Система работы по формированию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
Автор: Портнова Татьяна Петровна, Гавердовская Галина Вячеславовна, Ларина Ирина Алексеевна воспитатели, МБДОУ «Детский сад №48» «Рябинка» г. Рязань
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к пяти – шести годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть сформировано в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию и правильного звукопроизношения неразрывно связано с решением всех задач речевого развития.
Согласно ФГОС, работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).
В дошкольном возрасте одним из эффективных средств воспитания звуковой культуры речи является дидактическая игра. Дидактическая игра в образовательном процессе создает необходимые условия для полноценного развития речи ребенка.
Таким образом, тема актуальна тем, что воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи, и дидактические игры и игровые упражнения, помогут сделать материал увлекательным, дадут возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно, облегчат процесс усвоения знаний.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом: - М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
3. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Под ред. Т.Б.Филичевой. - М.: Гном-пресс, 1999. - 64 с.
4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – М.: Сфера, 2012. – 192 с.
5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии. - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
6. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта) / Под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988.
Дошкольный возраст – самый важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобрести навыки общения и учиться строить отношения с «окружающим миром».. В младшей группе детского сада часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся совсем, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Понятие звуковая культура речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О.И.Соловьевой, А.М.Бородич, А.С.Фельбергом, А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществлялась систематически на специальных речевых занятиях, но она естественно может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе: прослушивания музыки, во время пения, в выполнения каких – либо музыкально-ритмических движений, решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и т.д.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, индивидуальная работа с детьми, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики тренировали артикуляционный аппарат детей, учили, уточняли и закрепляли, в игровой форме, произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — упражняли отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организовали индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий была организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключалась в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Необходима высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Учитывая важность, проблемы по этому вопросу, был разработан перспективный план по развитию звуковой культуры речи «Звук-волшебник». [Приложение 1]
Цель: развитие звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
- Развивать речедвигательный аппарат;
- Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков;
- Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
Ожидаемый результат: данная работа способствовала формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке правильной дикции у детей младшего дошкольного возраста.
Развитие речи особенно быстро происходит у детей младшего возраста: быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Поэтому, именно на данном возрастном этапе нужно учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.
Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.
Для детей младшего дошкольного возраста подходят небольшие чистоговорки (му – му – му – молока кому?, ко – ко – ко – не ходите далеко. У зайки Бубы, заболели зубы).
Так же важно приучать детей к речи среднего темпа. Есть дети, которые говорят торопливо, им можно предложить прочитать потешку “Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…” (чтение сопровождать поглаживанием куклы по голове и т.д.).
Для формирования силы и высоты голоса использовали подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса, например подвижная игра «Кот и мыши», дети негромко произносили «Тише, мыши, не шумите…». Игры проводились как в группе, так и на улице во время прогулки в утреннее и вечернее время.
Также необходимо развитие интонационной выразительности речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребенку в его повседневной жизни. Использовали фольклорные песенки «Идет коза рогатая», «Ладушки». Использовали такие приемы как хоровые и индивидуальные повторения, они обеспечивали тренировку речедвигательного аппарата детей.
Проводились беседы с детьми о том, как нужно вести себя в транспорте, в магазине и т.д. было подготовлено сообщение на родительское собрание о культуре поведения ребенка. Обратили внимание взрослых на необходимость воспитания у детей навыков поведения в общественных местах.
Работа по формированию речевого слуха большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания. В младшей группе использовали музыкальные игрушки и звучащие игрушки, чтобы дети приучались различать силу и характер звука. Д/и «Солнце или дождик», «Угадай что делать?», «Где позвонил?», «Угадай на чем играют?» и т.д.
Использовали различные игры на звукоподражание «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?».
Детям предлагалось пожужжать «как пчела», погудеть как «паровоз». При звукоподражании детей (шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и др.) у детей отмечалась высокая активность.
Детям предлагалось вслушаться в звучащую речь, различать на слух ее разнообразные качества, например игра «Угадай, что я сказала?», побуждать детей вслушиваться в речь педагога или сверстников. Правило: я буду говорить тихо, вы внимательно прислушайтесь и угадайте. Что я сказала. Тот, кого я вызову, четко скажет. Что он услышал. Игра «У кого кубик?», воспитатель задавал этот вопрос кому – нибудь из детей, а ребенок передавал кубик товарищу «отвечая, я отдал его Лизе», «я отдал его Насте» и т.д. Дети активно и с большим интересом играли в эти игры.
Работа по развитию звуковой культуре речи детей проводилась и на прогулке в утреннее и вечернее время, слушали «звуки улицы», играли в подвижные и словесные игры, повторяли стихи, чистоговорки и т.д.
Для работы над речевым дыханием использовали упражнения «Насос», «Дровокол», а также «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».
Для повышения интереса к занятиям, играм, упражнениям использовались различный материал: игрушки, картинки, настольно – печатные и дидактические игры, игровые действия.
К речевой работе с детьми привлекали родителей.
Для родителей были подобраны консультации, наши беседы помогали родителям понять, насколько речевое развитие ребенка зависит от общения с родителями, их интереса к совместной с детьми речевой деятельности.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе.
Проводимая работа позволяет расширить представление родителей о средствах и методах воспитания дошкольников и увидеть результаты развития речи детей.
В нашей работе также были использованы дидактические игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста, предложенные А.И.Максаковым, Г.А.Тумаковой: «Волшебная палочка подскажи», «Скажи как я», «У кого такой предмет», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Назови как можно больше предметов», «Покажи правильно», «Дождик», «Отгадай» и многие другие игры.
Работа по развитию звуковой культуре речи представляет целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой культуры речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает исправить.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: проблема формирования звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста, является актуальной. При удачной реализации разработанной системы мероприятий можно добиться отличных результатов, потенциал развития речи ребенка очень велик.
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (docx, 33Kb)
Скачать вложение