Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационного кино
Автор: Стафурова Е. А., воспитатель МБДОУ № 8 г. Скопина Рязанской областиРабота с одарёнными детьми
«Истоки творческих способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. Другими словами:
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому одна из задач художественно-эстетического развития личности ребенка в детском саду – научить правильно изображать предметы и явления, которые присутствуют в жизни. В большинстве случаев, на традиционных занятиях вскоре детям становится скучно, у них снижается интерес к изобразительной деятельности. И в решении данной проблемы на помощь приходят новые нетрадиционные художественные приемы и техники.
на кончиках их пальцев. Другими словами:
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Анимация – один из любимых жанров у детей и подростков. Сила этого искусства в том, что оно не требует перевода на другие языки, смело прокладывает кратчайшее расстояние от мысли к образу. Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, – это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
В результате многочисленных исследований учеными были выявлены определенные требования к мультфильмам. Это, во-первых, высокий эстетический уровень, который проявляется в гуманно-эстетическом содержании, ясности замысла и композиции, красочности, простоте и доступности речи героев. Во-вторых, содержание должно соответствовать возрастному восприятию детей и, в третьих, кадры кино должны быть выполнены изобразительно-выразительными средствами экранного языка, которые дети могут усвоить и передать в своих рисунках: многообразие героев; динамику форм; сложную композицию кадра; выразительный колорит; богатство изобразительных техник. На основе этих требований и теоретического анализа литературы определены критерии оценки развития детского изобразительного творчества в рисовании по мотивам мультфильмов: наличие замысла, выразительность.
Выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными для детского возраста. Они стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление. Общение с помощью движения и образов легче, чем традиционное словесное общение.
Занятия анимацией создают наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала ребенка, его разностороннего развития, художественного воспитания. Экранное творчество синтетично по своей природе. Соединяя в себе разные элементы сценического, изобразительного искусства, музыки, оно открывает широкий горизонт для развития личности.
Занятия анимацией пробуждают в ребенке способность представлять отдельные моменты действия в развитии и в различных смысловых сцеплениях, создавать целое, приучают его к взвешенности и точной координации движения. Это понадобится ему в будущем, работником какой бы сферы он ни стал. При этом процесс воспитания этих навыков проходит естественно и органично.
Образовательная сущность мультипликационного кино состоит в том, что язык мультфильма, освоенный в детстве, способен внести свою лепту в развитие и совершенствование мировосприятия. Занимаясь мультипликацией, ребенок получает неограниченные возможности для воплощения своего неповторимого опыта и первых жизненных открытий и впечатлений.
Насколько мощным потенциалом обладают мультфильмы собственного производства. Детям же это необычное занятие поможет почувствовать себя увереннее, определиться со своими будущими целями, понять вечные жизненные ценности.
Дети дошкольного возраста ежедневно смотрят мультфильмы. С появлением современных технологий увлекательный мир анимации, казавшийся ранее недоступным и загадочным, в настоящее время стал доступен многим. При поверхностном знакомстве анимация кажется простым занятием. На самом же деле это достаточно сложная работа, а её удачный исход, помимо всего прочего, зависит от хорошего воображения и незаурядной фантазии.
Мотивировать детей на создание мультфильма всегда очень просто, и на предложение попробовать создать самим мультфильм и побыть в роли «режиссера» дети откликаются охотно.
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения.
Использование изобразительно-выразительных средств мультипликационного кино как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста продуктивно проходит в качестве итоговых тематических занятий. Создание мультфильма на основе рисунков, изделий из лепки или работ, выполненных в технике аппликации.
Мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности. «Мультипликационные пятиминутки» – это время импровизаций, получения новых знаний, закрепление пройденного материала, наконец, умения быстро воплотить мысли на бумаге, в пластилине.
Задача занятий мультипликацией – развить фантазию и творческое воображение дошкольников, активизировать понимание изученного ранее материала, а так же развитие навыка рисования, лепки.
Что же требуется для создания самой простой анимации? Частая смена кадров, изображающих последовательное действие, является главным секретом всех мультфильмов. Этот нехитрый фокус можно создать с детьми из поделок, рисунков, как пособие, помогающее прочувствовать специфику анимации.
Для создания анимационной студии понадобится некоторое оборудование: цифровой фотоаппарат со штативом, компьютер, искусственные источники света, ватман, использующийся в качестве фона, материал для изготовления анимационных персонажей (краски, карандаши, пластилин, бумага) и, конечно, стол.
