Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами различных видов игр
Автор: Власенко Алла Николаевна, воспитатель; Чеглакова Ирина Евгеньевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №111», г. Рязань«Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста»
Мишель де Монтень.
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. [5; 7].
Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Как и всякая другая деятельность, она осуществляется в процессе решения определенных задач. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. В игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми [5].
Первым требованием, обращенным к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, является действие во внутреннем воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Так, Ж. Пиаже говорит о развитии в игре символической функции, А.Н. Леонтьев — о наличии воображаемой ситуации, Д.Б. Эльконин — о формировании плана представлений [5; 7; 9].
Дети, весьма широко пользующиеся в игре разнообразными заместителями, нередко нуждаются в специальном дополнительном обучении при постановке перед ними задачи использовать заместители вне игровой ситуации (например, при составлении плана помещения). Возможно, что здесь сказывается отмеченный А.Н. Леонтьевым особый характер игрового замещения, состоящего в придании предметам-заместителям особого личностного смысла, а не в изменении их значения. Во всяком случае, замещение в условиях неигровой задачи требует не только создания связи заместитель-объект, но и осознания характера их отношения, которое не достигается в игре [7].
«Ядром» интеллектуального развития, его основным содержанием является развитие когнитивных способностей. Когнитивные способности — это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений. Возможности их использования для решения разнообразных задач.
Повышение интеллектуального роста имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний. Умеет ли он рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Существует необходимость прямого управления развитием способностей ребёнка, основой развития когнитивных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.
Замещение – использование при решении разнообразных когнитивных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре, когда, например, кубик становится куском мыла, которым ребёнок «стирает», а стул «превращается» в автомобиль – стоит только присесть и воспроизвести звук работающего мотора. Позднее не только одни предметы начинают заменять другие, но и сам ребёнок, беря на себя роль, изображает другого человека – доктора, маму, охотника, продавца, учителя. [5; 9].
Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, компьютерных программ и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает мыслительные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития интеллектуальных способностей [8].
Дидактические игры и упражнения направлены на то, чтобы обучить детей действиям замещении наглядного моделирования. Сюжетно- ролевая игра, которая учит детей не только замещению, но и моделированию взаимоотношений взрослых. Когда ребята выбирают в игре, например, роли больного и доктора, который его лечит, они фактически создают модель взаимоотношений врача и пациента, хотя эта модель и не просматривается на бумаге, а разворачивается в живом действии [1].
Эффективность предлагаемых ряда дидактических игр и упражнений имеет определённую эффективность. Эти задания группируются следующим образом:
- задания на замещение предметов;
- задания на анализ строения предметов;
- задания на выделение пространственных отношений;
- задания на использование логических отношений;
- задания на создание новых образов.
Первый тип заданий предполагает использование детьми различного рода заместителей, обозначение при их помощи разнообразных предметов.
Три последующих типа заданий направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. В двух из них при помощи наглядных моделей (схем, чертежей, планов) обозначаются пространственные отношения между предметами или их частями. Основное значение при выполнении таких заданий имеет понимание детьми связи между моделями и представленными в них объектами, умение учитывать эту связь и использовать её в собственных действиях.
Третий тип заданий способствует освоению логических операций. Он требует группировки объектов или их расположения по определённому принципу на основе выделения и учёта существенных признаков. Наглядные модели выражают здесь сам принцип решения задачи. В принципе все задания на развитие воображения допускают самые различные варианты решений.
Предлагая детям задания, воспитатель должен, с одной стороны, широко варьировать материал и приёмы его использования, а с другой стороны, оставаться в рамках, диктуемых доступностью заданий для детей данного возраста.
Приведём некоторые примеры игр и упражнений по развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.
1. Логические блоки Дьенеша.
Цель: обучение математике в игровой форме.
Краткое описание: от произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине); чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).
2. Математический планшет.
Цель: создать условия для исследовательской деятельности ребенка.
Краткое описание: в игре представлены схемы, по которым дети воспроизводят рисунок при помощи резинок и цветных фигур. Схемы можно дополнять в соответствии с уровнем развития ребенка, придумывать свои варианты. В игре представлены схемы на ориентировку в пространстве, счет, геометрия, игры с цифрами, буквами, симметрии, дорожные знаки, загадки, иллюстрируемые стихи, сказки, узоры.
Методические рекомендации. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.
3. Геометрическая мозаика.
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей.
Краткое описание: предложить детям разложить геометрические фигуры по группам: по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.) по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадраты, большие и средние квадраты и т. д.) по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.) выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом по памяти. Предложите игрокам выложить из геометрических фигур любое изображение.
4. Запоминай-ка.
Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память. Развивать наглядно-образное мышление.
Краткое описание: в игре 12 карточек. Задания для каждой карты на усложнение. На первом этапе предлагаем рассмотреть и запомнить, что нарисовано. Показывая 2 карту, дети определяют, что изменилось по сравнению с первой картой. На следующем этапе, дети рассматривают, запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность расположения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картинкам.
5. Опасные предметы.
Цель : развивать словесно-логическое мышление.
Краткое описание: разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям определить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны храниться опасные предметы. Как надо вести себя, если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать, толкать человека, если он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться.
6. Откуда хлеб на столе?
Цель: учить последовательно выкладывать сюжетные картинки, развивать речь, учить логически мыслить, развивать интеллектуальные способности.
Краткое описание: для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб). Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления последовательности картинок. Далее дети самостоятельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.
Методические рекомендации. Попробуйте составить любую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки цепочки.
7. Прочитай словечко.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза, навыки соотнесения звука с буквой, способствовать формированию плавного слитного осмысленного чтения. Развивать внимание, память, логическое мышление. Краткое описание: на первом этапе ведущий предлагает детям выделить первые звуки в названиях предметов, изображенных на карточке, затем произнести выделенные звуки, делая паузу там, где пустое окошко, и назвать получившееся слово. На втором этапе можно попросить детей прочитать слово на игровой карточке, найти пропущенную букву и поставить фишку с этой буквой на пустой квадратик. На третьем этапе предложите детям найти пропущенную букву и обозначить ее фишкой с нужной буквой. И на последнем этапе по сигналу ведущего игроки подбирают фишки с буквами и накладывают их на пустое окошко. Команда, которая выполнила задание первой, читает слова и становится победителем.
Итак, интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию); учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.
Рассмотренные дидактические игры учат детей мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий, или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.
Литература
1. Антохина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. - М.: Имма - пресс, 2009. - 96 с.
2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
3. Жуковская Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх. // Дошкольное воспитание – 1999. № 10.
4. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание – 1997. № 10.
5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. /Венгер Л.А., Дьяченко О.М. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
6. Косенко Н.Т. Формирование творческой активности в игре// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 12;
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -2-е изд. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
8. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие - М.: Рос. пед. агентство, 1996. – 269 с.
9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Акад. пед. и социальных наук; Московский психолого-социальный ин-т; под ред. Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд., стереотип. - М.: Воронеж: изд-во "Ин-т практической психологии": НПО "МОДЭК", 1997. - 414
Статья во вложении (pdf 295KB)
Скачать вложение