Развитие познавательных интересов (экологической активности) у воспитанников старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Автор: Шлык Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад 69", г. РязаньПерспективное планирование по самообразованию.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств мы предлагаем использование проектной деятельности, построенной на основе регионального компонента в экологическом развитии детей.
Мы считаем, что в старшем дошкольном возрасте проектная деятельность наиболее актуальна, так как данный возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Проектный метод, как метод развивающего обучения детей рассматривается нами в качестве способа постановки проблемы и практического ее разрешения.
Следует отметить, что использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками это работа не одного воспитателя, а продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей.
На основе вышесказанного представим опыт реализации проекта «Развитие познавательных интересов (экологической активности) у воспитанников старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» в системе самообразования воспитателя.
Перспективное планирование по самообразованию
«Развитие познавательных интересов (экологической активности) у воспитанников старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Цель: формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, создание предпосылок экологического сознания, организация проектно - творческой деятельностидетей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса и любви к природе родного края.
Задачи:
- Создать условия для формирования у детей знаний об особенностях живой и неживой природы Рязанского края.
- Организовать деятельность детей по ознакомлению с картой Рязанской области, охраняемыми объектами родного края.
- Способствовать обогащению словаря детей и развитию связной, диалогической и монологической речи по теме.
- Создание условий для воспитания у детей интереса к объектам родной природы, чувства ответственности и гордости за свой край и эстетического отношения к окружающему миру в целом.
- Повысить компетентность родителей в значимости экологического воспитания ребенка.
Формы работы | |||
С детьми |
С педагогами |
Самообразование |
С родителями |
сентябрь | |||
Просмотр презентации: «Мой родной край. Красота Рязанской области».
|
|
Изучение современной методической литературы по теме. Работа над презентацией. |
Консультация «Экологическое воспитание дошкольника в рамках регионального компонента». |
октябрь | |||
Знакомство с картой Рязанской области. Мини – проект: «Коллективное создание макета – модели Рязанской области». |
Проведение консультации «Развитие познавательных интересов у воспитанников старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» |
Разработка перспективного плана. |
|
ноябрь | |||
Изучение лесного ресурса Рязанской области. Проектно – творческая деятельность «Что будет, если леса исчезнут…» Прослушивание музыкальных произведений: «Звуки леса»; разучивание ритмических движений.
|
|
Оформление папки для занятий по формированию представлений о лесных ресурсах Рязанской области. |
Консультация: «Лесные сказки. Прогулки с малышом». Фото – выставка: «Там, на неведомых тропинках…» |
декабрь | |||
Изучение диких животных обитающих на территории рязанской области. Проект с использованием ИКТ «Животные нашего края» для младших дошкольников. Дидактическая игра: «Что будет, если животные исчезнут…» |
Просмотр проекта «Животные нашего края». |
Подбор предметных картинок, литературы по теме занятий. Работа над презентацией. |
Консультация: «Воспитание гуманного отношения к братьям нашим меньшим». |
январь | |||
Изучение растительного мира Рязанской области (ягоды, грибы, травянистые растения). Коллективное создание картотеки для уголка природы: «Лекарственные и ядовитые растения наших лесов». Мини – проект: «Юные художники». |
|
Изучение литературы по теме, подбор материала для занятий. |
|
февраль | |||
Изучение водоемов Рязанской области (реки, озера). Просмотр презентации: «Реки, озера нашего края». Создание макета - модели: «Загрязнение водоемов. Деятельность человека». Дидактическая игра: «Кому нужна вода». Прослушивание музыкальных произведений: «Шум воды»; разучивание ритмических движений. |
|
Подбор развивающих игр и упражнений. |
Выставка семейных рисунков: «Отдых на воде». Консультация: «Слезы наших рек». |
март | |||
Изучение обитателей водоемов Рязанской области. Коллективное создание картотеки для уголка природы: «Водный мир нашего края». |
Сообщение на тему: «Роль изучения регионального компонента в познавательном развитии дошкольника». |
Подбор предметных картинок, литературы по теме занятий. Подбор подвижных игр по теме. |
|
апрель | |||
Путешествие по охраняемым местам Рязанской области. Просмотр презентации: «Заповедные места и их обитатели». Мини – проект: «Создание Красной книги. Редкие животные и птицы нашего края».
|
Показ презентации для педагогов и детейсредних и старших групп детского сада: «Заповедные места Рязанской области и их обитатели». |
Изучение литературы по теме, подбор материала для занятий. Работа над презентацией. |
Составление плана - маршрута: «Путешествие по заповедным местам Рязанской области».
|
Май | |||
Обобщение знаний, полученных при изучении данной темы. Просмотр презентации: «Природные катастрофы по вине человека». Коллективное создание плакатов: «Правила поведения в природе». Мини – проект: «Защитники природы» - целевая экскурсия по территории детского сада. |
|
Итоговая диагностика формирования экологических знаний регионального компонента у детей. |
Консультация: «Впереди лето – помни о природе!» |
Скачать вложение