Рекомендации для педагогов дошкольного образования и родителей по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (на примере организации теневого театра)
Автор: Покасанова Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колокольчик», г. СкопинТеатральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Дети учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Теневой театр – интересное, увлекательное дело. Он может быть организован при любых творческих и материальных возможностях.
В одном случае оформление будет побогаче /например, ширмы и занавески из дорогого материала и т. д./, в другом – простенькое, скромное.
Самое главное, если та или иная пьеса будет хорошо поставлена, вы многое сделаете для художественного воспитания маленьких зрителей. Работая над ними, вы накопите много разнообразных фигур и декораций, и это поможет вам оформить новые постановки.
Репертуар теневого театра
Репертуар теневого театра для детей может быть самым разнообразным. Самое главное оно должно воспитывать в детях лучшие черты характера. В этом отношении многие народные сказки отвечают нашим требованиям.
Сказки много дают для художественного воспитания детей и развивают их речь. Сказки ценны и для нравственного воспитания, и, наконец, они способствуют развитию воображения.
Но не всякая, даже очень хорошая сказка пригодна для постановки в теневом театре. В нём, например, невозможно показать массовое действие, нельзя располагать фигуры одна за другой – получится бесформенная тень. Надо, чтобы на экране одновременно действовали только две-три фигуры. Необходимо помнить, что шевелится и жестикулирует только та фигурка, которая в данный момент разговаривает, остальные должны быть недвижимы.
Музыка
Музыка – основной элемент всех постановок теневого театра: она украшает спектакль.
Как правило, спектакль начинается музыкальным вступлением. По своему характеру она должна соответствовать содержанию пьесы. Музыкальным вступлением может послужить какая-нибудь народная мелодия, например «Светит месяц». К сценке «Наступление весны» подходит первая часть «Жаворонка» Глинки или какая-нибудь коротенькая музыка с подражанием журчанием ручейка. Перед появлением Петуха надо сыграть мелодию песенки: «Петушок, петушок, золотой гребешок» в бодром, весёлом темпе.
Игры, используемые в процессе организации теневого театра
Кроме постановок сказок, с помощью элементов теневого театра можно проводить интересные, весёлые игры, в которых будут участвовать все юные зрители. Например:
«В каких сказках вы меня встречали?»
На экран выходит Лиса и задаёт этот вопрос ребятам. Они отвечают.
- В сказке «Колобок».
- «Теремок».
- «Лиса, Заяц и Петух».
- «Лисичка со скалочкой».
- «Кот и Лиса».
И т. д. Кто назовёт больше сказок с участием Лисы, побеждает.
«Какая это сказка?»
Лисичка стоит у окошка и просит:
- Пустите переночевать…
- У нас и без тебя тесно, - отвечает ей кто-то.
Чтец: Какая это сказка?
Кроме самых маленьких, у нас есть ещё дети раннего возраста.
Покажите малышам небольшие постановки теневого театра.
Инсценируйте стихотворение Н. Найдёновой «Кто как поёт?».
Действующие лица: Воробей, Пёс, Кот, Овца, Коза, Корова, Курица, Петух, Лягушка, Гусь, Утка и Кукушка.
Детям показывают одного животного и задают вопрос:
«Кто это?», «Как он кричит или поёт?».
Дети отвечают на вопросы, имитируя голос животного.
Выступление Петуха дайте последним номером. Он заключает программу своим громким «Ку-ка-ре-ку!».
Рекомендации для педагогов и родителей
по созданию теневого театра в детском саду и дома
Техника теневого театра проста, она позволяет мгновенно менять декорации, производить различные театральные эффекты. Если дома взрослые будут только руководителями, а ребята исполнителями, то в детском саду воспитательницы должны быть и режиссёрами, и художниками, и исполнителями. Вся работа по установке и показу спектакля ложится на воспитательниц, они должны будут устанавливать оборудование, читать текст, управлять фигурками.
Ознакомившись с инсценировками, вы обратите внимание, что фигуроводов в теневом театре всего два, в некоторых редких случаях понадобится незначительная помощь и третьего товарища. Это может быть кто-нибудь из работников детского сада или даже воспитанник старшей группы. Фигуроводы сидят позади «рабочей рамки» - один справа, другой слева. Поэтому при «сборке» вырезанных фигурок необходимо учитывать, справа или слева будет двигаться фигура и кто из фигуроводов будет её водить.
Выберите сказку, внимательно прочитайте сценарий и режиссёрские указания, распределите роли и приступайте к репетициям. Не торопитесь показывать спектакль. С первых же репетиций старайтесь чётко и осмысленно управлять фигурками, а между сценами – быстро заменять декорации и фигуры, чтобы не было длительных пауз. Связывайте движения фигурок с текстом и музыкой. Избегайте лишних движений, надо чтобы исполнители двигались по одной линии, на равном расстоянии от экрана, иначе тени будут разной величины. Помните, что исполнители не должны заслонять друг друга, иначе может получиться бесформенная тень.
Теневой театр в детских садах и дома, как правило, показывают на небольшом экране, пользуясь обычными электрическими лампочками.
Для этого способа нужны не обычные лампы, а лампы точечного горения или близкие к точечным (т. е. имеющие короткую нить накала). Подойдёт лампочка от карманного фонаря, но без рефлектора. У неё тоже короткая нить накала. Так же можно использовать старые фильмоскопы и современные диапроекторы в качестве источника света. Для этого надо поставить фильмоскоп боком к экрану и открыть задний кожух с рефлектором, вот вам отличный источник света. Не забудьте только закрыть лампочку сверху и сзади тёмными картонками, чтобы избежать посторонних теней.
Каждую сказку можно поставить как пьесу или как рассказ чтеца, который иллюстрирует свою речь показом движущихся фигурок. В этом случае чтец говорит за автора и всех персонажей и читает весь пояснительный текст.
Список литературы:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
4. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
5. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
6. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
7. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
9. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
10. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
11. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
12. Ращупкина О. Н. Театр теней как средство развития творческих способностей детей [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 119-122. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13933/ (дата обращения: 25.10.2018).
Интернет источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_теней
http://kladraz.ru/blogs/elena-sergevna-gribova/-sovremenyi-tenevoi-teatr-v-dou.html http://www.maam.ru/detskijsad/vzaimodeistvie-dou-i-semi-v-ramkah-vedenija-fgos-do.html
http://diplomba.ru/work/103949 https://infourok.ru/teatr-teney-kak-sredstvo-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-1763062.html
Скачать вложение