РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Сказочный лес

Автор: Чекова Инесса Сергеевна, Ступина Кристина Викторовна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №93», г. Рязань

Занятие по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - это период, во время которого у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, он обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? А формирование элементарных математических представлений развивает личность, интеллект, формирует логику и абстрактное мышление. Обостряет внимание и память, развивает речь и способствует максимально комфортной интеграции ребенка в окружающий мир. На обучение детей влияет не только содержание материала, но и форма подачи, которая способна вызвать интерес детей и познавательную активность. Включение сюжетов сказок, игр в организацию образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром способствует тому, что ребенок из наблюдателя превращается в активного участника, что способствует положительной мотивации к изучению материала.

В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

1) формирование представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности;

2) развитие умения непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определение их соотношения между собой; помощь в освоении чувственных способов ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения;

3) расширение представления детей о многообразии и особенностях растений, животных, их существенных отличительных признаках, неживой природе, явлениях природы разные сезоны года, ознакомление с правилами поведения по отношению к живым объектам природы.

Образовательная деятельность.

1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:

развитие у детей осязательно-двигательные действия: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и тому подобное, расширение содержания представлений ребенка о различных цветах (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый), ознакомление с оттенками (розовый, голубой, серый) и закрепляет слова, обозначающие цвет. Организация поисковой деятельности, конкретизирование и обогащение познавательного действия детей, озадачивание детей вопросами, обращающими внимание на постановку цели, определение задач деятельности, развитие умения принимать образец, инструкцию взрослого, поощрение стремления самостоятельно завершить начатое действие. Организация и поддерживание совместного действия ребенка со взрослым и сверстниками;

при сравнении двух предметов по одному признаку направление внимания детей на выделение сходства, на овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, группировкой по заданному предметному образцу и по слову.

2) Математические представления:

продолжение работы по освоению детьми практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами: больше-меньше, короче-длиннее, шире-уже, выше-ниже, такие же по размеру; больше-меньше, столько же, поровну, не поровну по количеству, используя приемы наложения и приложения; организует овладение уравниванием неравных групп предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы; расширяет диапазон слов, обозначающих свойства, качества предметов и отношений между ними;

знакомство детей с некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, активизируя в их речи данные названия; обращение внимания на использование в быту характеристик: ближе (дальше), раньше (позже); помощь на чувственном уровне ориентироваться в пространстве от себя: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева) и времени (понимать контрастные особенности утра и вечера, дня и ночи).

3) Окружающий мир:

В ходе практического обследования ознакомление с некоторыми овощами и фруктами (морковь, репка, яблоко, банан, апельсин и другие), их вкусовыми качествами (кислый, сладкий, соленый).

4) Природа:

расширение представления о диких животных, деревьях, овощах и фруктах, помощь в их различии и группировании на основе существенных признаков: внешний вид, питание; польза для человека; знакомство с объектами неживой природы и некоторыми свойствами воды, песка, глины, камней. Продолжение развития способностей наблюдать за явлениями природы в разные сезоны года и изменениями в жизни животных, растений и человека (выделение признаков времен года по состоянию листвы на деревьях, почвенному покрову). Способствует усвоению правил поведения в природе (не ломать ветки, не рвать растения, осторожно обращаться с животными, заботиться о них), развивает умение видеть красоту природы и замечать изменения в ней в связи со сменой времен года.

Возраст детей: 3 - 4 года.

Программные задачи:

- формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы (красный, синий, желтый, зеленый), их использовании в самостоятельной деятельности;

- совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические   фигуры: круг, квадрат, треугольник

- помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени;

- развивать исследовательские умения;

- расширять представления о диких животных, деревьях, овощах и фруктах, помогать различать и группировать на основе существенных признаков: внешний вид, питание. Продолжать развивать способность наблюдать за явлениями природы в разные сезоны года и изменениями в жизни животных (выделять признаки времен года по состоянию листвы на деревьях).

Предварительная работа:

- сравнение совокупности предметов, различение, где один предмет, а где много;

- с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг);

- различение цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и закрепление слов, обозначающих цвета;

- ознакомление с дикими животными: где живут, что едят;

Словарная работа:

обогащение словаря: «Зимовье»

активизация словаря: красный, желтый, зеленый, круг, квадрат, треугольник, деревья, заяц, волк, медведь, белка.

Материал и оборудование:

- письмо от лесных жителей

- мольберты, кубики, корзинки, пеньки;

- грибы, орехи, морковь, конфеты;

- картинки с изображением деревьев, диких животных, хвостов животных,   болотных кочек, схемы домика, листьев на магнитах, геометрических фигур;

- Конструктор «Поликарпова»;

- костюм лисы;

- раскраски на тему: «Дикие животные в лесу» - 8 шт.

Ход занятия.

Организационный момент: «Круг радости»

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)

Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают руки)

(Встаем полукругом)

1. Мотивационный этап.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ой, что это? Письмо от лесных жителей! Прочитаем?

Дети: Да!

Воспитатель (читает письмо):

«Дорогие ребята, в лесу случилась беда! Лесные жители хотели справить праздник «Осени», но не могут. Лес стал некрасивый, листья на деревьях прозрачные, бесцветные. Звери свои хвостики перепутали, и «Зимовье» стоит недостроенное. Лесу и зверям нужна Ваша помощь! Приходите скорей!»

Воспитатель: Поможем?

Дети: Да!

2. Ориентировочный этап.

Воспитатель: Что нам нужно для этого сделать?

Дети: Попасть в лес и помочь лесу и лесным жителям.

3.Исполнительский этап.

Воспитатель: Ребята, мы пойдем в гости? Что обычно берут с собой, когда идут в гости?

Дети: Подарки!

Воспитатель: Посмотрите, что у нас есть.

(В корзине лежат орехи, морковь, грибы и конфеты)

Воспитатель: Что можно взять зверям?

Дети: Грибы, морковь, орехи.

Воспитатель: А конфеты надо брать?

Дети: Нет!

(Дети складывают в корзину все кроме конфет)

Воспитатель: Молодцы! Но, чтобы очутиться в лесу, надо сказать слова: Раз, два, три, сказка, двери отвори! Здравствуй лес! Полный сказок и чудес!

Воспитатель: Сейчас время года? Какого цвета листья на деревьях осенью?

Дети: Осень. Желтые, красные.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какие деревья стоят в этом лесу?

Дети: Деревья некрасивые, листья прозрачные.

Воспитатель: Да, в лесу деревья стали совсем некрасивые. Что же случилось?

(Появляется лиса)

Лиса: Здравствуйте, ребята! Как мы Вам рады! Случилась беда, у «Осени» потерялись осенние краски, как теперь деревья разукрасить в осенний наряд? Мы не знаем.

Воспитатель: Ребята, давайте украсим деревья. Одно дерево украсим желтыми листьями, другое красными.

(Два мольберта с изображениями деревьев с бесцветными листьями. На столе желтые и красные листья, дети берут по одному листу и украшают деревья)

Воспитатель: Сколько стало листьев на дереве с желтыми листьями?

Дети: Много.

Воспитатель: Сколько стало листьев на дереве с красными листьями?

Дети: Много.

Воспитатель: Молодцы, справились!

Лиса: Пойдемте скорей, дальше тоже нужна Ваша помощь!

Воспитатель: Чтобы отправиться дальше в путь, надо потренироваться, размяться.

Физкультминутка.

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладошки. (Хлопаем в ладоши)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки подняли вверх)

К солнышку, к тучке.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

Воспитатель: Молодцы! А теперь построимся друг за другом и отправимся в путь!

(Дети оказались на поляне, на пенечке сидит лиса и плачет)

Воспитатель: Лиса, ты что сидишь, плачешь?

Лиса: Хвост свой потеряла.

Воспитатель: Как же так?

Лиса: Хотела себе самый красивый хвост подобрать, у зверей просила, все хвостики перемерила, перепутала и свой потеряла.

(Лиса плачет, на мольберте картинки зверей без хвостиков)

Воспитатель: Дети, каких мы с вами зверей встретили в лесу?

Дети: Заяца, волка, белку, лису, медведя.

Воспитатель: Поможем каждому найти свой хвостик?

Дети: Да!

Лиса: И мне тоже….

(Дети каждому зверю подбирают свой хвостик)

Лиса: Спасибо, ребята, это мой хвостик!

Воспитатель: Вы помогли зверям найти свой хвостики, молодцы! И нам надо дальше отправляться в путь.

Лиса: Но, чтобы попасть дальше, надо преодолеть препятствие - пройти через болото по кочкам. Я вам помогу, я вам покажу!

(Лиса показывает, как надо прыгать, а дети за ней)

Воспитатель: Мы с вами оказались на полянке. Посмотрите, все звери расстроены. Они хотели построить себе домик на зиму «Зимовье», а ничего не получается.

Лиса: У зверей просто фигуры перепутались, их надо разложить по своим местам! Какая это фигура? Какого цвета?

(Лиса показывает квадрат)

Дети: Квадрат. Синий.

Лиса: А эта?

Дети: Круг. Зеленый.

Лиса: Эта фигура?

Дети: Треугольник. Желтый.

Лиса: Давайте, разберем фигуры в разные корзинки.

(Дети раскладывают фигуры в разные корзинки)

Лиса: Молодцы!

Воспитатель: А теперь давайте поможем лесным жителям построить дом?

(Конструктор «Поликарпова», схема домика на мольберте, лиса и ведущий помогают детям)

Воспитатель: Ребята, мы с вами принесли угощения, давай угостим зверей!

(Дети дарят корзину с гостинцами лисе, чтобы она передала животным)

Лиса: Молодцы! За то, что вы такие добрые и отзывчивые мы, лесные жители, вам подарки приготовили! Держите!

(Раскраски)

Воспитатель: Попрощаемся со зверями и отправимся в детский сад!

Дети: До свидания!

Лиса: До свидания!

Воспитатель: Раз, два, три, сказка, двери затвори! Вот мы с вами и в группе.

4. Рефлексивный этап.

Воспитатель: Мы с вами совершили волшебное путешествие.

Воспитатель: Где мы с вами были?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что случилось в лесу?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какого мы с вами там встретили?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как мы им помогли?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

(Ответы детей)

5. Перспективный этап.

Воспитатель: На следующем занятии, мы с вами вспомним, каких животных мы встретили в «Сказочном лесу» и разукрасим их.

Литература:

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. ‒ М.: ТЦ Сфера, 2023. ‒ 208 с.

2. Колесникова Е. В. Математика для детей 3 - 4 лет: методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать».- 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2022. – 16 с.

3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: конспекты занятий с детьми 3 - 4 лет. - 2 - изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2024. – 64 с.

4. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 3 – 4 лет. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2021. – 112 с.

Конспект во вложении (pdf, 213 Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru