Разминание материала (кинетический песок, тесто, пластилин, глина, ягоды рябины)
Автор: Петунина Елена Вячеславовна, учитель, ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»», г. РязаньКонспект коррекционно – развивающего занятия для детей 7-8 лет с расстройством аутистического спектра, обучающихся по программе ФАОП НОО (вариант 8.4)
Аннотация
На занятии формируются умения ребенка с РАС разминать предложенный материал (кинетический песок, пластилин, глину, ягоды рябины). Дети упражняются в восприятии качества материала (теплый, холодный, тянучий, сухой, влажный, гладкий, мягкий), текстуры материала, различие по цвету. Повторяют цвета (пластилин желтый, ягоды рябины красные, тесто белое). На занятии у детей развивается произвольное восприятие, путем наблюдения за деятельностью учителя. Формируется зрительное восприятие, внимание, мелкая и артикуляционная моторика.Устанавливается визуальный контакт с педагогом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня». Развивается память через восприятие этапов работы по речевым инструкциям , коррегируется эмоционально-волевая и коммуникативная сфера через совместную работу. Воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, через командную работу, аккуратность. Самостоятельность в рамках предметно-практической деятельности.
Тема: «Разминание материала (кинетический песок, тесто, пластилин, глина, ягоды рябины)»
Цель: формирование умения разминать предложенный материал.
Задачи:
Обучающиее:
1. Обучать ориентировки в пространстве класса;
2. Упражнять в восприятии качества материала (тёплый, холодный, тягучий, сухой (пластилин), влажная (глина), твёрдый, мягкий, гладкий, текстура, по цвету).
3. Повторить цвета (пластилин жёлтый, ягоды красные, тесто белое, кинетический песок красный)
4. Повторить материалы, необходимые для разминания на занятии (тесто мягкое, гладкое, белое, тёплое, липкое, ароматное, глина влажная, холодная, липкая, пластилин холодный, липкий, твёрдый, жёлтый, рябина маленькая, гладкая, красная ароматная)
5. Упражнять в разминании материала (тесто, кинетический песок, пластилин, ягоды рябины) двумя руками;
6. Повторить цвета: белый, зелёный, красный, желтый.
Коррекционные:
1. Развивать произвольное внимание, зрительное восприятие путем наблюдения за деятельностью учителя.
2. Развивать память через воспроизведение этапов работы по речевым инструкциям учителя.
3. Развивать мелкую и общую моторику через физкультминутки, предметно-практическую деятельность.
4. Корригировать эмоционально-волевую и коммуникативную сферу (через совместную работу).
Воспитательные:
1. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу (через командную работу);
2.Воспитание аккуратности, самостоятельности (в рамках предметно – практической деятельности).
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: демонстрация, практическая работа.
Оборудование урока: лотки, фартуки, нарукавники, доски для пластилина, клеёнка для глины, лотки для кинетического песка, лотки для рябины, влажные салфетки, интерактивная доска, глина, кинетический песок, тесто, ягоды рябины, пластилин .
Словарь: глина, кинетический песок, тесто, ягоды рябины, пластилин.
Альтернативная коммуникация: карточки поведения на уроке: сиди правильно; не кричать; слушать учителя; сказать спокойно, этапы урока: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, Правила безопасной работы с материалом: не брать в рот, вымыть руки, не трогать глаза.
Ход занятия:
Этапы |
Длительность |
Деятельность учащегося |
Деятельность учителя |
Примечание |
1.Ориентировка в пространстве класса и повторение правил поведения на уроке и правил безопасной работы с материалами (песком, глиной, пластилином, тесто, ягоды рябина) |
1минута |
Обучающиеся находят свои парты, стулья и садятся.
