Системная модель формирования речевой познавательной структуры мотивации у детей с ТНР
Автор: Карташова Александра Александровна, заместитель заведующего по ВМР; Мазеина Татьяна Федоровна, учитель-логопед; Петрунько Ольга Васильевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №14», Рязань
Проект «Формирование речевой и познавательной структуры мотивации у детей с ТНР «Учение с увлечением»» направлен на создание многоуровнего пространства, обеспечивающего свободное усвоение языковых норм и укрепление психического, физического здоровья детей с ТНР дошкольного возраста 5-7 лет.
Современная педагогическая практика дошкольного образования, исходя из ФГОС, требует реализации следующих принципов:
- развивающего образования детей;
- научной обоснованности и практической применимости;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности (на занятиях), но и проведении режимных моментов;
- полноты, необходимости и достаточности (что позволяет решать поставленные задачи и цели только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников.
В практике коррекционно-развивающего обучения родному языку детей дошкольного возраста с ТНР известны различные методы и подходы.
Традиционно основное внимание уделяется развитию фонетического, лексического и грамматического строя речи, формированию связной речи дошкольника с ТНР в отрыве от индивидуальности конкретного ребенка. Учителя-логопеды нашей организации широко используют игровые, наглядные, предметно-практические методы, методы проблемного обучения, ТРИЗ, опираясь на системно-деятельностные, личностно-ориентированные подходы.
Целый ряд научных исследований, современных теорий доказывает, что овладение языковыми нормами у детей с ТНР успешнее происходит в случае создания особых условий, способствующих формированию новых качеств ребенка. Практика нашей организации доказывает, что эффективной является такая система личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка, которая позволяет реализовать формирование индивидуальных мотивационных действий к изучению языка и овладению им.
Полный вариант статьи с приложениями и презентацией к занятию во вложении (zip, 4Mb)
Скачать вложение