Разнообразие подвижных игр на прогулке для детей 4-5 лет
Автор: Быкова Оксана Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 99», город РязаньАннотация. В статье рассматривается разнообразие подвижных игр на прогулке для детей старшего дошкольного возраста. Описаны требования к проведению таких игр, основные этапы их организации. Показан практический опыт воспитателя по применению различных подвижных игр на прогулке: «Найди клад», «Зайчик», «Переселение лягушек», «Мешочек», «Флажки». Подчеркивается положительное влияние подвижных игр на физическое развитие и коммуникативные навыки дошкольников.
Ключевые слова: подвижные игры, прогулка, старший дошкольный возраст, физическое развитие, методика проведения игр.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является важным и наиболее доступным способом закаливания детского организма. Этот простой вид деятельности способствует повышению выносливости и устойчивости ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Для детей дошкольного возраста подвижные игры на прогулке – это не просто развлечение, а возможность развивать свои двигательные навыки, разнообразить виды активностей и насладиться общением с другими детьми. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию координации движений и улучшению общей физической формы.
Важно создавать условия для активной игровой деятельности на открытом воздухе, чтобы дети могли ощутить все преимущества такого времяпрепровождения и полноценно реализовать свой потенциал.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке, являются: дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости; воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса детей к подвижным играм целесообразно усложнять их содержание, правила и задания.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Подвижные игры для детей, которые проводятся воспитателями на прогулке, должны соблюдать ряд требований.
Во-первых, игры должны соответствовать сезону года и погодным условиям. Например, для игр, организованных в летний период, можно использовать скакалку. При организации игр в зимнее время года можно использовать снег в качестве материала, однако необходимо учитывать погодные условия.
Во-вторых, проведение подвижных игр на прогулке должно охватывать все формы работы: парная, групповая, коллективная и т.д. Так у дошкольников появится возможность взаимодействовать как со всем коллективом сверстников, так и делясь на группы или на пары.
В-третьих, реализация подвижных игр должна быть направлена на развитие индивидуальных возможностей каждого дошкольника.
Кроме того, организация игровой деятельности всегда должна сопровождаться воспитательной направленностью. Для этого можно провести беседу после игры с детьми и узнать, чему они научились и как необходимо вести себя в той или иной ситуации.
Эмоциональное вовлечение воспитателя в игровой процесс способствует более глубокому пониманию результатов игры. Он видит, как дети реагируют на различные ситуации, как взаимодействуют друг с другом, и может использовать эти наблюдения для дальнейшего развития детей относительно их поведения и роли в коллективе.
При проведении игры нужно учитывать предыдущую деятельность детей. Игра, являясь организованным занятием не должна проводиться сразу после выхода детей на прогулку, потому что дети еще не отдохнули от предыдущей организованной деятельности – занятий. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Хорошо проводить игры на прогулке в те моменты, когда у детей иссякает инициатива в их свободной деятельности, и дети затрудняются в выборе себе занятия. В таком случае воспитатель объединяет детей путем игры с правилами и дает направление детской деятельности.
Методика проведения подвижных игр на прогулке должна включать в себя несколько этапов.
На первом этапе происходит отбор игры воспитателем. Необходимо учитывать возраст детей, время года и погодные условия, место в режиме дня, количество детей на прогулке и т.д.
Следующим этапом является сбор детей на игру. При необходимости, следует заранее подготовить место проведения игры и оборудование.
К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей (ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала). Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.
Далее происходит этап мотивации к игровой деятельности. Это может быть беседа, чтение стихотворения, наблюдение за временем года и др. После необходимо объяснить правила игры. Они должны быть краткими и понятными для детей дошкольного возраста. При необходимости воспитатель распределяет роли между детьми. В ходе игры можно контролировать процесс, чтобы добиться ожидаемого результата.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.
