Самая, самая мама
Автор: Генералова Светлана Геннадиевна, Чебрякова Анастасия Юрьевна, педагоги МБДОУ «Детский сад № 5 «Пчелка», г. Скопин, Рязанская областьКонспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе
Аннотация
Наиболее эффективным средством воспитания нравственности в дошкольном возрасте являются литературные произведения. Переживая вместе с героями сказки или рассказа различные события, ребенок учится анализировать поступки с точки зрения существующих в обществе моральных норм.
Подкрепление прочтения увлекательной истории небольшой беседой, связывающей мораль прочитанного с жизненным опытом ребенка, практические действия по решению поднятой проблемы- залог плодотворной работы по воспитанию нравственных качеств дошкольника.
Введение таких бесед в занятия по развитию речи позволяет осуществить комплексный подход, максимально продуктивно использовать часы, отведенные на НОД.
Лексическая тема: «Животные и их детеныши»
Цель: закрепление знаний по темам «Детеныши домашних животных», «Детеныши диких животных»
Задачи:
Обучающие:
- обобщить знания детей о диких и домашних животных и их детенышах;
- закрепить словообразовательный навык (образование существительных суффиксальным способом, с помощью суффикса -ёнок-; образование превосходной степени сравнения прилагательных с помощью слова «самая»);
- расширять словарный запас прилагательных- характеристик человека.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику (умение загибать и разгибать пальцы в кулак по одному);
- развивать внимание, память.
Воспитательные:
- актуализировать у детей представления о роли мамы в жизни человека.
Словарь существительных: котенок, щенок, жеребенок, козленок, поросенок, теленок, волчонок, лисенок, ежонок, бельчонок, медвежонок, зайчонок.
Словарь прилагательных: добрый, мудрый, справедливый, красивый, заботливый, трудолюбивый, веселый.
Оборудование и материалы: текст сказки А. Шевченко «Самая лучшая мама»; иллюстрации к сказке; разрезанные картинки с изображением диких и домашних животных («половинки»); картинки с изображением детенышей животных; мягкая игрушка; магниты; доска.
Ход занятия
Мотивационный этап
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Ответное приветствие детей
Педагог: Мы с вами несколько занятий говорили о животных. Какие бывают животные?
Ответ детей: Дикие и домашние
Педагог: Вы наверняка помните, что у животных есть детеныши. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказочной стране, животные, которые ее населяют, очень любят своих мам, а сказка так и называется «Самая, самая мама». Но с ними произошла очень неприятная история, Вовочка из Тридевятого царства слушал сказку не внимательно, отвечал на вопросы по ней не правильно и многие детеныши потеряли своих мам. Давайте отправимся в путешествие, на котором очень внимательно послушаем сказку, ответим правильно на вопросы, и каждый детеныш найдет свою самую, самую маму. Вы готовы помочь малышам?
Ответ детей: Готовы.
Ориентировочный этап
Педагог: Итак, путешествие начинается, но не забывайте слушать внимательно и постарайтесь запомнить животных, которых мы увидим в сказочной стране.
Исполнительский этап
Чтение сказки А. Шевченко «Самая, самая мама».
Педагог: - Моя мама лучше всех!- сказал слоненок:- потому что она самая красивая, самая добрая и самая большая.
- Не-е-ет,- пропищал мышонок:- моя мама лучше всех!
- Это, почему?!- удивился слоненок.
- Потому что она самая красивая, самая добрая и самая маленькая.
Жираф был уверен, что его мама лучше всех остальных мам, потому что она самая красивая, самая добрая, и у нее самая длинная шея!
- Лучшшше всссех моя мама! - прошипела тоненькая змейка: - Она самая красивая, самая добрая и самая ядовитая!
- Вы не правы,- сказал ежик:- моя мама лучше всех, она самая красивая, самая добрая и самая колючая!
Медвежонок обиженно зарычал:
- Рррр! Лучше моей мамы нет никого! Она самая красивая, самая добрая и самая лохматая!
Попугай громко прокричал:
- Не спорьте, лучше всех моя мама, она- самая красивая, самая добрая и самая говорливая!
Кенгуренок был убежден, что его мама лучше всех остальных мам, ведь это она самая красивая, самая добрая, прыгает дальше всех и носит его в сумке!
Педагог: Эта сказка может продолжаться бесконечно, как вы думаете, почему?
Ответ детей: Для каждого из нас, самая, самая, самая, это своя мама.
