Путешествие в село Дымково
Автор: Афонина Наталья Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Искровский детский сад», Рязанская областьМетодическая разработка образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей 5-6 лет
Аннотация
Для любого воспитателя важно воспитать в детях любовь и уважение к нашей Родине – России. С самого раннего возраста мы начинаем знакомить детей с традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно – прикладным искусством, пытаемся сохранить всё самое ценное из культурных достижений русского народа и передать всё это подрастающему поколению.
С 1 сентября 2023 года дошкольные организации начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Целью Федеральной программы «является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций».
Знакомя детей с народной игрушкой, мы уделяем внимание нравственно – патриотическому воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных интересов у детей, развиваем воображение, эстетический вкус, способствуем гармоничному развитию личности.
При построении занятия использован интегрированный подход (образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие), который развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности.
В разработке занятия применяется методика Давыдовой Г.Н. - использование элементов пластилинографии. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Пластилинография способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на углубление знаний о народном декоративном искусстве - дымковской игрушке; развития мелкой моторики; пробудить любовь к родной стране.
Задачи:
Создать условия для:
-
расширения представлений детей о дымковской игрушке;
-
способствовать развитию сенсомоторики;
-
создания выразительного образа дымковской барышни при помощи пластилина, закрепления приёмов работы с пластилином: раскатывание тонких колбасок, скатывание шарика и сплющивание, умения лепить мелкие детали – клетки, кружочки, кольца.
-
самостоятельного выбора элементов узора для украшения юбки, подбора цвета в стиле дымковской росписи.
Обогащение словаря: кокошник, водоноска.
Активизация словаря: Россия, Дымковская игрушка, глиняные, разноцветные.
Материал:
демонстрационный: экран, проектор, презентация «Путешествие в село Дымково», игрушки дымковские барышни (одна барышня в шляпе, другая водоноска) для рассматривания, ткань.
раздаточный: силуэты-заготовки дымковской барышни для раскрашивания (по одной на каждого ребенка, кофта и кокошник – закрашены воспитателем, высота не более 20 см), пластилин разных цветов, доски для пластилина, стеки, салфетки.
Предварительная работа: знакомство детей с глиной, ее свойствами. Знакомство с элементами дымковской росписи.
Ход занятия
1. Мотивационный этап
Дети стоят на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Скажите мне, как называется страна, в которой мы живём? (Россия) Наша страна очень большая. В ней много разных городов, сёл и деревень. Ребята, вы любите путешествовать по России? (Да) Сегодня я вам предлагаю отправиться в виртуальное путешествие в один далёкий уголок нашей родины. А на чем можно путешествовать? (Ответы детей). А я вам предлагаю отправиться в путешествие не обычным способом. Поможет нам путешествовать наша фантазия и наш ковёр в группе. Давайте представим, что наш ковёр превратился в ковёр-самолёт. Садитесь поудобнее, возьмите за руки друг друга и закройте глаза. Итак, наше путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят с закрытыми глазами).
(Слайд2)
– А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, куда мы попали. А попали мы с вами в деревню, которая стоит далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу речки. (Чтение стихотворения Людмилы Трифоновой «Дымка»)
В некотором царстве,
В Русском государстве,
На Вятке реке,
Да в заречной слободе,
Возле града Кирова,
Есть селенье Дымково.
В той далёкой стороне –
Так рассказывали мне,
Там живут мастеровые,
Да умелые такие!
Мастерят они игрушки
Для Никиты и Танюшки,
Для Андрея, Коли, Даши,
И для всех ребяток наших.
А игрушки непростые
Глиняные, расписные,
Весёлые, да яркие,
Для ребят подарки!
(Слайд 3 с изображением игрушек)
- Посмотрите, дети, вот такие игрушки делают в этом селе. Может быть, кто- то догадался, как называется это село? (Дымково) А как называются игрушки? (Дымковские) (Воспитатель обращает внимание на стол, на котором стоят накрытые игрушки - дымковские барышни) – Посмотрите, ребята. Тут кто – то спрятался. Узнаем, кто там? (Да) (Открывает). Это дымковские барышни! Они тоже живут в этом селе.
2. Ориентировочный этап
Барышни: здравствуйте, дети.
Дети: здравствуйте.
Барышни: мы очень рады, что вы попали к нам в Дымково. Здесь живут разные игрушки. Мы вам нравимся? Мы красивые? (Да) Здесь у нас есть подружки.(Показывают силуэты – заготовки). Только подруги грустят. Потому что у подруг нет таких красивых нарядов, как у нас, мастера их ещё не успели раскрасить. Помогите нам, ребятки. Подружек надо раскрасить, чтобы они не грустили, и выглядели тоже красиво?
Воспитатель: дети, поможем дымковским барышням? (Да) Как вы можете помочь, что нужно сделать для этого? ( Ответы детей).
- Верно, их нужно раскрасить красками. Но я предлагаю вам сегодня украсить дымковских барышень с помощью пластилинографии.
3. Исполнительский этап
3.1. Рассматривание дымковских барышень.
- Прежде чем помогать барышням я предлагаю поближе с ними познакомиться.
- Давайте вспомним, из чего лепят в Дымково игрушки? ( Из глины)
- Посмотрите, какие барышни нарядные! Какие они красочные, яркие, разных цветов. Как можно сказать про такие игрушки? (Разноцветные)
-Давайте обратим внимание на эту барышню. Во что она одета? (Ответы детей)
- Верно, на голове у неё шляпа с перьями. Она носит яркую кофточку и расписную юбку. На шее у дымковских барышень – обязательно бусы. - Давайте обратим внимание на вторую барышню. У этой барышни очень необычное название – водоноска. Давайте повторим его. (Закрепляют) Как вы думаете, почему её так назвали? (Ответы детей)
- Верно, потому что она носит воду. Много – много лет назад не было водопроводов. Все женщины ходили за водой к колодцу. Что бы легче было нести вёдра, они клали на плечи коромысло. На его концы вешали вёдра. Совсем, как наша барышня. На голове у неё кокошник - это русский народный головной убор для женщин. (Закрепляют понятие) .Во что ещё она одета? (Ответы детей)
- Верно, на ней яркая кофточка, клетчатая юбка и фартук с оборкой. На шее тоже бусы. Наряды очень красивые.
- Ребята, давайте посмотрим, какие цвета использовали мастера при росписи дымковских игрушек? ( Синий, красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, чёрный)
-Каждая игрушка имеет и свой узор. Какие элементы узора используют мастера при росписи барышень? ( Колечки, круги, точки, полоски, клетка).
3.2. Беседа об изготовлении дымковских барышень.
Дети, давайте продолжим наше путешествие по селу Дымково и узнаем, как делают дымковских барышень.
Двигаемся дальше, приглашаю вас в мастерскую мастеров. (Дети занимают места перед экраном)
(Слайд4)
Сначала берут глину, добавляют туда песок и воду, и замешивают глиняное тесто. Песок добавляют для того, что бы при обжиге игрушка не трескалась. Мешают очень долго и тщательно, что бы смесь была однородной, пластичной, без комочков.
(Слайд5)
Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины
(Слайд 6)
Сворачивают блин и получают юбку в виде колокола.
(Слайд 7)
Затем к юбке примазывают вылепленные туловище, голову, руки.
(Слайд 8)
Потом украшают налепными оборками, косами, кокошником или шляпкой. Следы «примазывания» не заметишь: острой палочкой мастер ловко убирает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «сглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая.
(Слайд9)
Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушат. Затем 3-4 часа обжигали в русской печи. Сейчас для обжига используют специальные электрические печи.
(Слайд 10)
Следующий этап работы – обеливание. Игрушку погружают в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Глиняная игрушка превращается в ослепительно - белую и готова для росписи.
