Путешествие в зимний лес
Автор: Хованская Анна Сергеевна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад №4», г. Михайлов, Михайловского района, Рязанской областиИгровой досуг по физической культуре для детей младшего дошкольного возраста
Аннотация
Вопросы сохранения и укрепления здоровья воспитанников детского сада – одна из первоочередных задач педагогов. ФГОС[1] и ФОП ДО[2] уделяют особое внимание созданию условий в дошкольных образовательных организациях для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
По моему опыту, чем раньше начата работа по приобщению ребёнка к здоровому образу жизни, воспитанию у него полезных привычек, тем выше шанс, что он пронесёт стремление к сохранению своего здоровья через всю жизнь, вырастет устойчивым к стрессовым ситуациям, будет закалён и физиологически и психически. Взаимосвязь психического и физического развития доказана педагогической наукой прошлого века.
Т.В. Волкова [3] говорит о том, что игровая подача материала с элементами театрализации помогает ребёнку выйти из шаблона, прочувствовать, изучить свои эмоции и научиться ими управлять для достижения определённых целей. В интерпретации для младшего дошкольного возраста, педагог, создавая игровые ситуации должен помочь ребёнку приобрести умение контролировать своё поведение, внимательно и сосредоточено выполнять задания педагога, активно общаться со сверстниками, слышать и понимать их речь, стараться сохранять хорошее, бодрое настроение. И здесь важно учесть индивидуальные особенности каждого, не перенапрячь с точки зрения физиологии, но и не сделать задания слишком лёгкими и доступными для выполнения. Ребёнок должен почувствовать удовлетворение и радость, от того, что он смог преодолеть какие-либо свои страхи, научился чему-то полезному, выполнил сложное для него движение правильно.
Применение кинезиологических упражнений, доступных детям младшего дошкольного возраста, способствует активизации мозговой деятельности через выполнение определённых движений. Нейрогимнастика улучшает и ускоряет межполушарные связи, способствует совершенствованию речи. Поэтому в досуг было включено одно из упражнений из книги «Нейрогимнастика для детей» С. Боковой [3], адаптированное мной к мероприятию (нарисована схема-тренажёр).
Цель: создание условий для укрепления физического и психологического здоровья воспитанников, привитие позитивного отношения к оздоравливающим процедурам и физическим упражнениям.
Задачи:
Обучающие:
- Создавать условия для обогащения двигательного опыта детей при выполнении общеразвивающих, дыхательных, кинезиологических и музыкально-ритмических упражнений.
- Обучать основным видам движений (ходьба по дорожке, ходьба стайкой за педагогом), чтобы дети умели не наталкиваться друг на друга, придерживаться определенного направления движения.
Развивающие:
- Развивать у воспитанников желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с включением музыкально-ритмических упражнений.
- Создавать условия для развития выразительности движений в имитационных упражнениях и сюжетных играх.
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, ловкость, координацию, внимание, умение применять эмоции для достижения определённых целей, способность замотивировать себя для их достижения.
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к закаливающим процедурам, выполнению физических упражнений.
Материалы и оборудование:
• аудиозаписи: "Звуки леса", "Звук поезда", "Релаксация, музыка леса";
• бутафорские деревья;
• раздаточный материал: шишки сосны,
• игрушки для сюрпризных моментов: зайчик, ежик, медведь, белочка на дереве;
• прозрачная пластиковая коробка для дыхания (с пенопластом, серпантином),
• нейроигра "Кулачки-ладошки",
• корзина с яблоками;
• массажная дорожка.
Ход мероприятия
Педагог:
- Здравствуйте, ребята!
Дети:
- Здравствуйте!
Педагог:
-Скажите, а вы знаете что значит быть здоровым?
Дети:
- Быть красивым! Быть сильным! Никогда не болеть!
Педагог:
- Верно, а вы хотите быть здоровыми?
Дети:
- Да!
Педагог:
- Предлагаю вам отправиться в волшебный зимний лес, который научит нас некоторым полезным упражнениям. Согласны?
Дети:
- Да!
Педагог:
- А довезёт нас паровозик. Только он будет необычным, я буду главным паровозом, а вы – вагончиками. Поедем на таком паровозике?
Дети:
- Да! Поедем!
Педагог:
- Ребята, вставайте друг за другом – поехали!
Звучит музыка (звук поезда).
Дети выстраиваются паровозиком друг за другом.
Включается аудиозапись «Звуки леса», педагог выстраивает ребят друг за другом, дети идут по кругу, приговаривая: «Чух-чух -чух».
Педагог:
- Вот мы с вами и очутились в лесу! Какой здесь чудесный воздух! Давайте подышим.
Дыхательная гимнастика. «Шарики»
Дети вдыхают носом – поднимают руки вверх, выдыхают ртом – опускают руки.
Педагог:
- Ребята, смотрите, здесь дорожка! По дорожке мы пойдем, в гости к зверю попадем. А к какому – отгадайте!
Загадка:
Растут на макушке
Длинненькие ушки.
Он хоть и мальчишка,
А такой трусишка!
Ну-ка угадай-ка,
Как зовется? (Заяц)
Дети отгадывают и идут по массажной дорожке.
Педагог:
- Зайчик приготовил нам сюрприз. Давайте посмотрим, что это.
На столе прозрачная пластиковая ёмкость с мелкими лёгкими деталями (пенопластом, кусочками разноцветной бумаги). Дети после показа воспитателем и под его руководством выполняют упражнение для развития дыхания, подходят и дуют с разной силой в трубочки для коктейлей (у каждого индивидуальная).
Педагог:
- Если дальше мы пойдем, в гости к другому зверю попадем! Давайте отгадаем кто это!
Загадка:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Дети отгадывают и подходят к следующему дереву.
Педагог:
- Ребята, для нас Мишка приготовил шишки!
Дети, под руководством воспитателя выполняют игровой самомассаж на столе. (см. Приложение)
Далее педагог кладёт на стол специальный тренажёр и предлагает детям выполнить определённую последовательность движений, ориентируясь на обозначения (ладошка, кулачок). Упражнение направлено на развитие координации, внимательности, стимулирует образование нейронных связей между полушариями мозга – нейроигра «Ладошки-кулачки».
Педагог:
- По дорожке шли-шли, на полянку мы пришли. А на полянке, посмотрите кто?
Загадка:
Рыжий маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
Он живет не на земле,
А на дереве в дупле.
Вот мелькнула рыжей стрелкой
С шишкой сорванною ......(Белка).
Дети отгадывают загадку.
(Указывает на картинку белочки, прикреплённую к дереву).
Гимнастика для глаз «Белочка»:
Белка дятла поджидала (взгляд отрывисто перемещается вправо-влево)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри (смотрят вверх-вниз),
Вот орехи – раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (моргают глазами)
И пошел играть в горелки (гладят веки указательным пальцем).
Педагог:
- По дорожке смело шли, и к кому же мы пришли?
Загадка:
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это ......(Ёжик).
(Дети отгадывают загадку, затем под руководством воспитателя выполняют самомассаж (массаж ушей, поглаживание рук и ног).
Педагог:
- Как долго мы гуляли по лесу! А теперь нам нужно возвращаться. Но, прежде чем идти в группу, давайте отдохнем! Прилягте на коврик, на спинку, глазки закройте и прислушайтесь.
(Звучит музыка леса, релаксация).
- Почувствуйте, как солнышко пригревает,
Во время релаксационной паузы появляется корзина с яблоками.
Педагог:
- Дети, смотрите, это ежик нам угощение передал! Яблоки не только вкусные, но и полезные. Как вы считаете, почему нужно есть фрукты? (Ответы детей.)
Педагог:
- Правильно, потому что в них много витаминов, которые помогают нам быть здоровыми. Молодцы! Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.
Звучат звуки поезда. Дети выстраиваются паровозиком и под руководством воспитателя идут по кругу, выполняя попеременные махи согнутыми в локтях руками, приговаривая: «Чух-чух -чух».
Педагог:
- Вот мы и вернулись в свой родной детский сад. Понравилось вам путешествие в зимний лес? (Ответы детей).
Педагог:
- Чем же мы в лесу занимались? (Ответы детей).
Педагог:
- А для чего нам нужен самомассаж, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз? (Ответы детей).
Педагог:
- Правильно, чтобы стать умнее, здоровее, внимательнее! Молодцы!
Литература
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Одобрен решением от 17 октября 2013 г. № 1155. С изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г, 8 ноября 2022 г.
URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/: 06.12.2023).
2. Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847)//Номер документа: 1028//Принят: 25 ноября 2022//Опубликован: 27 января 2023// URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ Текст: электронный. (дата обращения: 24.11.2023).
3. Волкова Т.В., Котович Т.Т. Практическая психология в воспитании и образовании: навигатор для родителей и педагогов. ¾ М.:ТЦ Сфера, 2022 – 112с.
4. Бокова С. «Нейрогимнастика для детей». Серия «Самый умный». ¾ Изд: ООО «АртесПринт», г. Екатеринбург, 2023 – 48 с.
Интернет-источники
1. Алла Колмыкова. Сибирские сладости для пользы и радости. Игровой самомассаж шишками сосны с элементами пальчиковой гимнастики.
https://варенье-из-шишек.рф/deti (Дата обращения: 23.01.2023)
2. Южанинова Татьяна. Наши помощники – органы чувств. https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-nashi-pomoschniki-organy-chuvstv.html (Дата обращения: 24.01.2023)
3. Ганинова Л.Р. Картотека загадок. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/06/13/kartoteka-zagadok-podgotovitelnaya-gruppa (Дата обращения: 26.01.2023)
4. Ароматы счастья. Загадки про белку для детей.https://aromatyschastya.ru/zagadki-pro-belku(Дата обращения: 03.02.2023)
Приложение
Самомассаж шишками сосны
Мишка по лесу ходил (пальчики шагают по столу)
Много шишек находил (по столу ладошки, кулачок)
Много шишек находил
В детский сад нам приносил
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть,(берут шишку)
Между ручками катать (прокатывание шишек между ладонями)
В ручку правую возьмем
И сильней ее сожмем
Руку быстро разжимаем
На столе ее катаем (прокатываем шишку на столе правой рукой)
В ручку левую возьмем
И сильней ее сожмем
Ручку быстро разжимаем
На столе ее катаем.
Мы закончили катать.
Будем пальчики считать (убираем шишку в корзину).
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем на правой руке)
На другой руке считаем,
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем на левой)
1, 2, 3, 4, 5, (соединяем поочередно пальцы рук)
Мы закончили играть.
Пальцы мы не потеряли (хлопаем в ладошки на каждое слово),
Очень весело играли,
Пальчики свои встряхнем,
И немного отдохнем.
Материал во вложении (pdf 251KB)
Скачать вложение