Путешествие в Цветочный город
Автор: Большакова Лилия Николаевна; Добрынина Елена Михайловна, воспитатели; Егоркина Евгения Михайловна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 7" г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.
Программные задачи:
1. Формирование умения подбирать предмет к признаку.
2. Обогащение словаря глагольной лексикой.
3. Закрепление обобщающих понятий: «Транспорт», «Животные Африки», «Посуда», «Профессии».
4. Закрепление графических навыков, умения ориентироваться на листе бумаги.
5. Закрепление умения делить слова на слоги.
6. Формирование умения образовывать названия предметов посуды.
7. Закрепление умения отгадывать загадки.
Оборудование: герои сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», приглашение, картинки-отгадки по сказке «Гуси-Лебеди», картинки «Животные Африки», домики с 1, 2, 3 окошками; листы в клетку + карандаши на каждого ребенка для графического диктанта, предметные картинки с изображением продуктов и соответствующей посуды, картинки с изображением инструментов.
Предварительная работа: чтение сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», рассматривание альбома «Животные Африки».
Ход занятия:
1. Мотивационный этап.
- Ребята, посмотрите, как у нас сегодня много гостей. Расскажите, пожалуйста, нашим гостям, чем мы занимаемся в детском саду, что мы делаем.
Дидактическая игра «Что мы делаем в детском саду?»
Мы играем, рисуем, читаем книги, гуляем, занимаемся, плаваем…
2. Ориентировочный этап.
- А еще мы очень любим путешествовать. И вот сегодня: прихожу я утром в группу и нахожу приглашение.
«Дорогие ребята группы «Подсолнушек»! Пишут вам Коротышки из Цветочного города. Приглашаем вас в гости.»
-Ну что, приглашение принимается? (Да.) Тогда отправляемся в Цветочный город.
- Как же нам добраться до Цветочного города? На чем отправиться в путешествие? (Дети называют транспорт.)
- Согласны поехать на поезде? Тогда занимайте вагончики.
Под музыку дети едут паровозиком друг за другом.
3. Исполнительский этап.
- Вот мы и в Цветочном городе. Посмотрите, как красиво вокруг.
Золотое, ласковое, доброе, лучистое. (Солнце.)
Белые, пушистые, легкие. (Облака.)
Яркие, красивые, разноцветные, душистые. (Цветы.)
- А чего больше всего на картинке? (Цветов.) Поэтому город и называется Цветочный город.
- А вот и первый житель Цветочного города нас встречает. Кто это? (Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Мне нужно выполнить задание: отгадать загадки и назвать сказку, в которой встречаются слова-отгадки. А у меня никак не получается.
- Ну что, ребята, поможем Незнайке? Слушайте внимательно загадки.
Дрова кушает, зубов не имеет,
Теплом своим весь дом согреет! (Печка.)
Стоит чудо-дерево, на дереве – мячики:
Летом – зеленые, осенью – румяные. (Яблоня.)
Синяя сестрица, быстрая водица
Вдоль дружков-бережков в океан стремится. (Речка.)
Длинная шея, красные лапки,
Щиплют за пятки, беги без оглядки. (Гуси.)
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка –
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица. (Баба Яга.)
Дети называют слова-отгадки и по ним сказку «Гуси-Лебеди».
Помогли Незнайке – идем дальше. Нас встречает Знайка. Какая помощь требуется ему?
На столе у Знайки картинки с изображениями животных. Нужно назвать животных и поселить их в домики. Если в названии животного один слог, мы его поселим в дом с одним окном. Если в названии животного два слога – в дом с двумя окнами. Если три слога – в дом с тремя окнами.
Дети делят слова на слоги с помощью хлопков и выполняют задание.
- Ребята, а что это за животные, где они живут? (В Африке.)
Сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую художника Тюбика и нарисовать одно из животных Африки.
Графический диктант «Слон».
2↑, 1→, 5↑, 4→, 1↓, 5→, 6↓, 3←, 2↑, 1←, 2↓, 3←, 3↑, 1←, 2↓, 1←, 1↓, 1←.
- Какое животное у нас получилось? (Слон.)
- Выходите из-за столов, подарите свои рисунки гостям. А нас ждет зарядка от доктора Пилюлькина.
Вот, ребята, вам зарядка.
Выполняйте по порядку.
Ровно встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели – встали, сели – встали,
И на месте побежали.
- Дальше мы отправляемся в гости к Пончику. У Пончика никак не получается положить продукты в нужную посуду. Возьмите в руки по одной картинке и встаньте парами так, чтобы посуда подходила к продукту.
Сахар – сахарница.
Хлеб – хлебница.
Конфеты – конфетница.
Сухари – сухарница.
-Закрепим названия посуды с помощью пальчиковой гимнастики.
Посуда.
Девочка Иринка порядок наводила.
Девочка Иринка кукле говорила:
(Показать большой палец.)
«Салфетки должны быть в салфетнице.
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединять большой палец с остальными.)
- Помогли Пончику. Отправляемся дальше. Кто же нас встречает?(Винтик и Шпунтик.) Винтик и Шпунтик приготовили для нас игру «Кому пригодится для работы?» Перед вами карточки, на которых изображены различные предметы. Назовите профессию, для которой этот предмет подходит.
Кастрюля, половник, фартук – повар.
Огнетушитель, каска – пожарный.
Ножницы, расческа, фен – парикмахер.
- Молодцы, ребята, справились с заданием. А наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский сад. Винтик и Шпунтик предлагают поехать обратно на автомобиле. Согласны? (Да.)
Под песню «Бибика» дети возвращаются в группу.
4. Рефлексивный этап.
- Вот мы и в детском саду. Где же мы сегодня побывали? (В Цветочном городе.)
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Ой, ребята, здесь для нас какой-то сюрприз (Конфеты в конфетнице.) и записка.
«Дорогие ребята! Спасибо за вашу помощь в выполнении заданий, за ваши правильные ответы. Это вам небольшой подарок – угощение. Коротышки из Цветочного города».
5. Перспективный этап.
Вместе с родителями нарисуйте героя Цветочного города, задания которого вам понравилось выполнять больше всего. Выставка рисунков будет напоминать о нашем удивительном путешествии.
Литература:
1.Развитие речи детей 5-6 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ Авторы-составители О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2007.
2.Ушакова О.С. Придумай слово. – М.: Сфера, 2017.
Скачать вложение