В конце её расписывают художники.
3.3. Пластилинография по мотивам дымковской росписи.
- Я предлагаю вам побыть сегодня мастерами. У нас есть разноцветный пластилин, и есть подружки наших барышень, которых вы обещали украсить.
Физкультминутка
Один, два, три, четыре, пять,
Чтобы мастерами стать
Все присели, все нагнулись
Друг другу дружно улыбнулись.
Две пружинки, три прыжка
И похлопали слегка,
Вокруг себя пару кругов
И превратились в мастеров .(Выполняют движения по тексту)
(Переходят в рабочую зону)
Мы будем мастерами, поэтому сегодня должны все постараться. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными.
Каждый мастер придумывает свой узор. Я предлагаю подумать немного о том, каким он будет у вас. Повторим, какие цвета используют мастера в дымковской росписи?(Ответы детей) Какие элементы? (Ответы)
- Сейчас я покажу вам, как можно сделать элементы узора.
Сначала будем делать большие элементы, а затем - маленькие. Катаем тонкие колбаски и выкладываем силуэт юбки. Затем украшаем узором. Кто хочет сделать клетку нужно раскатать тонкие полоски и расположить их слева направо на одинаковом расстоянии друг от друга, затем расположить колбаски сверху вниз. Лишнее от колбасок нужно удалить стекой , получатся клетки. Их тоже нужно украсить. Если раскатать небольшой шарик, сплющить его и прижать к заготовке, то получится кружок. Колечко вокруг кружочка делается из тонкой колбаски, соединив концы. Точки – это тоже шарики, только очень маленькие (Объяснение сопровождается демонстрацией приёмов лепки).
Перед работой проводится пальчиковая гимнастика «Братья»
Есть у нас пятёрка братьев (Показывают правую ладонь)
Раз, два, три, четыре, пять.(Загибают по очереди пальцы)
Дома все они без платьев.(Встряхивают пальцы)
А на улице зато
Нужно каждому пальто.(Имитация надевания перчаток на пальцы – растираем от ногтя вниз)
(Повторить левой ладонью)
Творческая работа детей.
Подведение итогов.
-Вот сколько ярких, красивых барышень получилось.
Все мастера очень хорошо потрудились, красивый узор подобрали! Какая барышня вам понравилась больше всего? Почему?
Барышни: Спасибо вам ребята за помощь! Теперь у наших подружек красивые наряды! Они очень рады! Нам пора прощаться .До свидания.(Барышни уходят)
Воспитатель:
До чего же хороша –
Русская игрушка наша!
Хоть полсвета обойдёшь –
Лучше Дымки не найдешь.
-А нам пора возвращаться в детский сад. Вы закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять
Вернёмся в садик мы опять.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Кем вы сегодня были и что делали?
4.Рефлексивный этап
- Вам понравилось помогать подружкам наших барышень?
5.Перспективный этап.
Сегодня вы украшали дымковских барышень. Вечером расскажите родителям про это, попросите их распечатать вам картинки других дымковских игрушек. Принесите их в сад, мы вместе посмотрим, как украшают другие дымковские игрушки.
Литература
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2021. – 152с.
2. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! – СПб.: Детство – Пресс, 2006. – 128с.
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография-2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 96с.
4. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В.Калинина. – Изд.3-е,испр. – Волгоград: Учитель. – 151с.
Интернет – ресурсы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URLhttps://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1676353906&tld=ru&lang=ru&name=federalna.... (Дата обращения 10.06.2023)
Стихи о народных промыслах. [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL https://sto5sot.ru/stihi-o-narodnyh-promyslah-dymkovska/ (Дата обращения 14.06.2023)
Дымковская игрушка. [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/dymkovskaya-igrushka.html (Дата обращения 14.06.2023)
Конспект с презентацией во вложении (Архив zip 1.83МB)
Скачать вложение