В настоящее время существует разнообразие подвижных игр в методике обучения детей дошкольного возраста. Они могут делиться исходя из возраста дошкольников, времени года, в которое проводится игра, количества участников и т.д. Рассмотрим некоторые примеры подвижных игр, которые проводятся мною на прогулке для детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Найди клад» прекрасно подходит для детей 4-5 лет на прогулке. Для проведения игры я заранее прячу «клад» (обычно это коробочка с маленькими игрушками) на территории площадки. Дети делятся на команды, каждая из которых получает карту с подсказками, где искать клад. Команды по очереди читают подсказки и пытаются найти тайник.
Эта игра развивает у детей навыки ориентирования на местности, умение работать с картой и следовать указаниям. Поиск клада в команде учит дошкольников сотрудничеству, общению и взаимопомощи для достижения общей цели.
Следующая игра, которую любят дети в группе – «Зайчик». На площадке черчу большой круг. Одного из детей выбираю зайчиком, он идет в круг, а все участники игры стоят за кругом. Они бросают мяч друг другу, но так, чтобы он задел зайчика. Зайчик бегает по кругу, увертывается от мяча. Тот, кто запятнает его, встает на место зайчика в круг. Чем быстрее участники игры передают мяч, тем игра проходит интереснее и больше возможностей запятнать зайчика. Зайчик, по его желанию, может и поймать мячик. В этом случае игрок, чей мяч был пойман, встает в круг и выполняет роль зайчика.
Еще одной игрой, которую провожу вместе с детьми 4-5 лет, является «Переселение лягушек». Дошкольники самостоятельно перед началом игры выбирают ведущего (старшую лягушку). Все играющие (маленькие лягушки) приседают, опираясь руками о пол или землю. Старшая лягушка переводит их из одного болота в другое, где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди. Во время игры водящий изменяет положение рук: руки на колени, на поясе; прыгает короткими прыжками, длинными, перепрыгивает через препятствия (через палки) или запрыгивает на дощечки, кирпичики, прыгает между предметами и т. д. Все лягушки повторяют эти движения.
Прискакав в другое болото, лягушки встают и кричат: «Ква-ква-ква!» При повторении игры выбирают нового ведущего.
Для отработки навыка прыжка предлагаю дошкольникам игру «Мешочек». Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре стоит водящий, он вращает по кругу шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие внимательно следят за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кого мешочек задел, становится водящим.
Кроме того, подвижные игры можно использовать для закрепления ранее изученного материала. Например, после изучения цветов, предлагаю игру «Флажки» (приложение 1). Для проведения игры необходимо заранее подготовить флажки разных цветов (по 2 штуки одного цвета). Перед началом игры дети разбегаются на площадке и каждый получает флаг. Как только начинается музыка, дошкольникам необходимо найти пару исходя из цвета флага.
Таким образом, существует большое многообразие подвижных игр на прогулке в детском саду. Важно грамотно подобрать игру исходя из возраста детей дошкольного возраста, их интересов и индивидуальных особенностях, времени года и погоды. Реализация подвижных игр положительно влияет на физическое развитие дошкольников, а также развивает навыки коммуникации со сверстниками.
Список литературы:
1. Иванова, М. Ю. Игра как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста / М. Ю. Иванова // Вопросы педагогики. – 2023. – № 1. – С. 35-37.
2. Ивко, И. А. Применение комплексов подвижных игр на развитие физических качеств у детей 6-7 лет в соответствии с тематикой прогулки в режиме дня ДОУ / И. А. Ивко, О. А. Шайтан // Физкультурное образование Сибири. – 2015. – № 1(33). – С. 63-68.
3. Кузнецов, В. С. Физический упражнения и подвижные игры: метод. Пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.
4. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л. И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002. – 112 с.
5. Рачкова, О. О. Подвижные игры на прогулке как средство повышения физической активности детей в условиях ДОУ / О. О. Рачкова, С. В. Бадмаева, Е. О. Горбунова // Наука и образование в современных условиях. – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2022. – С. 588-593.
Конспект с приложением во вложении (pdf, 165 Kb)
Скачать вложение