Школа для ежат
Автор: Новикова Анастасия Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №115», г. РязаньОбразовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие» включает в себя: развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Задача учителя-логопеда - подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом детьми в школе.
К.Д. Ушинский говорил, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. Поэтому он рекомендовал начинать обучать грамоте детей с анализа звучащего слова. Упражнения детей в нахождении заданных звуков в словах, подбор слов с заданным звуком, разложение слов на слоги и слогов на звуки, перестановка звуков в словах не только развивают внимание, память и ум ребенка, но и готовят его к пониманию того, что предстоит читать, пробуждает интерес к обучению грамоте.
Разнообразные игры и упражнения, которые имеют многофункциональный характер, вызывают интерес у детей, облегчают усвоение материала по обучению грамоте. Данная образовательная деятельность проводится в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Построена с учетом возможностей и интереса детей. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о животных, о звуках и буквах, развиваем связную речь, используем игру и упражнения на развитие общей и тонкой моторики. Занятие включает задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.
Цель: Организация образовательной деятельности, направленной на закрепление знаний детей о йотированных гласных буквах.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять ранее полученные знания о йотированных гласных буквах;
- Учить правильно определять первую йотированную гласную на письме.
- Закреплять знания по ранее изученным лексическим темам: Животные.
Коррекционные:
- Способствовать формированию навыка звукового анализа, пробудить интерес к изучению гласных букв.
- Развивать слухоречевую память, зрительное восприятие;
- Развивать мелкую моторику;
- Формировать графо-моторные навыки
- Развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников;
- Учить соблюдать речевой этикет;
Оборудование: Доска, раздаточный материал: схема отличия звуков от букв, изображения букв, фонограмма «шум леса», карточки с заданиями, фишки для составления схемы слов.
Предварительная работа: знакомство с йотированными гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я.
Литература:
1. Ильина Т.Г. Игровой букварь для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Обучение грамоте по методике Г.А. Каше / Т.Г. Ильина. – 2-е изд., испр. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. – 176с.
2.Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-256 с.
3. Нищева Н.В. Тетрадь дляобучение грамоте детей дошкольного возраста. №1, №2, №3. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.- 32 с., цв. ил.
4. Шобанова О.В. Тетрадь для предупреждений нарушений письма. Выпуск 2. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.- 24 с.,
Полный вариант статьи во вложении (docx, 942Kb)
Скачать вложение