Ценность мультфильмов заключается не столько в технике их создания, сколько в идее, которую автор хочет донести до своего зрителя. Это правило не теряет своей актуальности даже в том случае, если ваш будущий "шедевр" предназначен всего лишь для семейного или дружеского просмотра. Поэтому прежде чем начать снимать мультфильм нужно: продумать его сюжет, разработать небольшой сценарий и определиться со стилистической направленностью работы.
Для создания мультипликационного кино с детьми дошкольного возраста следует руководствоваться девизом: "Чем меньше, тем лучше". Постановка и съёмка одного кадра с двумя-тремя фигурами занимает в среднем около минуты. Для правдоподобности воспроизведения движений одна секунда мультфильма должна вмещать не менее двенадцати кадров. Соответственно для этого потребуется около четверти часа. Нетрудно подсчитать, что лишь на покадровую съёмку мультфильма продолжительностью десять секунд уйдёт примерно три часа времени. Если прибавить сюда подготовительные работы, монтаж и окончательную обработку, то в общей сложности процесс создания такой мини-"анимашки" займёт целый день.
Вот несколько видов мультипликационного кино, которые подойдут для детей старшего дошкольного возраста:
Рисунки, которые умеют двигаться
Вот уже без малого сто лет рисованные мультфильмы любимы зрителями всех возрастов. Своей долгой жизнью они обязаны великому американскому аниматору Уолту Диснею, который один из первых внедрил ручную технику рисования. Для того чтобы испытать её на практике вам придётся потрудиться и подготовить целую картинную "галерею". Экспериментируйте и используйте в процессе рисования акварельные краски, фломастеры, цветные и грифельные карандаши, мелки и даже обычные шариковые ручки. Основой для рисования может выступить не только бумага, но и стекло. Заметьте, что для создания нового рисунка на стекле потребуется лишь подправить предыдущий набросок, стерев при этом лишние линии. На бумаге каждое последующее движение придётся рисовать полностью от начала и до конца.
Для того чтобы движение анимационного объекта привлекало внимание естественностью, разница между смежными рисунками должна быть слабовыраженной. Все мельчайшие изменения картинок следует фиксировать фотоаппаратом, закреплённым на штативе.
Чтобы посмотреть готовый мультфильм достаточно просто прокрутить все запечатлённые кадры в ускоренном режиме.
При более профессиональном подходе отснятый таким образом рисованный материал переносится на компьютер, где при использовании подходящего видеоредактора (к примеру, Sony Vegas или Movie Maker) производится его последующий монтаж, озвучка и накладывание сопровождающих шумов.
Ожившие фигуры (Аппликация)
Не менее интересны в технологическом плане кукольные мультфильмы. Менять положение фигур, создавая иллюзию их движения, несколько проще, чем при рисовании. Фигуры "оживают" лишь при скрупулезной покадровой съёмке. Разница между ними заключается в том, что для изготовления персонажей требуются не только краски и бумага, но и масса других подручных материалов. Это могут быть лоскутки ткани, нитки, поролон, проволока, пуговицы, дерево, разнообразные плоды и др. Основой для создания мультфильмов может послужить также конструктор "Лего". В действительности же совсем неважно, из чего будет сделан ваш кукольный герой, главное чтобы он был наделён индивидуальностью.
Отдельное место в кукольной анимации занимают спецэффекты. Так, обычная манка или соль помогут создать в кадре живописный зимний пейзаж и глубокие "снежные" сугробы.
Динамичный пластилин
Благодаря своей необычайной податливости пластилин на протяжении многих лет остаётся одним из самых любимых материалов мультипликаторов. Его экспрессивная динамика позволяет создавать ярких пластилиновых героев. Не следует, однако, забывать, что пластилин под воздействием температуры имеет свойство терять форму, поэтому для освещения в этом случае лучше использовать люминесцентные лампы, которые практически не создают теплового эффекта.
Многие психологи подтверждают, что мультипликация – это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Знакомство дошкольников с мультипликационным кино способствует тому, что у детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они начинают творчески всматриваться в окружающий мир, учатся находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Мультипликация дает старшим дошкольникам большую возможность для самореализации: они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения
Полный вариант статьи во вложении (pdf, 320KB )
Скачать вложение