РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Развитие координации движений пальцев рук, кистей и мелкой моторики детей дошкольного возраста

Автор: Дергачева Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования МБУДО ЦДТ «Октябрьский»

Консультация для родителей. 

Цель консультации: способствовать повышению образованности родителей по вопросам развития координации движений, мелкой моторики детей 5 лет.

Для чего же нужно развивать координацию движений пальцев и кистей рук?

 «Ум ребенка – в его пальчиках» – это высказывание принадлежит   известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

Ребенок постоянно изучает окружающий мир. Главный способ получения информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить, пробовать на вкус! Когда взрослые поддерживают это стремление, ребенок получает необходимый стимул для развития. Речь ребенка и его сенсорный опыт тесно взаимосвязаны. Когда движения пальцев рук соответствует возрасту, речевое развитие тоже находится в пределах нормы; если движение пальцев рук отстает, задерживается речевое развитие, хотя общая моторика может быть даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием импульсов пальцев рук.  Если взрослые хотят, чтобы ребенок хорошо разговаривал, нужно развивать его руки! На ладони рук и на стопе ног находятся около 1000 биологически активных точек. Если воздействовать на них, можно регулировать развитие внутренних органов организма. Если массировать мизинец, можно активизировать работу сердца, если массировать безымянный палец – можно активизировать работу печени, если средний палец – кишечника, если указательный – желудка, большой –головы.

Влияние воздействия пальцев рук на мозг человека известно ещё очень давно. В восточной медицине специалисты утверждали, что игры с участием пальцев рук приводят в гармонию разум и тело, поддерживая мозг в отличном состоянии.

Начинать развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу нужно массировать пальчики, тем самым воздействуя на активные точки коры головного мозга. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять упражнения, сопровождаемые текстом, развивать элементарные навыки самообслуживания: завязывать шнурки, застегивать пуговицы, и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка, нужно превратить обучение элементарным навыкам в игру и не забывать хвалить ребенка.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики:

Комплекс упражнений, игр, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет собой пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика помогает:

- расслабить напряжение мышц руки, кисти, например, в игре-потешке "Моя семья" [4]

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(По очереди  массируем пальцы руки, на слова "Вот и вся моя семья" сжимаем и разжимаем кулаки)

или в игре "Капуста"  [5]

Что за скрип? (Сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (Переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (Ладони  перед собой)

Как же быть без хруста, (удивление)

Если я капуста? ( Полусогнутые пальцы  изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (Ребро ладони)

Мы морковку трем, трем, (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(Щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (Сжимаем и разжимаем кулаки)

- совершенствовать мелкую моторику рук, например, точно выполнять действия при собирании пазлов, мозаики или конструктора;

- развивать непроизвольное внимание, например, ребенок наблюдает за летящей в небе птицей, а когда она улетела, переключается  на  небо;

- стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка (заучивание стишков, потешек, песенок,..);

- снимает тревожность,т.к. она переключает внимание с нервозности на телесные ощущения и успокаивают; например, можно разыграть какую-нибудь сказку, в которой каждый палец какой-то персонаж;

- сформировать психологические процессы: речь – проговаривание или повторение стихотворных строк с одновременным движением пальцами; внимание – игры помогают концентрировать внимание и правильно его распределять; память – в играх нужно запоминать последовательность движений, положение пальцев рук, стихи; воображение – развивается фантазия, умение действовать в воображаемой ситуации; формирование чувства уверенности - игры, в которых ребёнок ловит руку взрослого или другого ребёнка или  хлопает его по руке, важны для формирования чувства уверенности.  

Развитию пальцев рук способствуют и разнообразные действия с предметами.

Игры с пуговицами [6]

Понадобятся пуговицы разного цвета и  размера. Можно предложить ребенку  выложить предложенный  рисунок. Когда ребенок научится выполнять задание, можно предложить  ему придумать свои варианты. Из пуговиц можно выложить цветок,  бабочку, мячик, бусы и т. Их можно нанизывать и на нитку.

Игры с сыпучими материалами [7]

1. Насыпать в емкость горох, опустить руки приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе.

Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с пробками от бутылок [8]

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх.

Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.

Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками [9]

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с пинцетом и пипеткой [10]

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки [11] 

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Работа с пластилином [12]

Главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для

малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости

от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло.

Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете.

Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей.

Предлагайте детям разнообразные задания, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Подводя итог из вышеперечисленного, предлагаем Памятку для родителей:

Для развития мелкой моторики детям необходимо предлагать: 

• Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами..

• «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

• Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

• Организуйте игры с пластилином, тестом.

• Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

• Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

• Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).

• Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

• Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

• Запускайте пальцами мелкие волчки.

• Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

• Режьте ножницами.

- Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

- Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении.         

Литература:

1. Пальчиковая гимнастика. Авторский курс в стихах и картинках. А.М. Онишкова.— М.: Феникс, 2023. — 14 с.

2. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. —М.: Гном, 2021. — 40 с.

3. Развитие речи и общей моторики у дошкольников. Т.А. Ткаченко. —М.: Феникс, 2021. — 87 с.

4. Игра «Моя семья» https://uschkova-volok-dou10.edumsko.ru/articles/post/3121897 (дата обращения 22.06.2025)

5. Игра «Капуста» https://kladraz.ru/blogs/blog5077/palchikovaja-gimnastika-dlja-detei-3-4-let-kartoteka.html (дата обращения 22.06.2025) 

6. Игра с пуговицами  https://www.kanal-o.ru/news/11_igr_s_pugovitsami_razvivaem_motoriku_koordinaciyu_i_rech (дата обращения 22.06.2025)

7. Игра с сыпучими материалами  https://gertop-lends1-zhuravuschka.edumsko.ru/articles/post/3116496) (дата обращения 22.06.2025)

8. Игра с пробками от бутылок https://puchkova-shahds-3.edumsko.ru/articles/post/2683724 (дата обращения 22.06.2025)

9. Игры с прищепками https://www.defectologiya.pro/zhurnal/igryi_s_prishhepkami/ (дата обращения 22.06.2025)

10. https://crr-9vt.tvoysadik.ru/site/pub?id=526 (дата обращения 22.06.2025)

11. Игры с пинцетом и пипеткой https://www.7ya.ru/article/Razvivayuwie-igry-dlya-doshkolnikov-Igry-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-2018/ (дата обращения 22.06.2025)

Игры-шнуровки https://www.eduportal44.ru/Sharya/ds6/1_1/SiteAssets/DocLib24/Кузнецова%20Надежда%20Николаевна/игры%20со%20шнурком.pdf (дата обращения 22.06.2025)

12. Работа с пластилином https://vk.com/wall-128475732_141 (дата обращения 22.06.2025)


Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru