Путешествие водяной капельки
Автор: Котова Галина Геннадьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 "Чебурашка" муниципального образования-городской округ город Скопин Рязанской областиЗанятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
Цель: формирование представлений о круговороте воды в природе посредством организации познавательно-исследовательской деятельности
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»; активизировать речь детей по теме занятия, обогатить словарь (круговорот воды, исследователь, испарение).
- Воспитывать умение сотрудничать в процессе совместной деятельности.
- Развивать навык общения со сверстниками при составлении модели «Круговорот воды в природе»
Предварительная работа:
- Проведение опытов по определению состояний воды.
- Рассматривание иллюстраций по теме «Вода».
- Отгадывание загадок по теме «Вода в природе»
- Чтение стихотворений С. Джуса «Дождевые капельки», О.Скворцовой «Тучка по небу летала».
- Дидактические игры: « Где живет вода?», «Какой бывает вода?»
Оборудование:
- мягкая игрушка Капитошка ;
- 2 емкости, термос с нагретой водой, штатив, металлическая пластина в форме тучки, плоскостное изображение солнца, проектор, слайды с изображением планеты Земля;
- наборы цветных карандашей, альбомные листы, медали в форме капли (по количеству детей).
План проведения:
1. Организационный момент (мотивация).
2. Ознакомление с новым материалом (опытно-экспериментальная деятельность).
3. Физкультминутка.
4. Закрепление материала (самостоятельная практическая деятельность детей).
5. Подведение итога.
I часть - введение в игровую ситуацию
Воспитатель:
Дети, хотелось бы вам отправиться в путешествие?
Предполагаемые ответы детей: да, хотелось.
Воспитатель:
Что нового можно увидеть в путешествии?
Предполагаемые ответы детей: новые страны, природу, людей, явления.
Воспитатель:
Скажите, как называют человека, который много путешествует, бывает в разных местах, исследует неизвестные явления?
Предполагаемые ответы детей: путешественник, исследователь
Воспитатель:
К нам в гости сегодня пришла водяная капелька. Ее зовут Капитошка, она - путешественница, знает много интересных историй. Капитошке нужна наша помощь. Она побывала в разных местах, и теперь капельке очень хочется вернуться домой. Но, вот беда, она не знает, как это сделать. Как вы думаете, мы сможем ей помочь?
Предполагаемый ответ детей: да, конечно.
Воспитатель:
Ну, что ж, Капитошка, расскажи нам свою историю, мы будем внимательно тебя слушать.
(Аудиозапись звуков воды в природе)
Капитошка:
Когда-то я была маленькой водяной капелькой. Я плескалась в речке, была чистой и прозрачной. Хотелось мне отправиться в путешествие. И однажды моя мечта сбылась. В жаркий летний день солнце припекало так сильно, что вода в реке стала теплой и начала испаряться. Я вместе с другими водяными капельками поднималась все выше и выше в небо. Капли испарились и превратились в пар, стали тучкой. В большой туче множество капелек стали путешествовать по небу. Ветер подгонял тучу, и она улетела далеко от той речки, где я была раньше. И вот теперь я хочу вернуться домой, но не знаю, как это сделать. Помогите мне, ребята!
Воспитатель:
Дети, вы хотите увидеть, как капелька отправилась в свое путешествие и помочь Капитошке вернуться домой?
Предполагаемые ответы детей: да.
Капитошка:
Тогда приглашаю всех вас в исследовательскую лабораторию.
Воспитатель:
Вначале вспомним правила исследователей.
Предполагаемые ответы детей: быть внимательными, аккуратными, соблюдать правила безопасности, не пробовать незнакомые вещества на вкус. При необходимости воспитатель дополняет ответы детей.
Воспитатель:
Проходите к столам. Нам необходимо надеть резиновые фартуки и нарукавники.
IIчасть - экспериментирование
Опыт: На столе 2 емкости, в одной налита холодная вода. Воспитатель предлагает детям потрогать стенки емкости руками (дети определяют, что они холодные). Затем опускают руки в воду, делают вывод, что налитая в емкость вода тоже холодная.
Воспитатель показывает детям изображение солнца.
Вспомните, что произошло с водяными каплями, когда солнце нагрело воду?
Предполагаемые ответы детей: они испарились и превратились в пар.
