РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Разговор о пожарной безопасности

Автор: Бердникова Надежда Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад№4», г. Рязань

Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Дети дошкольного возраста в силу своей повышенной любознательности, открытости и доверчивости особенно уязвимы ко всему, что происходит вокруг. В процессе познания окружающего мира они часто попадают в ситуации, которые негативно отражаются на их жизни и состоянии здоровья. Дошкольный период – важный этап формирования личности и заложения основ опыта жизнедеятельности. Поэтому, главная задача взрослых - не просто оберегать и защищать детей, а помочь им сформировать умения для правильного и безопасного поведения на улице, дома и в природе.

Не вызывает сомнений, что обучение дошкольников основам безопасности является актуальным в современном мире. И одним из важных вопросов, на который следует обратить внимание – это пожарная безопасность для детей. Т.к. из-за детской шалости, бывают случаи возникновения пожара. Поэтому задача взрослого – уберечь детей от бед и дать им необходимые знания и умения об осторожном обращении с огнём, о том, как правильно обращаться с бытовыми и электроприборами, а также познакомить с правилами поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций и закладывать основы здорового образа жизни.

Поэтому не случайно одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС ДО, [8] является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Основная задача ФОП ДО в этой образовательной области по формированию безопасного поведения у дошкольников от 6 до 7 лет - формирование представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения. Ей необходимо уделять особое внимание, чтобы сформировать у детей основы правильного поведения в разных жизненных ситуациях, поддерживать, сохранять и укреплять их здоровье. Поэтому в детских садах необходимо в доступной форме давать детям первоначальные знания по пожарной безопасности.

Работа по формированию основ пожарной безопасности проводилась с детьми со старшей группы и была построена на основе: программ «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., «Безопасность» (Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.), [3] а также использовала методические пособия: Т.А. Шорыгина» «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» [9] и «Формирование основ безопасности у дошкольников» (Белая К.Ю.). [2]

В своей работе я использую разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности: дидактические, словесные, подвижные игры («Причины пожара», «Да и Нет». «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару», «Топаем, хлопаем», «Пожарные и искорки», «Продолжи предложение» и др.); была подобрана детскую художественную литературу по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения при пожаре (Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И. Чуковский «Путаница», Б. Житкова «Пожар», «Пожар в море», «Дым» и др.); был проведен ряд занятий по ОБЖ ( «Спички детям не игрушка», «Для чего нужен огнетушитель», «Пожарные спешат на помощь», «Внимание: электроприборы!» и др.). [4]

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделялось и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Таким образом, обучение детей основам пожарной безопасности, действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который требует особого внимания.

Тема: «Разговор о пожарной безопасности»                         

Цель: создание условий для усвоения и закрепления представлений воспитанников о правилах пожарной безопасности.

Задачи:

- закрепить знания о пожароопасных предметах;

- систематизировать имеющиеся представления о правилах поведении во время возгорания;

- познакомить с правилами оказания первой помощи при ожоге;

- познакомить детей с особенностями пожарной формы;

- закрепить алгоритм обращения в пожарную службу;

- формировать представления о полезных и вредных свойствах огня;

- развивать умение наблюдать, давать правильную оценку предмету (пожарная перчатка) в процессе опытно-экспериментальной деятельности;

- развивать логическое мышление, посредством ТРИЗ;

- воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материалы и оборудование: колокольчик, спички, винтик, перчатка пожарного, таз с водой, шкатулка и листочки с вопросами, картинки, с изображением огня.

Раздаточный материал: картинки с изображением спичек, красный круг из картона, красная полоска из бумаги, клей.

Активизация словаря: пожароопасные предметы, возгорание, ожог, пожарная служба.

Предварительная работа:

-  Творческие мастерские: аппликация на тему «Огнетушитель», конструирование «Пожарная машина будущего».

- Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».

- Дидактические игры «Опасные предметы – источник пожара», «Опасно – не опасно», «Пожарная мозаика», «Если случилась беда».