Обучающиеся за партой располагают в заданной последовательности. Учитель показывает карточки с правилами поведения на уроке правилами безопасной работы с материалами (песком, глиной, пластилином ,тестом, ягодами рябины. Учитель напоминает правила посадки за столом (сиди правильно). |
Учитель просит обучающихся занять свои рабочие места. Учитель показывает карточки с правилами поведения на урокеи правилами безопасной работы с материалами (песком, глиной, пластилином), Учитель напоминает правила посадки за столом (учитель на доске показывает обучающимся карточки с правилами поведения на уроке). Повторим правила поведения на уроке и правила безопасной работы с материалами (песком, глиной, пластилином, тестом, ягодами рябины). |
Карточки правила поведения на уроке (на доске для учителя и на партах для обучающихся). |
2. Работа с расписанием |
2минута |
1. Климков Д. подходит к доске и ставит стрелку напротив карточки коррекционное занятие.
2. Обучающиеся работают в коммуникативных альбомах. Из описания не совсем понятно если это коммуникативный альбом, то почему собираете, ведь впереди целый урок? Может это индивидуальный альбом для визуального расписания? Или что-то иное?
3. Обучающиеся закрывают свои коммуникативные альбомы. |
1. Учитель обращает внимание детей на доску, показывает и озвучивает, какой сейчас урок и просит одного из учеников (Климкова Д.) подойти к доске и поставить стрелку напротив карточки с изображением данного урока. (Дима, поставь стрелку напротив карточки коррекционное занятие) Далее просит ребёнка занять его рабочее место. Хвалит его и говорит: «Молодец!».
2.Работа с коммуникативными альбомами. Учитель раздает обучающимся коммуникативные альбомы и просит приклеить карточку, на которой изображена картинка коррекционного занятия и поставить стрелку напротив этой карточки.
3.Учитель просит обучающихся закрыть альбомы, после чего собирает их. |
На столе лежат коммуникативные альбомы. |
3. Сообщение темы занятия |
1 минута |
|
Сегодня на уроке вы будите разминать разные материалы: кинетический песок, тесто, глину, ягоды рябины. |
|
4. Физкульт минутка |
5 минут |
Обучающиеся повторяют движения за учителем. |
Учитель просит детей и тьютора встать в круг. Капля раз, капля два, капля медленно сперва. Стали капля каплю звать, капля каплю догонять, поскорее зонт откроем, от дождя себя укроем. (повторить 3 раза). |
|
5. Пальчиковая гимнастика |
3-5минут |
Обучающиеся повторяют движения за учителем. |
Учитель просит детей и тьютора повторять действия. Мы капусту жмём, жмём. Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту трём, трём. (3 раза) |
|
6. Практическая работа
|
10 минут |
1.Обучающиеся слушают правила безопасной работы с кинетическим песком. Обучающиеся повторяют действия учителя, разминая кинетический песок двумя руками (с помощью). Учащиеся вытирают руки салфеткой (с помощью).
2. Обучающиеся слушают правила безопасной работы с тестом. Обучающиеся повторяют действия учителя, разминая тесто двумя руками (с помощью). Учащиеся вытирают руки салфеткой (с помощью).
3. Обучающиеся слушают правила безопасной работы с глиной. Обучающиеся повторяют действия учителя, разминая глину двумя руками (с помощью). Учащиеся вытирают руки салфеткой (с помощью). |
1. Учитель повторяет правила безопасной работы с песком. Учитель детям раздаётся латок кинетическим песком. Учитель разминает кинетический песок двумя руками и делает акцент на свойстве песка: шершавый, сыпучий, мягкий, учитель просит повторить обучающихся действие (повторяют данное действие помощью). Учитель вытирает влажной салфеткой руки. Просит обучающихся вытереть руки салфеткой (с помощью) 2. Учитель повторяет правила безопасной работы с тестом. Учитель детям раздаётся латки с тестом. Учитель разминает тесто двумя руками и делает акцент на свойстве теста: гладкое, тёплое, мягкий, имеет запах (ваниль), учитель просит обучающихся разминать тесто (с помощью). Учитель вытирает влажной салфеткой руки. Просит обучающихся вытереть руки салфеткой (с помощью)
3. Учитель повторяет правила безопасной работы с глиной. Учитель детям раздаётся латки с глиной. Учитель разминает глину двумя руками и делает акцент на свойстве глины: гладкая, холодная, влажная, мягкая, без запаха. Учитель просит обучающихся разминать глину двумя руками ( обучающиеся разминают глину с помощью). Учитель вытирает влажной салфеткой руки. Просит обучающихся вытереть руки салфеткой (с помощью).
|
1. на столе лежит лоток с кинетическим песком, после разминания песка, лоток убирается.
