Рабочая программа воспитателя дошкольной образовательной организации как механизм проектирования педагогической деятельности
Автор: Виноградова А. Н., ст. преподаватель кафедры дошкольного и начального образования РИРО; Силкина Е. В., зам. заведующей по ВМР МБДОУ «Детский сад № 71» г. Рязани1 января 2015 года вступает в силу профессиональный стандарт педагога, который призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию и мотивировать на постоянное повышение квалификации. Расширяя границы свободы воспитателя, данный документ одновременно повышает его ответственность за результаты и качество труда, предъявляя требования к его квалификации с критериями ее оценки.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса, выделяя такие трудовые функции, как обучение, воспитательная и развивающая деятельности. Выполнение названных видов педагогической деятельности требует наличия у воспитателей ДОО конструктивно-технологических умений:
- в проектировании образовательной деятельности в группе детей соответствующего возраста;
- в проектировании занятий, ситуаций, событий;
- в проектировании и реализации воспитательных программ;
- в проектировании и реализации рабочих программ в рамках основной общеобразовательной программы и пр.
Поскольку в профессиональном стандарте педагога разработка «программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы» выделена в качестве одного из основных трудовых действий, вопросы: «Нужна ли рабочая программа воспитателю? Заменяет ли она план его работы?» – отпадают сами собой. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет, рабочую программу в системе образования как части комплекса основных характеристик образования и структурную единицу учебно-методической документации.
Существует большое количество методических рекомендаций, в которых выделены основные подходы к структуре и содержанию рабочей программы, например, учителя начальных классов. Однако в нормативных документах нет однозначного определения понятия и не обозначены требования к ее структуре и содержанию для воспитателя ДОО. Поэтому педагогический коллектив вправе самостоятельно выбрать форму рабочей программы. При этом важно помнить, что она должна быть, с одной стороны, соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, а с другой – должна учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности конкретной группы детей.
Что же такое рабочая программа? Какова ее структура? Насколько структурно и содержательно рабочая программа учителя применима к деятельности воспитателя?
Итак, рабочая программа учителя – индивидуальный инструмент педагога, в котором отражены наиболее эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС НОО.
На наш взгляд, рабочая программа учителя может служить приемлемым ориентиром для воспитателя. Рабочая программа воспитателя также должна определять наиболее оптимальные и эффективные для конкретной группы детей содержание, формы, методы, приемы организации образовательного процесса с целью получения планируемого результата, который на этапе дошкольного образования представлен в виде целевых ориентиров, социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка.
Воспитатель проектирует рабочую программу не для учебных курсов, а по направлениям развития личности детей дошкольного возраста: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. При этом по каждому направлению развития личности дошкольника может быть создана как одна, так и несколько рабочих программ.
Например, образовательная область «Познавательное развитие» представлена в ФГОС ДО достаточно содержательно, поэтому внутри этой области могут существовать несколько рабочих программ: по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, по формированию целостной картины мира и расширению кругозора и др.
Рабочая программа составляется воспитателем или воспитателями одной возрастной группы для определенной возрастной группы детей на учебный год. Она обязательно проверяется методистом (старшим воспитателем) дошкольной организации. Решение о ее реализации в образовательном процессе принимается на педагогическом совете и утверждается заведующей ДОО (указывается дата, номер протокола заседания). Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом (старшим воспитателем) и утверждены руководителем ДОО.
При составлении рабочей программы воспитателя учитываются такие факторы, как состояние здоровья воспитанников, уровень их способностей, характер мотивации, воспитательные потребности и др.; состояние методического и материально-технического обеспечения ДОО; цели и задачи основной образовательной программы дошкольной организации.
Существует несколько способов составления педагогами рабочей программы:
1. Рабочая программа базируется полностью на основе авторской программы, например, программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки». В этом случае педагог составляет только календарно-тематическое планирование.
2. Рабочая программа составляется на основе авторской программы с изменениями (не более 20%). При этом в пояснительной записке необходимо указать, какие изменения внесены, по какой причине.
3. Рабочая программа составляется полностью педагогом, но тогда потребуется проведение ее внешней и внутренней экспертизы.
4. Рабочая программа составляется на основе основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (ООП ДОО) для детей определенной возрастной группы. При этом воспитатель может взять часть ООП ДОО, где подробно описывается содержание работы по пяти образовательным областям для группы детей соответствующего возраста, и спроектировать на этой основе педагогическую деятельность с учетом интеграции образовательных областей, видов деятельности детей в виде комплексно-тематического и календарно-тематического планирования.
Рабочая программа воспитателя – это комплексный документ, выполняющий следующие функции:
- нормативную, то есть она является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, так как определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть она фиксирует состав элементов содержания, необходимых условий для создания социальной ситуации развития воспитанников, а также определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия развития и воспитания;
- диагностическую, которая выявляет уровни усвоения элементов содержания в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Надеемся, что представленные в данной статье рекомендации помогут педагогам выделить основные подходы к структуре и содержанию рабочей программы и снять затруднения, возникающие при ее проектировании.
Структура программы является формой представления работы воспитателя как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации образовательной деятельности по основным направлениям развития дошкольников, и включает в себя следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.
Опираясь на примерную структуру рабочей программы учителя (титульный лист; пояснительная записка; планируемые результаты освоения программы; система оценки планируемых результатов; содержание программы; учебно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы), составим примерную модель рабочей программы воспитателя ДОО.
Поскольку наибольшую трудность вызывает у воспитателей проектирование таких структурных элементов программы, как учебно-тематическое и комплексно-тематическое планирование, рассмотрим их подробнее.
На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование ДОО; где, когда и кем утверждена рабочая программа;
- название рабочей программы; возраст детей, на который рассчитана программа; срок реализации рабочей программы;
- Ф.И.О., должность автора(ов) рабочей программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа; год разработки рабочей программы.
1. Целевой раздел рабочей программы включает:
- пояснительную записку, в которой следует указать:
- соответствие рабочей программы реализации ООП ДОО;
- на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработан данный документ;
- внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;
- используемый методический комплект (в соответствии с ООП ДОО);
- планируемые результаты освоения программы – структурный элемент программы, определяющий основные компетенции, которыми получат возможность овладеть воспитанники в процессе реализации воспитательно-образовательной программы в данной группе.
Педагогическая диагностика должна содержать средства оценки планируемых результатов:
- описание объекта, форм, периодичности и содержание оценки планируемого результата освоения программы по данному разделу (образовательной области);
- паспорт диагностики, включающий краткую, в виде таблицы, характеристику структуры диагностики;
- набор экспертных (диагностических) карт с объяснением системы оценки деятельности детей;
- итоговые таблицы для заполнения воспитателями групп, позволяющие увидеть сравнительные результаты каждого ребенка и уровень освоения образовательной программы в целом группой воспитанников, для последующего решения образовательных задач с целью индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей по программе.
2. Содержательный раздел программы – структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Содержательный раздел программы может быть представлен комплексно-тематическим планированием, объединяющим содержание программы и учебно-тематический план.
Комплексно-тематическое планирование работы с детьми, как правило, объединяет содержание разных образовательных областей вокруг темы, задающей общий смысловой контекст, освоение которой рассчитано на неделю (или несколько недель). Пример оформления комплексно-тематического планирования приведен в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Дата по плану (образовательная область) |
Тема |
Задачи |
Содержание занятий |
Содержание форм и видов деятельности вне занятий
|
Взаимодействие с родителями, специалистами
|
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Организационный раздел программы содержит:
- учебно-тематический план – структурный элемент программы, отражающий последовательность ее разделов, распределение часов по темам, занятиям, экскурсиям и т. д. Примерный вариант написания учебно-тематического плана приведен в таблице 2.
- перечень необходимого материально-технического обеспечения рабочей программы для детей определенной возрастной группы;
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий и т. д.);
- методические рекомендации по проведению разных типов и видов занятий, игр и т. д.;
- дидактический материал, анкеты, картотеки игр, авторские разработки занятий, диагностический материал.
В списке литературы указываются материалы методического комплекта (пособия и т. д.), рекомендуемые для воспитателя печатные и электронные источники (методические рекомендации по изучению методики).
Таблица 2
№ п/п |
Дата |
Раздел, тема |
Формы и виды деятельности |
Взаимодействие с родителями и специалистами |
Кол-во часов |
| ||
План |
Образовательная область |
| ||||||
Занятия (образовательные ситуации) |
Формы и виды деятельности вне занятий |
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основании учебно-тематического, комплексно-тематического планов воспитатель ДОО проектирует и реализует ежедневное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе детей соответствующего возраста.
Как мы видим, рабочая программа воспитателя дошкольной образовательной организации, где содержательно отражаются цели современного дошкольного образования, – это инструмент проектирования педагогической деятельности, который способствует повышению качества образования и реализации стратегии дошкольного образования.
Скачать вложение