Путешествие в Звукоград
Автор: Крутова Инна Александровна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 8» г. РязаниКонспект НОД для детей подготовительной группы ( 6-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Тип занятия: повторение
Цель: систематизация знаний по теме: Гласные звуки (а), (у), (о), (и), (э), (ы)
Задачи:
Обучающие: закреплять умения
- различать гласные звуки (а), (у), (о), (и), (э), (ы);
- выделять эти звуки в словах и обозначать их символами;
- чётко артикулировать звуки в слогах, словах;
- делить слова на слоги, соотносить их с порядковым числительным (цифра).
Развивающие:
- способствовать развитию внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти.
Воспитательные:
- способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование, презентация - картинки звуковые человечки, картинки на звуки, картинка города Звукоград, звуковая таблица, картинка- взрослые заблудились в лесу, картинки одно, двух, трёх, четырёх этажных домов, мяч, указка, цифры от 1 до 4 прикреплённые на палочках, игрушки куклы с буквами а, у, о, и, э, звуковая запись сказки о гласных звуках, раздаточный материал- флажки с символами звуков (а), (у), (о), (и), (ы), (э), 4 картинки в маленьком конверте на звуки (а), (у), (о), (и), (э) на каждого ребёнка, одна картинка с предметом посуды в большом конверте на каждого ребёнка.
Ход занятия
1.Организационный момент: Приветствие. Дети встают полукругом
Логопед:
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай.
Логопед: Мы с вами отправимся в город Звукоград. Место в вагончике можно занять, если правильно ответите на мои вопросы?
- Что такое звук?
- Какие гласные звуки мы с вами знаем?
- Почему они называются гласные?
- Каким цветом они обозначаются?
Слайд №1 город Звукоград
- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы. Занимайте свои места, отправляемся в путь! (Звучит музыка). Вот мы и приехали. Остановка. Давайте выйдем из своих вагончиков. Кто же нас встречает?
2. Перед детьми мальчики – звуковички слайд №2
Вы их узнали? Это- гласные звуки. Дети называют каждый звук, опираясь на положение губ звуковичков (уточняется артикуляция звуков)
«А»- рот широко открыт, «У» - губы трубочкой, «И»- губы в улыбке зубы заборчиком, «О» - губы овальчиком, «Э» - губы смеются, «Ы» - рот приоткрыт, язык находится глубоко во рту.
Давайте поприветствуем мальчиков, покажем им, что мы их узнали.
Присаживайтесь на свои места. Возьмите флажки с символами, которыми мы обозначаем звуки а, о, у, и, э. ы.
Инструкция: Вспоминаем произношение каждого звука и показываем соответствующий флажок.
Логопед: указкой показывает на звуковичка, дети поднимают соответствующий флажок символ.
Слайд №3 картинки на звуки
3. Игра « Подними нужный флажок»
Логопед: Играем в игру «Подними флажок»
Инструкция:
- Я назову вам слово, вы подумайте, какой гласный стоит в этом слове, и поднимите соответствующий флажок.
Вы молодцы! Отлично справились с заданием!
Слайд №4 Улыбающийся смайлик
Слад №5 Девушка и парень заблудились
Логопед: Посмотрите, дети, а вот люди. Как вы думаете, что с ними случилось? (они заблудились) И они кричат о помощи? как? (ау). Они заметили вас и кричат вам. Сколько звуков вы услышали? Какой первый, второй? Какие флажки нам помогут обозначить эти звуки? Положите их перед собой. Какая тёплая встреча получилась. Молодцы!
Слайд №6 Слоговая таблица
5. Чтение звуков по таблице
АУ |
ОА |
АЭ |
АЫ |
УА |
УЭ |
УО |
УЫ |
АОУ |
ЭЫИ |
УИЭ |
ИЫУ |
ЭИ |
АУ |
АО |
ОА |
ЫО |
ЫУ |
ЫА |
ЫЭ |
Инструкция:
- Давайте вместе весело произнесём эти звуки, а поможет нам в этом таблица.
6. Игра «Подари картинку»
Логопед: Мы приехали в город Звукоград не с пустыми руками, а привезли с собой картинки. Давайте подарим их девочкам.
Инструкция:
- Не перепутайте гласный звук в начале слова на ваших картинках и первый звук в имени девочки должен быть одинаковым.
- Молодцы! Все правильно справились с заданием, а теперь отдохнём и выполним физкультминутку.
Физкультминутка
Мы, весёлые ребята,
Любим, петь и танцевать,
Звуки наши всем знакомы
Просим их пропеть для нас:
А-А-А-А-У-У-У-У.
Мы ведь тоже акробаты,
Также можем танцевать,
Веселиться и играть.
Что же стоит нам с тобою
Просто звуки показать
О-О-О-И-И-И-Э-Э-Э
Мы на многое способны.
Мы решительны, стройны,
Даже звук мы – ы - покажем
Мы ведь просто молодцы!
Фонетическая ритмика звуков (а), (у), (и), (о), (э), (ы).
7. Игра: »Определи слоги»
В городе Звукограде несколько домов
Слайд-№7-Разные дома
Дети называют дома (одноэтажный, двухэтажный, трёхэтажный, четырёхэтажный)
Логопед: В доме по№1 живут слова, в которых один слог, в доме под№2-слова с двумя слогами, в доме под№3- слова, в которых три слога, в доме под №4- слова с четырьмя слогами.
Инструкция: Внимательно посмотрите на свои картинки, подумайте и поместите их в дом под соответствующим номером.
Дети, а что обозначают эти слова (это названия предметов посуды). Оказывается, мальчики звуковички тоже пользуются этой посудой.
8.Итог занятия
Логопед: Вот и подошла к концу наша поездка.
- Что же интересного мы узнали в этой поездке?
- Какие игры вам запомнились?
- Давайте закончим наше занятие гласной сказкой.
Аудиозапись:
Послушай сказку, мой дружок.
Он утром с солнышком вставал
И песни звуки напевал.
Широко откроет рот,
Песню первую споёт – А
Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за крылечком - О
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоёт он дудочкой - У
Если вдруг ворчать начнёт.
Тут уж каждый запоёт-Ы
Любит голосок резвиться,
Любит голосок дразниться.
Он тогда кричит тебе:
Ну- ка, спой мне песню - Э.
Спел ты песенку красиво.
Только гласные твои
Загрустят без звука - И.
Вот какие гласные,
Гласные прекрасные.
Звуки-буквы все подряд,
Прочитай-ка этот ряд: АОУ И ЫЭ.
Полный вариант статьи с презентацией и материалами к занятию во вложении (zip, 3MB)
Скачать вложение