России стихотворная душа
Автор: Шумова Светлана Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №35» г. РязаньТематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Одной из задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, является ознакомление детей с художественной литературой. Знакомство с творчеством Сергея Есенина, великого русского поэта, воспевшего родной Рязанский край, является особенно актуальным для воспитанников старшего дошкольного возраста города Рязани и Рязанской области.
В конспекте тематического занятия «России стихотворная душа», представлены методические аспекты по ознакомлению с жизнью и творчеством нашего земляка С.А. Есенина: доступность, усиление художественного образа (прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и репродукций картин и т.п.), использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также технологий исследовательской и игровой деятельности.
Цель: Организовать образовательную деятельность детей, направленную на ознакомление с жизнью и творчеством С.А. Есенина; создать условия для развития выразительного навыка чтения стихотворений, поэтического слуха, навыков коммуникации; пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе Рязанского края; активизировать чувственное восприятие художественного слова.
Задачи:
Организовать:
1. Знакомство детей с фактами из биографии С.А. Есенина.
2. Понимание образного языка, умение чувствовать и слышать красоту родного слова.
3. Практические действия детей по выработке у них умения выразительного навыка чтения стихотворений.
4. Условия, способствующие воспитанию чувства любви к своей Родине - России, родной рязанской земле средствами художественной литературы и музыки.
5. Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.
Предварительная работа: знакомство детей с произведениями поэта
С. Есенина, разучивание стихотворений, знакомство с музыкальными произведениями на слова С. Есенина, рассматривание фотоальбомов и открыток «Константиново».
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, USB накопитель, портрет поэта, осенний букет, веточка берёзы, голубая лента, аудиозапись романса, запись стихотворения «Разбуди меня завтра рано…» в исполнении Сергея Безрукова.
Ход занятия:
Звучит фоновая музыка для чтения стихотворения. На экране слайд: портрет С.Есенина.
В этом имени – слово есень,
Осень, ясень, осенний цвет
Что-то есть в нем от русских песен:
Поднебесье, тихие неси
Сень березы
И синь рассвет
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты
Только скажут: Сергей Есенин
Всей России встают черты. (Н. Браун)
Сергей Есенин! Близкое и родное имя. Голубоглазый, светловолосый, задорный молодой человек из села Константиново Рязанской области, наш с вами земляк. Он стал всенародным любимым поэтом, благодаря своему дару – писать стихи. Каждая строчка стихотворений поэта наполнена любовью к родному краю. Его поэзия лирична, проста и красочна.
Сергей Есенин! Это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней.
В твоих стихах, Сергей Есенин!
Дети, а вы хотите побывать в чудесном крае Есенина, на широких рязанских просторах, где «сыплет черёмуха снегом», «листьями звёзды льются», «где берёзы стоят, как большие свечки»? (Ответы детей).
Закройте глаза, мы отправляемся в путешествие… (Презентация)
Где ты есть, милый край берёзовый?
Там есенинская тропа...
Плачет песни свои боль-слёзные
птица иволга, да сосна.
Вечерами тоска унылая,
где гармоника - там душа.
Русь ты белая, сердцу милая,
как раздольна и хороша!
Мы на берегу реки Оки, в селе Константиново. Рязанское село завораживает спокойной и скромной красотой русской природы, где господствует река Ока – правая рука Волги! В центре села стоит обычный деревянный дом (слайд). Милый дом с голубыми ставнями, белыми занавесками и ткаными половиками. Окна выходят на реку. Берёзы пригнулись к мемориальной доске «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин».
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
В этом доме 3 октября 1895 года в семье Есениных родился мальчик по имени Серёжа. Рязанская земля наделила Сергея силой, красотой и талантом. В 5 лет научился читать, а в 8 начал писать стихи. Всё, что он видел и слышал в детстве, нашло отражение в его творчестве. Сергей очень любил свою маму и посвятил ей много стихов.