- Подвижные игры: «Огненный Дракон», «Вода и огонь», «Птенчики в беде».

- Отгадывание загадок и обсуждение пословиц на тему пожарной безопасности.

- Чтение художественной литературы: А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», С. Маршак «Пожар», В. Житков «В дыму», «Пожарные собаки».

Ход образовательной деятельности:

Мотивационный этап:

(Воспитатель собирает детей в круг при помощи колокольчика.)

Воспитатель: Звени, колокольчик, собирай ребят в кружочек!

Воспитатель: Ребята, с добрым утром! Девочки, как ваше настроение? Мальчики, а как ваше настроение? Хотите, я сделаю его еще лучше? Ловите от меня радостинки! (Делает вид, что бросает детям радостинку, дети делают вид, что поймали.) Пусть этот день принесет вам только радостные моменты!

(Дети рассаживаются по местам, воспитатель обращает внимание на разбросанные в группе спички, некоторые из них обожженные.)

Воспитатель: Ах, ребята, что это? Неужели, кто-то из вас играл со спичками?

Дети: Нет.

Воспитатель: Можно ли играть со спичками? К чему это может привести?

Дети: К пожару.

Воспитатель: Если вы не играли, тогда кто же разбросал спички в нашей группе? (Раздается тихий плач, воспитатель находит в группе болтик – фиксик, делает вид, что прислушивается.)

Ориентировочный этап

Воспитатель: Что-что? Нолик, это ты? Ребята, а фиксики и правда существуют! Нолик, зачем ты играл со спичками? Разве ты не знаешь, что это может быть опасно? (Включается экран проектора, появляется изображение Дедуса, который рассказывает об опасности огня, потом появляются другие фиксики с заданиями.)

Исполнительный этап:

слайд 2

Воспитатель: Нолик, ты все запомнил? Ребята, а вы?

Дети: Да.

Воспитатель: Какие пожароопасные предметы вы знаете? (Называют.)

Воспитатель: Посмотрите на экран, эти ребята находились дома одни, но не подозревали, какие опасности могут их поджидать.

слайд 3

Воспитатель: Это история девочки Кати. Пока мамы не было дома, Катюша решила сделать ей сюрприз и приготовить борщ. Но случайно обожглась! Чтобы сделали вы, оказавшись в такой ситуации?

Дети: Поливать ожог холодной водой.

Воспитатель: Во многом вы правы, ребята, посмотрите, что нужно делать при ожоге.

Итак, в первую очередь, немедленно охладить пораженную поверхность кожи. Поможет холодная вода, нужно поливать обожжённый участок примерно 10-15 минут. Обратите внимание, что лед при ожоге использовать категорически нельзя!

После охлаждения необходимо накрыть место ожога чистой сухой тканью и забинтовать.

Воспитатель: Ребята, а как еще можно получить ожог?

Дети: Разлить горячий чай, гладить белье, при разведении костра…

Воспитатель: Ожоги могут быть разной степени, порой, они могут привести к ужасным последствиям. По этой причине каждому из нас важно знать правила оказания первой помощи!

слайд 4

Воспитатель: А, это история мальчика Павлика. Он был дома один во время сильной грозы, в его балкон ударила молния, и он загорелся. Квартира молниеносно заполнилась дымом. Ребята, как бы вы поступили в такой ситуации?

Дети: Нужно его потушить.

Воспитатель: И вновь вы правы, ребята! Итак, если вы заметили небольшое возгорание, попытайтесь его потушить! Вода – лучший способ.

Если огонь сильно большой, нужно немедленно покинь квартиру! При этом важно плотно закрыть входную дверь. Помните, выбираясь из задымленного помещения, нужно обязательно прикрыть рот и нос влажной тканью и двигаться в полуприсяде. (Продемонстрировать.)

Покинув квартиру, нужно срочно вызвать пожарных.

