Путешествие в страну здоровья
Автор: Ярославцева Надежда Игоревна, Каплина Татьяна Викторовна, Савушкина Елена Александровна, воспитатели МБДОУ«Детский сад №123», г. РязаньКонспект интегрированного занятия в старшей группе
Одной из главных стратегических задач развития страны является сохранение и укрепление здоровья детей. Данная задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и др.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.
В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый» - как «большой, хороший» (вот здорово!) и «здоровый» - как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своего собственного действия («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также неосознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья. Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о важных компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье.
- Продолжать закреплять умения детей употреблять в речи прилагательные, обозначающие признаки предметов.
- Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление общего тонуса организма.
Развивающие:
- Расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, между, рядом.
- Развивать умение слушать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы, развивать внимание, мышление, речь. Развивать умение устанавливать связь между совершенным действием и состоянием организма («я чищу зубы, значит они у меня будут крепкие и здоровые», «я чисто мою руки, чтобы не заболеть».
Воспитательные:
- Воспитывать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни и желание заботиться о своём здоровье.
Обогащающий словарь: Прыгучий, кальций, шершавый.
Активизация словаря: сильный, быстрый, ловкий, здоровый, выносливый.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: «Мойдодыр» К.И. Чуйковского, А.М. Федотова «Познаем окружающий мир», игры для дошкольников «как больной может получить помощь в городе» «Валеология» иллюстрации и др.
Оборудование: интерактивная доска, музыкальное сопровождение, музыка Шаинского «Улыбка», «Если с другом вышел в путь»; видео зарядки «Чударики»; аудиозапись для самомассажа; иллюстрации персонажей: Мойдодыр, Айболит, Фиксики; сундук (теннисный мяч, воланчик, мячик для настольного тенниса), модули для перешагивания.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании» (ст. 51, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации».URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/55fc957990f77988ea8c08de3d1df025e6e37b47/(дата обращения:25.03.2022 г.)
2. «Инновационная программа дошкольного образования от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика Синтез, 2019.URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/06/ot-rozhdeniya-do-shkoly-innovatsionnaya-programma-doshkolnogo (Дата обращения:21.03.2022 г.)
Скачать конспект с презентацией (Архив zip 21MB)
*Текст конспекта без презентации во вложенииСкачать вложение