Рекомендации для воспитателей по использованию арт-терапевтического метода – «фототерапии» в детском саду
Автор: Дементьева Нина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской областиДошкольный возраст очень важный период в жизни каждого человека. Это - период активного формирования личности.
Детский сад в развитии личности играет очень важную роль. Здесь ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания, представления о себе и окружающей действительности.
В стремительно меняющемся мире, опираясь на накопленный опыт, каждый воспитатель детского сада находится в поиске новых форм и методов работы. Одним из таких методов является метод «фототерапия».
Что же это за метод? И как его применять в условиях детского сада?
Ответим на поставленные вопросы. Использовать данный метод можно начиная с 3 лет. Суть метода «фототерапия» заключается в следующем:
1. Педагог может использовать фотографии для решения педагогических проблем через совместное обсуждение, сочинение рассказов и стихотворений в процессе индивидуальной и групповой работы. Поскольку для детей естественнее выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов.
2. Использование метода «фототерапии» не требует больших финансовых затрат. Основная цель педагога заключается в создании здорового, комфортного и безопасного пространства для детей через «прикосновение» к прекрасному.
3. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить несколько базовых техник фототерапии, напрямую связанных с различными отношениями, возможными между ребенком, взрослым и сверстниками в процессе использования данного метода:
- фотографии, найденные или созданные с помощью фотокамеры; коллекции изображений в журналах, на открытках;
- фотографии детей;
- автопортреты;
- семейные альбомы и другие фотоколлекции.
4. Фотографию с успехом можно применять в решении проблем с адаптацией детей в детском саду. В этой работе нам поможет фотоальбома «Моя семья», в котором представлены фотографии из семейных архивов.
Фотоальбом «Мы растем» может использоваться воспитателем в «формате» творческого отчета о жизни группы. Данный формат подойдёт для использования в работе с родителями и воспитанниками.
Фотоальбом «Все профессии важны» позволяет воспитателю обогатить представления дошкольников о профессиях их родителей, сотрудников детского сада.
В режиме дня, в процессе образовательной деятельности, воспитатель, рассматривая с детьми фотографии, может знакомить с различным эмоциональным состоянием людей разного возраста; с разнообразными «картинами» природы. Фотографии могут стать для детей сильным «мотиватором», позволяющим дошкольникам активно включаться в творческую продуктивную деятельность.
Вывод. Таким образом, использование метода «фототерапия» в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду создаёт необходимые условия для развития у детей коммуникативных умений, познавательной и творческой активности; для эмоционального развития и успешной адаптации и социализации в обществе.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 09.02.2019)
Статья с презентацией во вложении (zip, 2MB)
Скачать вложение