(запись отрывка из стихотворения «Разбуди меня завтра рано…» в исполнении Сергея Безрукова.) (слайд родители С. Есенина)
Вот его мать и отец. Вглядитесь в их лица, в их добрые глаза. Послушайте, как Сергей Есенин писал о своём детстве.
«Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».
В Константиново, где жил С. Есенин весело отмечали праздники, водили хороводы, затевали пляски и игры. Приглашаю и вас поиграть в русскую народную игру «Заря»!
Русская народная игра «Заря» Дети встают в круг, держатся за руки, медленно идут по кругу и говорят:
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
В такую игру играл и маленький Серёжа Есенин.
Вслушайтесь внимательно в стихи Сергея Есенина и вы услышите, как оживает природа. Деревья, цветы, трава, пашни, дожди - все открывает поэту свои тайны.
(Ребёнок читает заранее выученное стихотворение)
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись тонкие берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Словесно-речевая игра «Плетём венок».
- Ребята, сейчас мы с вами сплетём венок. Венок наш будет необычный. Он состоит из слов. Мы, передавая друг другу веточку берёзы, назовём слова, подходящие к слову «берёза».
- Какая берёза? (Дети в кругу, называют слова: белая, кудрявая, гибкая, красивая, стройная, нежная).
Есенин писал свои стихотворения не только для взрослых, но и для детей. Первым стихотворением, которое опубликовал Есенин в детском журнале «Мирок», было «Береза». Береза - символ нашей Родины.
С. Есенин «Береза» читает воспитанник группы
Красива есенинская природа во все времена года. Она движется и переливается всеми красками радуги. В разное время года - свой цвет, свои переливы.
С. Есенин «Тихо струится река серебристая», «Отговорила роща золотая» читают воспитанники группы
В разгар весны, когда яркое, теплое солнце начинает согревать всё живое вокруг, распускается прекрасное дерево с белыми, душистыми цветами. Кто из вас догадался, что это за дерево? Это…черёмуха. «Черемуха».
С. Есенин «Черемуха» читает воспитанница группы
О чем эти стихи, что воспевает в них поэт?
Дети: Это стихи о природе, в них поэт воспевает красоту русской березы, красоту зимы, рождение нового дня...
Ребята, вы сегодня слушали стихотворения С. Есенина. Вы заметили, как они мелодичны, певучи, легко заучиваются? На многие его стихотворения была написана музыка, и получились песни. Грустные, лиричные. Звучит мелодия песни «Во поле берёза стояла». Приглашаю всех в хоровод! (водим хоровод).
В нашем городе Рязани есть не только памятник поэту, но и улица имени Сергея Есенина, концертный зал носит его имя, рязанский государственный университет, ресторан, а в его родном селе Константиново каждый год в день рождения поэта проводится праздник, на который собираются люди со всей нашей страны.
В доме, где родился Есенин, в селе Константиново сейчас открыт музей.
Вот и закончилось наше путешествие. Чем оно вам запомнилось? Пришло время возвращаться в детский сад. Закроем глаза, увидим ещё раз берёзовые рощи, васильковые поля, синюю ленту реки Оки, услышим пение птиц. Звучит фоновая заставка «В лесу». Ну, вот мы и в группе!
Сегодня мы с вами увидели, услышали и прочувствовали чудесный мир, созданный поэтом. И нам надо учиться замечать всё прекрасное. Я думаю, что вы не раз в течение своей жизни откроете книгу стихов замечательного поэта Сергея Есенина.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.В. Инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДНЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 367 с.
2. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. — Москва: Молодая гвардия, 1989. — 352 с.
3. Куняев С.Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин. Москва: Молодая гвардия: 2006. – 594 с.
4. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы / С.А. Есенин; Сост. Ю.Л. Прокушев. - Москва: Современник, 2001. - 478 c.
Презентация к занятию во вложении (pdf, 1Mb)
Скачать вложение