Работа по содержанию сказки
Педагог: Вот такая чудесная страна, где каждый называет свою маму самой- самой. Ребята, давайте вспомним, какие животные встретились нам в сказке?
Ответ детей: Слоненок, мышонок, жираф, змейка, ежик, медвежонок, попугай, кенгуру.
Педагог: Молодцы, всех вспомнили! Слоненок сказал, что его мама самая…
Ответ детей: Красивая, добрая и самая большая
Педагог: Мышонок сказал, что его мама самая…
Ответ детей: Красивая, добрая и самая маленькая
Педагог: Жираф был уверен, что у его мамы самая…
Ответ детей: Длинная шея
Педагог: Ежик говорил, что его мама…
Ответ детей: Самая красивая, добрая и самая колючая
Педагог: А какая мама у медвежонка?
Ответ детей: Самая красивая, добрая и самая лохматая
Педагог: Что про свою маму сказал кенгуренок?
Ответ детей: Мама кенгуренка самая красивая, самая добрая, прыгает дальше всех и носит его в сумке.
Педагог: Вот такие разные мамы у животных в сказочной стране. Вы отвечали на вопросы правильно, и каждый из малышей нашел именно свою маму.
У вас, ребята, мамы тоже разные, но каждый из вас любит свою маму и считает ее самой- самой. Давайте попробуем сказать про своих мам, какие они?
Педагог дает одному из детей мягкую игрушку. Дети передают ее по кругу и рассказывают о маме.
Ответы детей: Моя мама самая добрая, мудрая, справедливая, красивая, заботливая, трудолюбивая, веселая.
Педагог: Вот сколько добрых, приятных слов нашли вы, говоря о своих мамах. Мама - самый дорогой человек, которого мы любим и ценим. И мамы вас любят и заботятся о вас.
Физкультминутка
Педагог: Ребята, наше путешествие по сказке продолжается, сейчас предлагаю вспомнить гимнастику для пальчиков про мам и их детенышей, ведь еще не все малыши отыскали именно своих самых - самых мам.
На каждую строчку дети загибают/ разгибают по одному пальчику; на последней строчке показывают «класс»; хором проговаривают текст стихотворения.
Довольна корова своими телятами,
Собака довольна своими щенятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А мама довольна своими ребятами!
Педагог: Ну, что друзья мои, каким теперь животным мы помогли найти своих мамочек?
Ответ детей: телятам, щенятам, котятам, поросятам, козлятам.
Педагог: Молодцы.
Работа над лексической темой «Детеныши животных» (обобщение)
Педагог: Ребята, посмотрите, Вовочка из Тридевятого царства еще и какую - то коробку бросил. Давайте ее откроем!
Посмотрите, что в ней?
Ответ детей: здесь фотографии животных и их детенышей! Но они разорваны. Педагог: Вот проказник Вовочка, разве так можно поступать? Видимо, именно по этой причине малыши из коробки не могут отыскать своих мам. Но, как нам помочь детенышам животных?
Ответ детей: Давайте попробуем собрать картинки животных из частей.
Педагог: Думаю, вы правы, соберем из частей целое, а после этого получится разыскать его половинку.
Дети собирают разрезные картинки животных, называют маму и ее детеныша.
Ответ детей: Кошка- котенок, собака- щенок, лошадь- жеребенок, коза- козленок, свинья- поросенок, корова- теленок, волчица- волчонок, лиса- лисенок, ежиха- ежонок, белка- бельчонок, медведица- медвежонок, зайчиха- зайчонок.
Педагог: Какие вы молодцы, сколько хороших поступков вы совершили в сказочной стране, даже для животных из коробки нашли мамочек.
Рефлексивный этап
Педагог: Ребята, нам пора возвращаться из нашего путешествия. Скажите, чем вы помогали жителям сказочной страны? Какие задания выполняли, чтобы не оставить в беде малышей? А кто натворил такое безобразие с животными из сказки? Кто из жителей сказочной страны вам больше всего понравился?
Ответы детей
Педагог: Ребята, но мы с вами говорили не только о животных и их детенышах, но и о маме. О том, что мама - самый добрый, самый мудрый, самый заботливый человек.
Перспективный этап
Мы любим своих мам. Поэтому на занятии по рисованию нарисуем для мам красивые осенние цветы. Мамы очень обрадуются такому подарку!
Список литературы:
1. Шевченко А.А. Самая, самая мама» СПб: Мир детства, 2019 г.-77с
Конспект во вложении (pdf 186KB)
Скачать вложение