РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Рекомендации для педагогов дошкольного образования по проектированию совместной образовательной деятельности с детьми на занятиях и оценке профессиональной деятельности

Автор: Виноградова Алина Николаевна, старший преподаватель кафедры ДиНО ОГБУ ДПО «РИРО»

Анализ практических заданий слушателей курсов повышения квалификации ОГБУ ДПО «РИРО» (за 2015-2016гг.) позволил выявить некоторые затруднения у педагогов и методистов дошкольного образования в проектировании и оценке профессиональной деятельности. Особую сложность вызывает оценивание результативности и эффективности занятий в условиях реализации требований дошкольного стандарта.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что результат деятельности педагога дошкольного образования определяется, прежде всего, познавательной, коммуникативной, творческой активностью, любознательностью и самостоятельностью детей раннего и дошкольного возраста, практической направленностью усвоенных ими знаний, умений и навыков, а также индивидуальными и возрастными возможностями детей.

На наш взгляд, затруднения педагогов можно объяснить тем, что при обилии методической литературы по организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, очень редко она содержит характеристику разных подходов к процессу проектирования и анализа образовательной деятельности детей, описание моделей организации образовательного процесса, соответствующих требованиям ФГОС ДО.

Поиск путей устранения существующего противоречия, анализ психолого-педагогической, методической литературы, практической деятельности педагогов детских садов позволил разработать универсальный алгоритм проектирования занятий с детьми по разным направлениям развития личности в условиях реализации требований ФГОС ДО. Данный алгоритм, по нашему мнению, поможет педагогам осмысленно подходить к планированию и реализации образовательной деятельности с учётом современных задач дошкольного образования, независимо от того, с учётом какой ВООП дошкольного образования работает детский сад. Рассмотрим алгоритм проектирования занятия:

Алгоритм подготовки к занятию

1. Сформулировать тему и выбрать приоритетную образовательную область.

Для этого необходимо ознакомиться:

– с той частью ООП ДОО (образовательной областью, видом деятельности), которая изучается;

– с календарно-тематическим планированием в определённой группе детей ДОО.

2. Определить планируемые результаты.

Для этого необходимо ознакомиться: с планируемыми результатами той части ООП ДОО по выбранному направлению развития личности, которые изучается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3. Обозначить возраст детей группы.

Это позволит педагогу:

– правильно подобрать методы, приёмы, формы работы с детьми с учётом зоны ближайшего развития;

– выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, опираясь на анализ актуального развития детей (педагогическую диагностику).

4. Сформулировать педагогические цели.

Поскольку Федеральный Закон «Об образовании в РФ» рассматривает образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», следовательно, на каждом занятии, педагог дошкольного образования ставит перед собой цели воспитания и обучения. А поскольку ФГОС ДО и профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует педагога ещё и на развивающую деятельность в образовательном процессе, то следует выделить ещё и третью группу целей, которая направлена на развитие способностей детей, которые рассматриваются как общие или универсальные умения (знания), характеризующие степень развития психических функций ребёнка.

Таким образом, педагог, организующий образовательную деятельность, должен планировать и организовывать процесс воспитания, обучения и развития в единстве.

Следует отметить, что формулируя педагогическую цель, педагог должен иметь представление о конечном продукте педагогической деятельности, который необходимо получить в процессе образовательной деятельности детей. Кроме этого, необходимо определять какие новые знания будут выработаны у детей на данном занятии, какие способности будут развиваться, какие условия должны быть обеспечены для развития личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. Особо следует подчеркнуть, что при планировании педагогических целей, педагог должен учитывать их:

–диагностичность, то есть возможность на занятии может проверить результативность и достижимость цели;

– конкретность, то есть, указать, например, какой способ деятельности формируем;

– реалистичность, то есть, например, нельзя воспитать патриотизм за несколько минут на занятии с детьми дошкольного возраста, но можно создать условия для воспитания позитивного отношения к историческим событиям или героям этих событий, обсуждаемым на занятии у воспитанников;

– достижимость, это важно, поскольку о результатах достижения цели можно судить по итогам занятия.

