Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности, или вместе в школу мы идем!
Автор: Жук Светлана Александровна, воспитатель, Гордеева Светлана Сергеевна, воспитатель, Салангина Наталья Викторовна, учитель- логопед. МБДОУ «Детский сад №121», г.РязаньСценарий родительского собрания
Аннотация
Родительство – сложная многогранная роль. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос просвещения и психолого-педагогической поддержки родителей детей дошкольного возраста. В этом возрасте происходит активное становление личности ребенка, ребенок познает систему жизненных ценностей, на основе чего формируются черты характера, а также в этот период происходит физическое и физиологическое развитие и созревание. Родители являются главными помощниками в социализации детей, а также наиболее значимыми и близкими для ребенка людьми, от которых во многом зависит его дальнейшее развитие дошкольника. На правилах воспитания в семье в полном объеме основывается гармоничный рост и развитие ребенка, его личности. От верного построения воспитательного процесса в семье во многом зависит успешность адаптации ребенка в обществе. Однако не является секретом то, что многие родители испытывают разного рода затруднения в воспитании и образовании детей.
В настоящее время информационная эпоха сделала доступным получение любой информации через интернет. Возникло ощущение не только информированности в различных вопросах, но и достаточной компетентности в вопросе воспитания и образования дошкольников. Однако обилие информации не помогает, а, наоборот, мешает компетентному воспитанию и образованию детей. Современный родитель, живущий в этом информационном потоке, очень часто оказывается не способным оценить полученную информацию, выбрать нужное для воспитания своего ребенка и избежать иногда даже опасной информации. В таком случае просветительская работа становится необходимой во взаимодействии педагогов дошкольного образования и родителей воспитанников.
Связь общественного и семейного воспитания жизненно необходима. Она осуществляется в педагогическом просвещении родителей и исходит из общих задач воспитания.
Одним из важных аспектов в воспитании юного поколения является передача культурных семейных традиций, традиций своего народа, страны. Передача семейных и национальных культурных традиций происходит через различные средства, включая устную традицию, семейные ритуалы и обычаи, образование и культурные мероприятия.
Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт общения с людьми, знакомится с многогранностью человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждом доме есть свой набор определенных правил и привычек, которые обязательно выполняются. Семейные традиции и обычаи помогают легко взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.
Традиции семейного воспитания, передаваясь из поколения в поколение, приспосабливаясь к условиям нынешней жизни, постоянно меняются. Но не меняется их назначение в обществе - они призваны укреплять родственные связи и отношения. Эти традиции являются механизмом передачи важных личностных и социальных качеств человека, такие как сострадание, любовь, доброта, взаимопонимание, готовность помочь близкому человеку.
В такой помощи сильно нуждаются дошкольники подготовительной группы, будущие первоклассники. В наше время при большом количестве программ дополнительного образования родители забывают о своей непосредственной роли в становлении личности ребенка.
Именно семья является основной опорой для ребенка-дошкольника, которая может повлиять на многие стороны его личности (духовное, нравственное, эмоциональное воздействие), должна помочь разобраться в окружающей действительности, овладеть системой ценностей для дальнейшей успешной социализации.
Чтобы повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и образования детей данного возраста и способствовать развитию ответственного и осознанного родительства, было организовано родительское собрание.
Проведение родительского собрания «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности, или вместе в школу мы идем!»
Цель: повышение воспитательного и образовательного потенциала семьи, направленного на развитие личности ребенка через ознакомление с семейными традициями.
Задачи:
- заинтересовать родителей и детей изучением своей семьи;
- прививать уважение к культурным традициям семьи и страны;
- привлечь родителей к совместному участию в образовательном процессе, направленном на изготовление игрушки.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители, дети, воспитатели, учитель- логопед.
Предварительная работа: домашнее задание на темы «Правила нашей семьи», «Любимое блюдо нашей семьи», «Любимая книга нашей семьи»; создание видеоролика с семейными фотографиями воспитанников.
Ход собрания
1. Вступление.
Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше собрание посвящено теме «Семья и ее роль в становлении личности будущего школьника»
Семья – это маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Поскольку семья – Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и загадки Вселенной. И они действительно существуют. Но на каждую загадку есть своя разгадка.
Время неумолимо летит. Дети взрослеют, строят уже свою карьеру, семью.
А как они это будут делать, насколько уверенно себя будут чувствовать в общении с людьми, в достижении поставленных целей и задач, во многом зависит от того, какую поддержку и опору они получили в начале своего пути в детстве, в семье.
Семья является основной опорой, «столпами» для становления человека как личности.
Так из чего же строится эта надежная опора и как важна она дошкольникам подготовительной к школе группы? Давайте попробуем разобраться в этом.
1. – Вашему вниманию предлагается упражнение «Настроение».
(На столах перед родителями с детьми лежат картинки с изображением настроения на воздушных шариках).
- Выберите, пожалуйста, шарик с изображением вашего настроения сегодня.
(Родители вместе с детьми выбирают).
- Какое настроение чаще всего преобладает в вашей семье?
(Выбирают шарик с соответствующим настроением).
2. Воспитатель.
- А теперь давайте посмотрим, какое настроение бывает в наших семьях по тем фотографиям, которые вы принесли. И нравится ли детям оно?
Просмотр видеофильма, составленного из семейных фотографий воспитанников, которые они приносили чуть раньше.
(Обычно такой просмотр настраивает на позитивный лад, вызывает положительные эмоции).
3. – А что же еще важного и интересного в ваших семьях? На чем строится опора будущих первооткрывателей, спортсменов и других выдающихся личностей?
- Давайте приоткроем завесу, обсудив такие темы, как «Правила нашей семьи», «Любимое блюдо нашей семьи», «Любимая книга нашей семьи..»
(Дети вместе с родителями делятся традициями своих семей).
4. Как много всего интересного мы услышали. Но с чем же приходится встречаться нашим детям, когда они выходят за пределы семейного круга? Давайте познакомимся с некоторыми конкретными задачами вместе с детьми.
Задания от учителя – логопеда.
Логопед. Здравствуйте, уважаемые родители и ребята. Предлагаю отгадать вам загадку.
Место, где живет уют,
Там, где любят нас и ждут,
Догадайтесь, я о чем?
Всем на свете нужен … (Дом)
- А как мы можем назвать ласково? (Домик)
- Нужно выполнить звуко-буквенный анализ слова «Домик»
(На столах, перед каждым ребенком с родителем лежат фишки для обозначения звуков: красные, синие и зеленые, и кассы букв).
Дети вместе с родителями выполняют звуко-буквенный анализ слова. Обсуждают. Выявляют трудности и пути их преодоления.
- Сколько согласных звуков в этом слове? (3)
- Сколько гласных звуков в слове? (2)
- Сколько слогов в слове? (2)
- Сколько букв в слове? (5)
- Сколько звуков? (5)
5. Физкультминутка «Зверобика» (Уселась кошка на окошке)
Родители вместе с детьми выполняют движения под музыку под руководством учителя- логопеда.
Уселась кошка на окошко Наклоны головы вправо-влево.
И стала лапкой уши мыть. Круговые движения ладошкой
Понаблюдав за ней немножко, поочередно возле правого и левого уха.
Ее движенья можем повторить. Хлопки в ладоши.
Припев.
Раз, два, три. Ну-ка повтори! (2 раза) Круговые движения ладошкой
Три, четыре, пять. Повтори опять! (2 раза) поочередно возле правого и левого уха.
Повтори опять!
Змея ползет лесной тропою, Извивающие движения туловищем.
Как лента, по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем вам изобразить. Рукой показываем такое движение.
Припев.
Раз, два, три. Ну-ка повтори! – 2 раза
Три, четыре, пять. Повтори опять! – 2 раза
Повтори опять! Волнообразные движения рукой.
Мартышка к нам спустилась с ветки. Имитация движения спуска по канату.
Мартышку надо уважать.
Ведь обезьяны- наши предки,
А предкам, детки, надо подражать. Подскок на месте.
Припев.
Раз, два, три. Ну-ка повтори! – 2 раза
Три, четыре, пять. Повтори опять! – 2 раза
Повтори опять! Имитация движения спуска по канату
Ребята с родителями выполняют движения под музыку.
6. Воспитатель.
Продолжим погружаться в мир заданий, которые встречаются на пути будущих первоклассников.
Задание «Лабиринт»
Детям вместе с родителями предлагается лабиринт, который нужно пройти.
Воспитатель.
- Легко ли было вам выполнять это задание? (Да)
- А если бы дети одни его выполняли? (Не очень легко)
- Вы, родители, оказали небольшую помощь, которая сыграла решающую роль в достижении результата.
- Как вы думаете, нужна ли помощь родителей будущим первоклассникам сейчас и в дальнейшем, при переходе в школу? (Обсуждение родителей).
- На сколько большой должна быть эта помощь?
Выводы родителей: помощь нужна, она должна быть направляющей, небольшой. Но ребенок всегда должен знать, что у него есть опора. И в любой ситуации он может поделиться своими проблемами, которые будут совместно преодолены).
6. Воспитатель.
Помимо преодоления проблем, семью сближают и сплачивают совместные приятные хлопоты и заботы.
В преддверии самого волшебного и доброго семейного праздника – «Новый год!» предлагаем вам сделать поделку для нашей елочки.
На столах разложены плоскостные деревянные заготовки елочных игрушек, салфетки с различными рисунками, ножницы, кисти, клей ПВА.
Под руководством воспитателей дети вместе с родителями изготавливают елочные игрушки в технике «Декупаж».
Воспитатель просит на обратной стороне игрушки фломастером написать пожелание на Новый год для своих детей, своей семьи.
Затем елочка в группе украшается этими игрушками.
Выводы
- Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. А эти корни - и есть семья. Если мы будем ценить свою семью, знать историю своей семьи, нам не страшны никакие невзгоды.
Решение родительского собрания.
-
Постепенно с взрослением детей рассказывать им о своих предках.
-
Поддерживать семейные традиции и создавать новые.
-
Начать создавать альбом «Герб семьи»
-
Принести в группу семейную фотографию для оформления стенгазеты «Моя семья».
Литература
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования". (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847). 214 URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения 10.11.2024). Текст: электронный.
2. Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации / Т.П. Авдулова, И.А. Бурлакова, Е.И. Изотова, Т.В. Кротова, О.В. Никифорова, В.А. Новицкая, Г.Р. Хузеева, Р.И. Яфизова [и др].: под ред. Е.И. Изотовой, Т.В. Кротовой. – Москва, 2024. – 225 с.
3. Авдулова Т.П., Бурлакова И.А Кротова Т.В. Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства. // Современное дошкольной образование. – 2023. – №4 – С. 64-74.
4. Гергокова Е. В. Содержательный семейный досуг как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников // Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. – 2015. – № 2.
5. Дорофеева П.В. К проблеме исследования свойств личности дошкольников с разными типами привязанности к матери // ярмарка научно-практических инициатив студентов ЯНПИС. Материалы XVII 218 межрегиональной студенческой научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 86-89
6. Ерофеева Т.И., Березина Ю.Ю. Проблемы вовлечения родителей в процесс подготовки детей к обучению в школе // Педагогическое образование и наука. – 2019. – №1 – С.19-25.
7. Зверева О. Л. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями. - Ростов-на-Дону, 2020. – С.6-7.
8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. - Москва, 2006. – 128 с.
9. Киселева Л.Г., Васильева С.Н., Михайлова И.В., Песьякова Н.В., Тишкова Ю.С. Семейные традиции в современном обществе // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. - № 304 (118). – С. 209-212
10. Ткаченко Т.А. Фонематический слух и звуковой анализ. Добукварная подготовка дошкольников. //Логопедическая школа Татьяны Ткаченко. - Ростов-на-Дону, 2023. – 55с.
11. Физкультминутки https://nsportal.ru/detskiysad/fizkultura/2014/02/27/fizkultminutki (дата обращения 10.11.2024). Текст: электронный.
12. Лабиринты для детей 5-7 лет. https://ru.pinterest.com/pin/230316968426995060/ (дата обращения 10.11.2024).
13. Махмутова Х. Декупаж из салфеток. – Москва, - 2009.- 72 с.
Полный текст статьи во вложении (pdf 242Kb)Скачать вложение