Развивающие
Способствовать:
- развитию сообразительности, логического мышления, воображения, мелкой моторики рук;
- развитию умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Воспитательные
- способствовать пробуждению интереса к умению внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга, действовать точно в соответствии с указаниями педагога.
Материалы и оборудование: презентация по сказке «Золушка»; циферблат; оборудование на каждого ребенка: числовые карточки, картинка с изображением дома с девятью окнами, вырезанные из желтой бумаги звезды с цифрами, три треугольника и три квадрата, цифры от нуля до девяти, знаки плюс, минус, равно.
Предварительная работа: чтение сказки Шарля Перро «Золушка», решение логических задач, решение конструктивных задач, работа с часами, состав числа в пределах 10 из двух меньших
Методы и приёмы: сюрпризный момент, беседа, вопрос, демонстрация презентации с музыкальным сопровождением, рассматривание, анализ, физкультминутка.
Ход:
1. Мотивационный этап
1.Эмоциональный настрой.
Дети входят в группу под музыкальное сопровождение «Улыбка»
Мотивация общения (игра – приветствие)
Дети, наступил новый день. Все неприятности и ссоры я оставила в прошедшем дне, думаю, и вы тоже все плохое оставили позади. У меня хорошее настроение и сейчас я очень хочу подарить его вам. Давайте встанем в круг и поиграем в игру«У нас тоже!».
Я говорю фразу, а выпроизносите: «Мы тоже!», поднимая руки вверх.
Воспитатель: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!»
Воспитатель:Дети: «Мы тоже!»,
Воспитатель: «Я дарю вам улыбку»
Дети: «Мы тоже»
Воспитатель: «Я радуюсь»
Дети: «Мы тоже»
Воспитатель: «Я прыгаю от счастья!»
Дети: «Мы тоже!»
Воспитатель: «Я вас люблю!»
Дети: «Мы тоже!»
Воспитатель: «Я вас обнимаю!»
Дети: «Мы тоже» (Все обнимаются в едином кругу.)
Воспитатель: Ваше настроение отличное? (ДА!!!)
Воспитатель предлагает детям пройти за столы, при этом обращает внимание детей на книгу, которая лежит на столе (музыкальное сопровождение «Сказочная музыка»)
2.Мотивация личной заинтересованности
Ребята вы любите сказки? Какие бывают сказки?
Воспитатель. Послушайте загадку, и скажите, о каком сказочном герое в ней говорится.
Загадка
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу
Слайд №7
2. Ориентировочный этап:
Воспитатель: Ребята, кто может описать Золушку,какая она была?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
Рассказ воспитателя
Жил во Франции человек поимени Шарль (показ слайда портрет Ш. Перро).
Слайд№8
- Он был не сказочником, а учёным и юристом. Но однажды Шарль написал чудесные волшебные истории. Сборник этих историй он назвал «Сказки матушки гусыни»
Слайд№9
- Всего этих историй было восемь, до сих пор все знают и помнят их.
Воспитатель: Вы знаете, что Золушке очень хотелось поехать на бал в королевский дворец, но злая мачеха не взяла ее с собой, а приказала выполнить много трудных заданий. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке «Золушка» и помочь ей стать принцессой и попасть на королевский бал, но для этого
Вы должны выполнить задания. Согласны?
3. Исполнительский этап:
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать,
И немножко поиграть.
Перед нами в сказку дверь,
Открывай её скорей.
Чтобы открыть её, нам надо посчитать от 1 до 5 и обратно (дети все вместе считают)
Дверь мы в сказку открываем,
В мир волшебный попадаем.
Слайд№10
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какое задание Золушка получила от мачехи.
(Сначала Золушка должна была натереть полы во всех комнатах).
Слайд №12
Воспитатель предлагает детям выполнить первое задание:
Слайд №13
Посмотрите на изображение дома и сосчитайте, сколько в нем комнат, если в каждой комнате по три окна? Ответ напишите в квадрате, который расположен в правом нижнем углу.
Воспитатель предлагает детям выполнить следующее задание.
Слайд №14
Затем, она должна была посадить под окнами дома три куста желтых и четыре куста красных роз. Помогите и скажите, сколько всего кустов надо посадить?
Воспитатель: Прежде чем решить эту задачу давайте вспомним, из каких частей она состоит.
Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
Воспитатель. Давайте запишем задачу и решим.
Дети, используя карточки, выкладывают с помощью цифр и знаков математическое задание, затем зачитывают условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: Цветы мы помогли посадить Золушке, можно и отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Задача: предупреждение переутомляемости.
- Сказка даст нам отдохнуть, отдохнем - и снова в путь!
- Нам советует Мальвина: - Станет талия осиной,
- Если будем наклоняться влево - вправо десять раз.
- Вот Дюймовочки слова: - Чтоб была спина пряма,
- Поднимайтесь на носочки, словно тянетесь к цветочкам.
- Раз, два, три, четыре, пять, повторите-ка опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Красной Шапочки совет: - Если будешь прыгать, бегать,
- Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять.
- Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять.
- Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движения).
Воспитатель предлагает детям вернуться на места ивыполнить следующее задание.
- Мачеха также приказала Золушке, вымыть всю посуду и расставить ее по полкам.
Слайд №15
- Помогите Золушке, определить какая посудадолжна стоять в ряду.