5. Сформулировать задачи.

Формулируя задачи, педагог должен понимать, что задачи – это действия, ведущие к достижению цели.

При этом формулируя задачи, т.е. отражая последовательность своих действий, педагогу необходимо определить также средства и способы их решения. Таким образом, следующий этап подготовки занятия – это выбор форм, методов, приёмов и видов деятельности в соответствии с поставленными задачами.

6. Планирование проекта конспекта с учётом различных этапов совместной деятельности педагога с детьми на занятии.

Педагогам для последовательного и осмысленного планирования методов, приёмов, видов деятельности и форм организации детей на занятии мы предлагаем представить проект (план) конспекта через призму реализации этапов. Выделим данные этапы:

- мотивационно-целевой этап (смыслообразующий). На данном этапе педагог создаёт проблемную (игровую) ситуацию и условия для постановки детской цели. Дети демонстрируют понимание цели;

- операционно-деятельностный этап. На данном этапе педагог создаёт условие для актуализации знаний дошкольников, организует процесс познания, коммуникации, обнаруживает затруднение, осуществляет помощь и поддержку различными средствами. Ребёнок демонстрирует решение поставленной цели и включение новых знаний (умений) в деятельность;

- оценочно-рефлексивный этап. На данном этапе педагог развивает умение у детей оценивать свою работу (действия), в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанник. Педагог ориентирует детей на самостоятельную деятельность по теме занятия.

7.Осуществить предварительную подготовку к занятию.

При этом педагог дошкольного образования должен понимать, что в предварительную подготовку к занятию включается не только подготовка методического обеспечения по теме занятия УМК для детей (раздаточный и наглядный материал) и педагога (методические пособия), но и большая предварительная индивидуальная и групповая работа по теме предстоящего занятия. Данная работа до занятия необходима, так как на занятии обеспечивает ситуацию успеха для каждого ребёнка, в особенности для детей с особыми образовательными потребностями.

Параллельно с выявлением особенностей различных моделей организации занятий, представленных в вариативных ООП дошкольного образования на сайте ФИРО, и их сравнительным анализом был разработан механизм анализа и самоанализа профессиональной деятельности, т.е. рефлексивной оценки педагогом модели организации НОД с точки зрения ее соответствия требованиям ФГОС ДО.

В ходе анализа (самоанализа) НОД педагогу дошкольного образования следует последовательно ответить на следующие вопросы:

1. Соответствует ли содержание занятия поставленной цели?

2. Соответствует ли оснащённость (оборудование) занятия поставленной цели занятия?

3. Соответствует ли организация образовательной деятельности на занятии требованиям СанПин, ФГОС ДО?

4. Как осуществляется поддержка детской инициативы и самостоятельности на занятии?

5. На каких этапах занятия была организована самостоятельная деятельность детей?

6. Каков характер деятельности воспитанников в процессе осуществления самостоятельной работы по теме занятия: репродуктивный; продуктивный; поисково-исследовательский, творческий?

7. Формы организации самостоятельной работы: подгрупповая; парная; индивидуальная?

8. В какой форме был подведён итог занятия?

9. Была ли осуществлена ориентация детей на самостоятельную деятельность в режиме дня по теме занятия?

Таким образом, в ходе апробации алгоритма подготовки занятия, планирования проекта конспекта, образцов анализа и самоанализа на практических занятых со слушателями курсов повышения квалификации ОГБУ ДПО «РИРО» было выявлено, что предложенный педагогический инструментарий помогает педагогу дошкольного образования более осознанно подходить к моделированию и организации совместной образовательной деятельности с детьми на занятиях в соответствии с требованиями ФГОС ДО, независимо от используемого в образовательном процессе дошкольной образовательной организации УМК.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (20.12.2016)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru