Роль и особенности организации конструирования в познавательном и художественно-эстетическом развитии детей
Автор: Черникова Елена Евгеньевна, старший преподаватель кафедры ДиНО, ОГБУ ДПО "РИРО"Статья содержит конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет "Конструирование из бумаги "Птица-весна"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на важности «…развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности» как сквозных механизмах развития ребёнка. Конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу и иной природный материал [1, с. 11] рассматривается как один из основных видов деятельности детей дошкольного возраста, позволяющий реализовать цели воспитания интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворения потребности дошкольников в самовыражении. Конструирование является продуктивной деятельностью, в основе которой заключается польза, прочность и красота, что и отличает его от изобразительной деятельности.
Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов), что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми мира природы и различных видов произведений искусства. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки.
Конструктивная деятельность имеет большое значение для воспитания эстетических чувств, развития творчества, обеспечивает комплексное развитие детей. При знакомстве детей с современными зданиями (например, Рязанский Кремль, Драматический или кукольный театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в его практическом использовании, но и в оформлении самого здания. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту ярких осенних листьев и семян растений, причудливость корней и веток деревьев. Исследования Л.A. Парамоновой доказали, что в процессе конструирования в дошкольном возрасте у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом, так как при создании реалистичных образов дошкольники вовлекаются в наблюдение за окружающей действительностью. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста способами восприятия мира.
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы), из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному — конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, которые потом используют в сюжетно-ролевой игре.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов». Создавая конструкцию, оформляя внешний вид изделия или постройки, ребёнок получает элементарные представления об архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне. [2, с. 394]
В дошкольном возрасте ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Тема: Конструирование из бумаги «Птица-весна»
Цель: способствовать- закреплению навыка складывания птицы из бумаги в технике оригами;
- обогащению и активизации словарного запаса по теме занятия;
- воспитанию доброжелательного взаимодействия детей друг с другом и педагогом.
Задачи:
- организовать практическую деятельность детей, направленную на уточнение и расширение представлений о перелетных птицах;
- создавать условия для понимания детьми правильного отношения к природе;
- организовать деятельность детей, способствующую развитию мелкой моторики путем складывания птицы в технике оригами, развитию воображения;
- организовать рефлексивную оценку результатов самостоятельной деятельности детей.
Материал: разрезные картинки с сюжетом «Весна» по количеству детей, картинки с изображением перелетных птиц, демонстрационная игрушка-оригами «птица», квадраты бумаги 15*15 по количеству детей, карандаши, фломастеры.
Предварительная работа: Чтение стихотворений о весне, рассматривание репродукций картин русских художников о весне, просмотр презентации на тему «Перелетные птицы».
Этапы деятельности (продолжительность) |
Виды деятельности |
Формы организации деятельности (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) |
Методы и приёмы Фиксация в речи детей затруднения, удивления или новизны ситуации, появление главного вопроса или темы занятия и др. |
Расположение детей и оборудования
|
Примечания
|
Мотивационно-организационный
|
Игровая Сюрпризный момент «Собери пазл» |
Подгрупповая |
Словесный: объяснение, вопросы |
У каждой подгруппы детей свой конверт с разрезной картинкой |
Дети на столах собирают пазлы и узнают тему занятия. |
Практический: -актуализация знаний дошкольников
|
Коммуникативная |
Фронтальная
|
Актуализация знаний детей по теме занятия. Вопросы к детям.
|
|
Дети рассказывают все, что знают о весне.
|
Игровая
|
|
Хороводная игра «Гори, гори ясно»
|
Принимают участие в хороводной игре.
|
Приложение 1.
| |
|
|
Рассматривание картинок с изображениями перелётных птиц. |
Дети стоят полукругом возле доски На магнитной доске фотографии перелётных птиц |
Рассматривают картинки и называют знакомых им перелетных птиц.
| |
-ознакомление с новыми знаниями
|
Конструктивная
Воспитатель показывает приемы складывания оригами «птица». Предлагает детям уточнить этапы складывания.
|
Фронтальная
|
Сюрпризный момент – демонстрация игрушки-оригами «Птица-весна». Дети рассматривают и описывают игрушку. Проблемная ситуация: Как помочь птичке найти друзей-птиц?
Пальчиковая игра «перелетные птицы»
Дети уточняют этапы складывания.
|
Свободное размещение
|
Дети сами предлагают сделать птичек из волшебных квадратиков. Выполняют пальчиковую гимнастику. Приложение 2.
|
- включение новых знаний в деятельность
|
Игровая |
Фронтальная
|
Складывают птичку самостоятельно.
|
Сидят за столами |
Воспитатель предлагает детям раскрасить готовых птичек, нарисовать узоры.
Дети рассматривают готовые игрушки. Отмечают особенности каждой игрушки, придумывают игры со своими птичками.
|
Итоговый: - рефлексия; - ориентация детей на самостоятельную деятельность
|
Коммуникативная |
|
Воспитатель предлагает рассмотреть всех птичек. Уточняет, что все птички очень красивые. |
|
«Птица-весна» благодарит детей за заботу и предлагает детям поиграть с готовыми игрушками. |
Приложение 1. «Гори-гори ясно»
Цель: Развивать выдержку и ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
Игроки выбирают одного ведущего. Все остальные становятся парами друг за другом. Ведущий стоит перед колонной лицом к игрокам. Он говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Приложение 2.
Перелетные птицы Птицы в небе тают, тают Птицы к югу улетают. Все растаяли вдали Аист, цапли, журавли |
Машем руками
Ладонь «козырьком» ко лбу Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы |
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96с.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х частях. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста /Под науч. Ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 528 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. Часть 1. Часть 2. Образовательные программы по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. Ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2015. – 240 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. Изд. 2-е испр. и дополн. – Дубна: Феникс+, 2014.
5. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера,2013.
6. Бурмистрова Татьяна Ивановна "Пальчиковые игры на тему "ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ" URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/24/palchikovye-igry-na-temu-pereletnye-ptitsy (20.12.2016)
Скачать вложение