Дидактическая игра «Чья тень»Слайд №16
Дети заполняют самостоятельно
Воспитатель: Мы с вами помогли Золушке справиться с домашними делами
А кто еще помог Золушке попасть на бал?
Слайд №17
Что сделала добрая фея?
Ответы детей
Воспитатель: Золушка отправилась на бал и оказалась во дворце. В полночь ей обязательно надо было вернуться домой, потому что именно в это время…
- Что должно было произойти?
- Как иначе можно назвать полночь?
Дети: Двенадцать часов ночи
Воспитатель: Нарисуйте стрелки на одном циферблате так, чтобы они показывали полночь, а на другом время, когда Золушка приехала на бал, т.е. на три часа раньше.
Дети выполняют задание самостоятельно. Затем вызванный ребенок выставляет время на циферблате, дети проверяют по образцу.
- Ребята, Золушка была очень красива и царь, решил сделать Золушке подарок, а для этого ему во дворец требуется Ювелир.
- А кто-нибудь знает - кто такой Ювелир?
Рассказ воспитателя
Ювели́р — специалист по изготовлению и ремонту ювелирных украшений.
Русское слово «ювелир» происходит от персидского "джавхар", что означает «драгоценность».
- А зачем царю нужен ювелир?
- Правильно. Чтобы изготавливать разные украшения.
- Царь хочет, чтобы ему изготовили невероятно сказочное украшение из драгоценных камней разной геометрической формы.Любой ювелир-настоящий волшебный мастер!Он может работать с драгоценными материалами самых разных форм и размеров. Его работа всегда требует очень высокой точности. Вы когда-нибудь слышали такое выражение- «Ювелирная работа»?
- А когда так говорят? Правильно! Когда работа выполнена очень точно.
- А как вы думаете, трудно выполнять такую работу? Давайте попробуем.
Воспитатель предлагает детям выполнить следующее задание.
- Перед вами лист бумаги. Его нужно разделить на 4 части без ножниц и карандаша.
- Кто догадался, как это можно это сделать?
Берём лист, сворачиваем его аккуратно пополам, проглаживаем несколько раз линию сгиба. Теперь нам нужно совместить правый верхний угол, который расположен на линии сгиба с левым верхним углом, который так же расположен на линии сгиба. Проглаживаем несколько раз полученную новую линию сгиба. У всех получилось? Посчитайте,пожалуйста- на сколько частей разделился у каждого из вас лист?
- У всех так?
- У каждого мастера- есть инструкция или план действий, по которому он работает. Давайте с вами, тоже выполним работу по инструкции.
- Покажите- где находится центр листа? А середина листа?
- А где находится центр правой верхней части листа? Левой нижней?
Возьмите карандаш и нарисуйте в центре или посередине правой верхней части круг.
В левой нижней части-квадрат, в левой верхней части- треугольник.
В правой нижней части- прямоугольник.
- Ребята, это не просто геометрические фигуры- это драгоценные камни. Давайте их раскрасим цветными карандашами, не выходя за границы. Чтобы наши драгоценные камни стали ювелирными украшениями- нужно дорисовать какие-нибудь узоры и у нас получатся настоящие украшения.
Воспитатель предлагает детям перейти к следующему заданию.
Воспитатель: Звездочет придумал для гостей следующее задание. Он погасил на небе несколько звезд, а чтобы они вновь засияли, предложил правильно
расставить знаки сравнения.
(На звездах из бумаги с цифрами дети простым карандашом вписывают знаки «больше», «меньше», «равно» между цифрами).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы опять смогли зажечь звезды.
Воспитатель предлагает детям выполнить следующее задание.
На балу было очень весело. Король устроил лотерею, призы получили пары танцоров, у которых номера пригласительных билетов в сумме составили 6.
- Определите, какие это были пары чисел?
(Дети находят пары (5 и 1, 2 и 4, 3 и 3) выбирают соответствующие числовые карточки и показывают их воспитателю и детям).
Воспитатель: Золушке так понравилось на балу, что она и не заметила, как пролетело время. Опомнилась она тогда, когда услышала бой часов. Она помчалась по лестнице, и хрустальная туфелька соскочила с ее ноги.
Вы сможете вернуть туфельку, если соберете ее из геометрических фигур.
Игра «Танграмм»
Слайд №20
(Дети складывают изображение из треугольников и квадратов.) Тот, кто первым справится с заданием, объясняетсвои действия.
Итог.
4. Рефлексивный этап:
Воспитатель: Вот и закончилось наше математическое путешествие по сказке. Без вашей помощи Золушке трудно было бы справиться со всеми заданиями. Вам понравилось наше путешествие? Какие задания понравилось выполнять?
5. Перспективный этап:
Воспитатель:В ладошке каждого из вас - поселилась настоящая волшебная звёздочка!Посмотрите на свои ладошки, почвствуйте, как волшебная звёздочка согревает сейчас вашу ладошку. Чувствуете? Вы можете сказать, что её не видно на ладошке? А не видно-только потому, что волшебная. Она теперь всегда будет с вами! Будет согревать вас в самые трудные минутки.
Вот и сказке конец, а кто Золушке помогал – молодец!
Литература:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
2. Формирование элементарных математических представлений, Подготовительная группа. И.А. Помораева, В.А. Позина - М.: Мозаика – Синтез, 2016 г.
Презентация и материалы к занятию во вложении
Скачать вложение