Путешествие в осенний лес
Автор: Никулова Елена Эдуардовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 123» г.РязаниКонспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3-4 лет.
Цель: знакомство детей с подготовкой диких животных(белка, ежик, заяц, медведь) к зиме.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о диких животных (белка, ежик, заяц, медведь);
2. Познакомить детей с названием мест зимовки животных (нора, берлога, дупло );
3. Закрепить знания рациона животных;
4. Развивать мышление, речь, внимание, память;
5. Способствовать развитию желания заботиться и помогать животным в зимний период;
Оборудование: музыкальное сопровождение (Би-би-би-би-ка), игрушка заяц, белка, еж, картинки осеннего леса.
Ход занятия:
1. Мотивационно-организационный этап.
Воспитатель: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно его прослушайте
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Воспитатель : О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети : В стихотворении говорится об осени
Воспитатель: Правильно. А что происходит осенью?
Дети: Листочки желтеют, становится холодно и птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, солнце редко выглядывает из-за облаков, люди одеваются теплее.
Рассматривание иллюстраций про осень
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться на прогулку в осенний лес?
Дети: Да
Воспитатель: Там полным-полно чудес.
Дети друг за другом становятся как солдатики и под музыку «Би-би –би-би –ка поехали кататься» движутся за воспитателем.
2. Основная часть
Воспитатель: Вот приехали мы в лес. Ребята, посмотрите как тут красиво! Деревья стоят в ярких нарядах. А хотите погулять по лесу? Тогда отправимся в путь
Ой, смотрите, кто это под деревом прячется?
Дети. Это же ежик.
Воспитатель: Ежик готовится к долгой зиме. Он собирает сухие листья, чтобы сделать в норе теплую подстилку. На ней он проспит до весны.
А вот и ветерок подул, листочками играет. Ребята, давайте поможем ежику собрать листья для подстилки.
Пальчиковая игра «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Игра «Собери листья»
Воспитатель: -А откуда появились эти листочки?
Дети: Опали с деревьев осенью.
Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью? Как называется такое явление? (ответы). Конечно, листопад.
Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева? (берёзовый, кленовый, дубовый)
Молодцы
Воспитатель: Смотрите заяц побежал. Заяц меняет шубу, весной, летом и осенью он серый, а зимой - белый. А зачем он это делает?
Дети: Белый, чтобы его не было видно на снегу, а серый- незаметный в лесу, среди деревьев.
Физкультминутка
Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть, (дрожим стоя)
Надо лапочки погреть, (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это по деревьям скачет?
Дети: Белка.
Воспитатель: Белка заготавливает на зиму грибы. А чтобы они не испортились, она высушивает их, развесив на ветках деревьев или разложив на пеньке.
Игра «В лес за грибами»
Приглашаю детей в лес за грибами, уточняю, сколько грибов на поляне (много). Предлагаю сорвать по одному. Спрашиваю у каждого ребенка, сколько у него грибов.
Воспитатель: Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил ? Сколько стало грибов в корзинке? (много)
По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).
Ребята, молодцы. Помогли белочке грибы собрать.
Ребята, а кто еще живет в лесу?
Дети: Медведь, лиса, волк
Воспитатель: Правильно! Ребята, а кто знает, что медведь делает осенью?
Дети: Ест ягоды, орехи, мёд.
Воспитатель: Молодцы! Всё лето и осень медведь накапливает себе жир, поздней осенью готовит берлогу. Зимой медведь спит.
Ребятки, дождик закапал.
Музыкальная игра«Солнышко и дождик»
Яркое солнышко светит нам с утра,
Очень рада солнышку детвора.
Тучка по небу плывет, дождик за собой ведет.
Льется дождик ой-ой-ой!
Убежим скорей домой!
Воспитатель: Нам пора возвращаться в садик. Дети друг за другом становятся как солдатиками и под музыку «Би-би –би-би –ка поехали кататься» движутся за воспитателем.
3. Заключительный этап
Воспитатель: Вот мы и в садике.
Понравилось ли вам путешествие по лесу?
А что вам запомнилось?
Каких зверей мы встретили?
Кто из зверей впадает в спячку? Почему?
А кто делает запасы?
А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно.
Ответы детей
Ай, да молодцы, все-все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты дикие животные в лесу осенью, как они готовятся к зиме.
4. Рефлексия.
- Что для вас сегодня было самым трудным?
- А какое задание было самым весёлым?
- Что бы вам хотелось повторить ещё раз?
Ответы детей
Литература:
1. Бабенко В.Г. Природа:энциклопедия для малышей. – М.:РОСМЕН,2017
2. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. М: «Мозаика-Синтез», 2012.
3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «Мозаика-Синтез», 2015.
4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений М: «Мозаика-Синтез», 2012.
Приложения к занятию во вложении (zip, 8MB)
Скачать вложение