2. на столе лежит лоток с тестом, после разминания теста, лоток убирается.
3. на столе лежит лоток с глиной, после разминания песка, лоток убирается.
|
7. Физкульт минутка
|
5 минут |
Обучающиеся повторяют движения за учителем |
Учитель просит детей и тьютора повторять действия. Физкульт минутка Посмотрите, листопад, Листья разные летят. Лист берёзы, Лист рябины, Клёна лист и осины. Листья мы с себя стряхнем, как красиво всё кругом!
|
Включить видео на интерактивной доске. |
8. Практическая работа |
10 минут |
4.Обучающиеся слушают правила безопасной работы с пластилином. Обучающиеся повторяют действия учителя, разминая пластилин двумя руками (с помощью). Учащиеся вытирают руки салфеткой (с помощью).
5. Обучающиеся слушают правила безопасной работы с рябиной. Обучающиеся повторяют действия учителя, разминая глину двумя рябину (с помощью). Учащиеся вытирают руки салфеткой (с помощью). |
4. Учитель повторяет правила безопасной работы с пластилином, показывает карточки. Учитель детям раздаётся доски пластилином. Учитель разминает пластилин двумя руками и делает акцент на свойстве пластилина гладкое, холодный, твёрдый, желтый цвет, без запаха, учитель просит обучающихсяразмять пластилин двумя руками, дети повторяют данное действие (с помощью). Учитель вытирает влажной салфеткой руки. Просит обучающихся вытереть руки салфеткой (с помощью)
5. Учитель повторяет правила безопасной работы с рябиной. Учитель детям раздаётся латки с рябиной. Учитель разминает рябину двумя руками и делает акцент на свойстве рябины маленькая, круглая, съедобная, гладкое, мягкий, пахнет, кислая (положил в рот), учитель просит обучающихся разминать ягоды рябины двумя руками ,дети повторяют данное действие (с помощью).Учитель вытирает влажной салфеткой руки. Просит обучающихся вытереть руки салфеткой (с помощью). |
4. на столе лежит доска с пластилином, после разминания пластилина, лоток убирается.
5. на столе лежит лоток с рябиной, после разминания песка, лоток убирается. |
9.Уборка рабочего места |
1 минут |
Обучающиеся выбрасывают содержимое лотка в мусорную корзину, ставят пустые лотки на полку шкафа. |
Учитель просит обучающихся высыпать содержимое лотков в мусорную корзину и поставить пустые лотки на полку шкафа (с помощью) |
Убрать лоток на полку шкафа. |
10. Итог занятия |
1 минуты |
|
1. Учитель подводит итог. Был урок: коррекционно – развивающие занятие (Показываю на расписание) 2. Мы работали с материалами: кинетический песок, тесто, глина, пластилин, рябина. Мы использовали: кинетический песок, тесто, глина, пластилин, рябина
3.Сегодня вы очень хорошо работали. Учитель хвалит обучающихся: «Вы молодцы, хорошо потрудились». Учитель приклеивает смайлик на парту каждому обучающемуся. |
|
11. Завершение урока (круг) |
1 минуты |
Обучающиеся встают в круг и повторяют движения за учителем. Дежурный (обучающийся) звонит в колокольчик. |
Дили-дили-дили-дон! Слышен звон со всех сторон! Собираемся в кружок, Наш закончился урок! Все мы славно потрудились ! Разминать материал мы научились!
|
Дежурный ребенок звонит в колокольчик. |
ЛИТЕРАТУРА :
1. Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. // Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2001.
2. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002.
3. Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой – М.: РУДН, 2007.
4. Специальные индивидуальные программы развития обучающихся 2 класса ОГБОУ «Школа- интернат «Вера»» [официальный сайт]. Режим доступа: URL: https://shkola-vera.edusite.ru/ (дата обращения 15.03.2022).
Конспект во вложении (pdf 200KB)
Скачать вложение