Кто расскажет, как это правильно сделать?

слайд 6

Дети:

- Набрать номер службы спасения (112 либо 001).

- Рассказать о причине возгорания.

- Назвать домашний адрес.

Воспитатель: Ребята, но бывают такие случаи, когда покинуть квартиру невозможно, что делать в этом случае?

Дети: Вызвать пожарных, закрыться в другой комнате, не открывать окна, привлечь внимание прохожих через стекло.

Воспитатель: Молодцы, обратите внимание, что категорически запрещено прятаться под кроватью или в шкафу!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пожарные не боятся огня? Ведь они такие же люди, как и мы с вами?

Дети: У них есть костюм.

слайд 7

Воспитатель: Вы правы, секрет заключается в их костюме. Их изготавливают из специальной ткани, которая не пропускает ни жар, ни воду. Хотите в этом убедиться? Один мой знакомый пожарный дал мне свою перчатку. Наденьте ее и опустите руку в воду.

Воспитатель: Что вы почувствовали, ребята?

Дети: Перчатка не промокла.

Воспитатель: Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, выбирающий профессию пожарного?

Дети: Они должны быть смелыми, мужественными, ответственными и сильными.

Воспитатель: Мой знакомый пожарный рассказывал, что пожарные тренируются каждый день! Хотите, покажу часть их тренировки?

Физкультминутка.

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Будет прок – мы точно знаем!

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть! В этой шкатулке есть вопросы, вытягивайте листочек и отвечайте на него. (см. Приложение 1)

(дети по очереди достают листочки, воспитатель зачитывает их, дети отвечают)

Воспитатель: Вы прекрасно справились, ребята! Сегодня мы осветили вопросы об опасности огня, но ведь он приносит не только вред, но и пользу! Давайте вспомним, чем хорошо и плох огонь.

ТРИЗ – игра «Хорошо и плохо»

(игра проводится в кругу, дети передают друг другу картинку с изображением огня и объясняют, чем хорош и плох огонь – можно через одного: 1 ребенок – «Огонь – это хорошо», 2 ребенок – «Огонь – это плохо»)

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель: Ребята, с чего начался наш разговор, вы помните? (с того, что Нолик играл со спичками) Я предлагаю вам сделать специальные таблички, напоминающие о том, что нельзя играть с огнем. Пусть все ребята об этом помнят.

(дети выполняют творческую работу: аппликация «Спички детям не игрушка – на красный круг наклеивают изображение спичек и полоску, которая его пересекает)

Рефлексивный этап:

Воспитатель: Ребята, прекрасные работы! Раздадим их во все группы в нашем детском саду. Давайте подведем итоги. Чем вам запомнилось сегодняшнее утро, какие события произошли? (ответы детей)

Как нужно действовать во время пожара?

Что делать, если получили ожог?

Как вызвать пожарную службу?

Какие предметы в доме представляют опасность возгорания?

Ребята, вы большие молодцы! Помните эти правила, они могу спасти жизни вам и вашим близким!

Перспективный этап:

Воспитатель: Ребята, а, чтобы больше узнать о профессии пожарного, я предлагаю вам в свободное время рассмотреть книги «Пожарные и спасатели». [5] Из них вы ещё больше узнаете о профессии этих смелых людей.

Список источников:

1. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: 2021. – 250 с.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.

3. Веракса Н. Е. Программа «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с.

4. Саво И.Л. Пожарная безопасность в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 224 с.

5. Симон Ф. Пожарные и спасатели. – СПб.: Махаон, 2024. – 96 с.

6. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Методические материалы к ФОП ДО (парциальная программа). ФОП. ФИРО. ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2024. – 160 с.

7. Ульева Е.А. Главные правила безопасности. Энциклопедия для малышей. – Ростов н/Д.: Феникс-Премьер 2021. – 96 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс].– Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887

9. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5 - 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 191 с.

Конспект во вложении.

Материалы к конспекту



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru