Путешествие в зимний лес
Автор: Глазова Наталья Михайловна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №1» муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской областиКонспект занятия по развитию мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики рук очень важное, нужное и актуальная тема. Она обусловлена необходимостью формирования всесторонне-развитой, творчески-активной личности способной логически мыслить.
Немало важную роль в успешности интеллектуального и психофизиологического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика рук.
«Мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции».
Еще в древнем Китае было известно о влиянии действий рук на развитие головного мозга. Древние китайцы утверждали, что упражнение с участием рук и пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияет на деятельность мозга.
Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Изучение этой проблемы занимались ученые: Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Есенина, М.М. Кольцова, Л.В. Антонова-Фомина.
И.М. Сеченов писал: «Что движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев».
Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста очень важная задача для педагогов и родителей. Только в совместной постоянной и систематической работе можно добиться положительных результатов. Работу по развитию мелкой моторики рук у детей нужно начинать как можно раньше с младенческого возраста. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в ЦНС. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – у кишечника. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени, почек, а мизинца – на работе сердца.
Самомассаж с использование нетрадиционного материала дает заряд положительных эмоций, развивает мелкую моторику рук, стимулирует мыслительные функции, речь, а также готовит руку ребенка к письму.
К игровым упражнениям с использование нетрадиционного материала для самомассажа относиться: массаж с мячиками-ёжиками, прыгунками, шестигранными карандашами, грецкими орехами, бусами, чётками, прицепками, пуговицами, макаронными изделиями, массажной расческой, зубной щеткой и т.д.
Кроме игр и упражнений, развитие ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание, бисероплетение.
Таким образом целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интеллектуальных способностей, речевому развитию, сохранению психического, физического здоровья ребенка.
В своей работе я использовала пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры.
Они положительно влияют на развитие речи, а также переключают малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. Они побуждают детей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить.
Также применила пескотерапию.
Полный вариант статьи во вложении (pdf, 346Kb)
Скачать вложение