Воспитатель:
Когда солнце нагрело воду, она сделалась очень теплой ,такой же, как вода в термосе. Показывает детям термос с нагретой водой, напоминает правила безопасного поведения и наливает нагретую воду во вторую емкость. Дети рассматривают поднимающийся пар, устанавливают при помощи штатива над паром холодную металлическую пластину в форме тучки. Дети обращают внимание на образовавшиеся на пластине водяные капли. Делают вывод:
Вода при нагревании превращается в пар и поднимается вверх. При остывании вновь превращается в воду.
Капитошка:
Так и я оказалась в тучке высоко в небе, увидела всю нашу прекрасную Землю. Дети, а вам хотелось бы посмотреть на Землю с высоты?
Предполагаемые ответы детей: да, хотелось.
Воспитатель:
У меня есть помощник, благодаря которому мы сможем увидеть всю нашу планету. Отгадайте загадку и вы узнаете, что это.
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны.
Предполагаемый ответ детей: глобус.
Воспитатель:
Правильно, это глобус.
Дети, а что такое глобус?
Предполагаемый ответ детей: уменьшенная модель Земли.
Воспитатель:
Верно, давайте рассмотрим его внимательно. Какие цвета вы видите на глобусе?
Предполагаемые ответы детей: синий, желтый, зеленый, коричневый.
Воспитатель:
Скажите, а какого цвета на глобусе больше всего?
Предполагаемые ответы детей: синего и голубого.
Воспитатель:
Как вы думаете, что показано на глобусе синим цветом?
Предполагаемый ответ детей: вода.
Воспитатель:
Правильно, видите, как много воды на нашей планете.
Посмотрите, как красиво выглядит наша планета с высоты.
(показ слайдов с изображением Земли)
Капитошка:
Да, наша Земля очень красива! Но теперь мне хочется вернуться в родную речку.
Воспитатель:
Дети, как может Капитошка из тучки попасть на землю?
Предполагаемый ответ детей: в виде дождя, вместе с другими водяными каплями.
Воспитатель:
Правильно, теперь Капитошка знает, как ей вернуться домой. Пролилась тучка дождем, побежала ручейком, и возвратилась в речку. Давайте представим себе, что и мы вместе с капелькой очутились в речке и немного поплаваем.
III часть - физкультминутка
К речке вместе мы спустились(приседают)
Наклонились и умылись (выполняют движения)
Хорошо мы освежились (машут ладонями перед лицом)
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз – это брасс (выполняют движения)
Одной, другой – это кроль (выполняют движения)
Вышли на берег крутой (шагают)
И отправились домой.(повторить 2 раза)
Дети садятся за столы.
IV часть - закрепление знаний
Воспитатель:
А теперь мы с вами зарисуем путешествие капельки при помощи схемы превращения.
Вспомните, где была Капитошка до того, как отправилась в путешествие.
Предполагаемый ответ детей: в реке.
Воспитатель:
Что помогло капельке превратиться в тучку?
Предполагаемый ответ детей: солнце.
Воспитатель:
Чем стала капелька, поднявшись в небо?
Предполагаемый ответ детей: тучкой, водяным паром.
Воспитатель:
Куда вернулась Капитошка, окончив свое путешествие?
Предполагаемый ответ детей : в речку.
Воспитатель:
Нарисуйте схему путешествия Капельки.
На альбомных листах дети рисуют схему проведенного опыта.
V часть- подведение итога
Воспитатель:
Так путешествует вся вода на Земле. Солнце нагревает воду в водоемах, она превращается в пар. В виде пара крошечные капельки воды поднимаются в воздух. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух, и пар снова превращается в воду. Образуются облака и тучи. Когда водяных капель в них собирается много, они становятся тяжелыми и выпадают на землю в виде дождя . Стекают в моря и океаны, реки и озера. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Дети, что нового вы узнали?
Предполагаемые ответы детей: как вода поднимается в небо.
Воспитатель:
Что для вас было самым интересным?
Предполагаемые ответы детей: проведение опыта.
Воспитатель:
Теперь, при помощи схемы превращения вы можете рассказать своим родителям о круговороте воды в природе.
Капитошка:
Спасибо вам, дети за помощь. Я дарю вам на память волшебные капельки.
Капитошка дарит детям медали в форме водяной капли.
Используемая литература :
1. Менщикова Л. Н., «Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет из опыта работы», Издательство «Учитель» 2009 г.,
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.,
3. Скоролупова О.А., «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». Издательство «Скрипторий 2003» 2005 г.,
4. Тугушева Г. П. ., Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста». Издательство «Детство – пресс» 2-е издание 2007г.
Скачать вложение