Путешествие в сказку
Автор: Варюшкина Варвара Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №145», г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой для детей 5-6 лет.
Цель: организовать деятельность детей по ознакомлению с творчеством В.В. Бианки, направленную на развитие речи и коммуникативных навыков.
Задачи:
Задачи:
- познакомить с понятием авторская сказка;
- познакомить с некоторыми особенностями жизни и способами передвижения насекомых – муравья, паука, водомерки, майского жука;
- закрепить умение соотносить число и цифру в пределах 10-ти;
- развивать умение передавать текст произведения точно, последовательно, выразительно;
- закреплять умение произносить фразу с разной силой голоса;
- побуждать вспомнить название сказок о животных;
- способствовать формированию умения создавать изображение эмоционального состояния нетрадиционными способами - при помощи пуговиц и шнурочков;
- формировать чувство доброжелательности, взаимопомощи, взаимовыручки;
- совершенствовать навыки работы в парах.
Оборудование: сюжетные картинки по сказке В. Бианки «Путешествие муравьишки»; разрезные картинки гусеницы; шнуры и пуговицы разных размеров; кнопки «настроения»; «волшебный мешочек»; цифры от 3 до 9; предметные картинки от 3 до 9.
Ход занятия:
Педагог: «Дети, перед тем, как начать занятие, давайте исполним наш ритуал – Приветствие». Дети стоят в кругу. Воспитатель поворачивается вправо и говорит: «Доброе утро, Лена, я рада тебя видеть!» Дети продолжают приветствовать друг друга по – цепочке.
Дети садятся на стулья, а воспитатель показывает карточку – схему к сказке «Заюшкина избушка» и просит их отгадать название сказки.
Далее, педагог просит детей вспомнить другие сказки, в которых принимают участие лиса и заяц. («Теремок», «Колобок»),
Воспитатель просит вспомнить, какие эти сказки по способу сочинительства, кто их составил, придумал?
Воспитатель: «Все эти сказки придумал народ, поэтому они и называются – русские народные. А я хочу вас сегодня познакомить с авторской сказкой – ее придумал и записал известный детский писатель, который много писал о животных, Виталий Валентинович Бианки и называется она «Как Муравьишка домой спешил». Но для этого нам надо отправить в лес. На чем мы можем туда отправиться?
Словесная игра «Транспорт» Дети называют разные виды транспорта. В конце педагог просит их назвать. Как транспорт можно назвать одним словом, по способу его перемещения. (Наземный, воздушный).
- А я знаю еще один вид транспорта – волшебный. Кто-нибудь может мне его назвать? (Ковер самолет).
Педагог: «Перед тем, как отправиться в лес, я раздам вам эмблемы – они помогут нам в путешествии. А теперь сядем по удобнее, закроем глаза и шепотом все вместе сосчитаем до пяти.
Открывайте глаза, мы уже на месте. Итак …сказка начинается.
Текст читает воспитатель:
«В лесу под березой большой муравейник. Залез Муравьишка на березу, добрался до вершины, посмотрел вниз, а там на земле его дом – муравейник виден.
Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко и – вниз». У муравьев ведь строго: только солнышко садится – все домой бегут. Сядет солнце, муравьи все входы и выходы закроют – и спать, а кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже за лес спускалось.
Сидит муравей на листе и думает: «Ничего, успею!»
А лист был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Занес ветер листок на луг за деревней, да там и бросил.
Упал листок на камень – Муравьишка себе ноги ушиб.
Лежит и думает: «Пропала моя головушка! Не добраться мне до дому: ноги болят.
Вдруг видит лежит кто-то…»
А вот кто оказался рядом с муравьем, вам придется самим отгадать. Но для этого нам надо разделиться на две команды. Как нам это сделать? Кто мне поможет? (Дети делятся по эмблемам команда «Сердитые» и «Добрые»).
Игра «Собери картину». На столах конверты с изображением гусеницы. Нужно собрать пазлы, чтобы получилось изображение.
«- Гусеница - Землемер, говорит Муравьишка, отнеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ну садись, подвезу.
Везет Землемер Муравья, а он думает: Нет, уж очень медленно она ползет, так я до дома не доберусь, надо кого-то побыстрее найти. Видит – Паук - Сенокосец шагает.
- Паук, снеси меня домой, у меня ножки болят.
- Да я бы рад тебе помочь, вот только портреты настроения мне надо из паутины сплести.»
Давайте поможем пауку, для этого нам надо разбиться на пары. Каким образом мы можем это сделать? (По эмблемам.)
А для того, чтобы портреты не повторялись, нам на помощь пришел «Волшебный мешочек». В мешочке «Кнопки настроения».
Игра «Портреты настроения». Каждая пара из «Волшебного мешочка» достает по одной «кнопки настроения», озвучивает, какое выражение лица они будут выкладывать при помощи шнуров разной величины и пуговиц.
«Отправился Муравьишка верхом на Пауке к дому. Идет паук небыстро, брюхом по земле чиркает. Колени у Сенокосца торчат выше спины. Остановился паук.
- Слезай, - говорит. – Вон Кузнечик прыгает, он резвей меня.
- Кузнечик, снеси меня домой, у меня ножки болят.
- Хорошо, подвезу тебя немного, да только скучно мне. Поиграй со мной сначала, говорит Кузнечик».
А вы хотите поиграть? У меня на столе картинки с изображением предметов. Каждой паре я раздам по цифре, а вы должны отыскать картинку с таким же числом предметов на ней.
Игра «Найди нужное число».
«Быстро скачет Кузнечик с травинки на травинку и вдруг остановился.
- Стоп! – говорит, - Приехали!
Муравьишка глядит вперед, а там река.
- Через реку я не перепрыгну - очень уж широкая. Жди здесь, я Водомерку позову.
Прибежала Водомерка.
- Водомерка, снеси меня домой, у меня ножки болят.
- Просишь ты, Муравей, не правильно, не вежливо, да и про меня ни одного хорошего слова не сказал».
Ребята, представьте, что перед вами ваша мама, какие бы хорошие, ласковые, добрые слова вы могли ей сказать?
Игра «Доброе слово». Дети стоят в кругу. В руках у воспитателя меховой шарик. Он передает его по кругу, а дети, у кого он оказался в руках, называют прилагательные.
Выслушала Водомерка Муравьишку и говорит:
« - Понравились мне твои слова! Садись, я тебя через реку перевезу.
Сел Муравей. Водомерка подпрыгнула и зашагала по воде как посуху. Живо на том берегу реки очутилась.
- А по земле не можешь? – спрашивает Муравей.
- По земле мне трудно – ноги не скользят. Ищи себе другого коня.
Видит Муравьишка, ползет мимо Майский Жук.
- Жук, снеси меня домой, у меня ножки болят.
- Хорошо, только лететь нам не близко, расскажи мне, что с тобой случилось».
Составление совместного рассказа по опорным сюжетным картинкам.
Текст читает воспитатель:
«Глянул Муравьишка вниз, а там под березой его дом родной. А внизу в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы – выходы закрывают.
Все закрыли – один последний вход остался. Муравьишка с майского жука – кувырк – и домой.
Тут и солнышко зашло».
Вот такая сказка. Понравилась она вам? Еще она понравилась художникам – мультипликаторам и они сняли про муравья мультфильм. Хотите посмотреть?
Для этого нам нужно отправиться назад в группу. Давайте закроем глаза и сосчитаем громко в обратном порядке от 5 до 1.
Просмотр мультфильма.
Литература:
1. Бианки В. В. Большая книга сказок. – Махаон, 2012.
Скачать вложение